Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов ( Характеристика процессного управления ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика процессного управления
1.1.1. Определение процессного подхода
1.1.2. Классификация бизнес-процессов
1.2. Реализация процессного подхода
1.3. Реинжиниринг бизнес-процессов в организации
1.3.1. Определение реинжиниринга
1.3.2. Этапы реинжиниринга бизнес-процессов
1.3.3. Описание бизнес-процессов
1.4 Связь бизнес-реинжиниринга и информационных технологий
1.4.1. Информационные технологии как основа реинжиниринга
2.1 Краткий анализ и описание объекта управления
2.1.1. Основные характеристики объекта управления
2.1.2 Организационная структура компании
2.2 Основные характеристики информационной системы управления объектом
2.2.1 Функциональная структура системы
2.2.2 Структура и характеристика видов обеспечения
3.1.2 Описание метода решения задачи
3.2 Информационное обеспечение подсистемы или задачи
Например, одна и та же организация может быть представлена как:
сеть процессов, с помощью которых она выполняет свою миссию;
совокупность источников и потоков информации и типов данных;
организационная структура;
инфраструктура (территории, здания, сооружения, коммуникации и т.д).
При создании моделей деятельности сначала описывают миссию (фундаментальные цели предприятия), затем дают характеристики основным стратегиям, которые позволяют этих целей достигнуть.
Моделирование объекта начинают именно с описания процессов, определяющих миссию. Затем поэлементно описывают другие процессы, существующие на предприятии. Это дает возможность выявить и устранить очевидные ошибки в структуре управления. Процесс продолжают до достижения необходимой степени «прозрачности», достаточной для корректного анализа выработки эффективных управленческих решений.
Рис. 1.6. Многообразие «проекций» организации
После поэлементного описания процессов проводят их анализ и ранжирование по важности и эффективности. Решение принимается по следующему принципу: кто больше всех выигрывает от эффективной организации процесса и кто больше всех проигрывает от сбоев во время его выполнения. При этом за каждым процессом закрепляется сотрудник, на которого ложится основная ответственность за улучшение этого процесса.
В соответствии с идеологией стандартов ISO семейства 9000 создание системы менеджмента качества в конкретных ситуациях является доказательством того, что организация потенциально способна стабильно поставлять продукцию, отвечающую обязательным требованиям и требованиям потребителей, а также неуклонно повышать удовлетворенность потребителей. Требование стандартов о представлении системы менеджмента качества в виде сети процессов является необходимым и достаточным условием («проекцией») обеспечения ее «прозрачности» для оценки первой, второй и третьей сторонами, доказательством потенциальных возможностей обеспечения результативности.
Применение в организации в качестве основы управления системы (сети) процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом» (рис. 1.7).
Рис 1.7. Идеология процессного подхода в соответствии с ISO семейства 9000 версии 2000т.
Функциональная модель строится для:
формирования иерархии процессов, определяющих качество продукции;
определения входов, выходов и взаимосвязей между процессами;
идентификации процессов, включающей определение диапазонов ответственности, ресурсов, требуемой документации (организационно-распорядительных документов, нормативов и т. д.) и показателей качества процессов.
Статистическая модель служит для ответа на вопросы:
Какие параметры процесса определяют качество продукции?
Как проранжировать эти параметры по степени важности?
Как улучшить процесс за счет внутренних резервов?
Как прогнозировать состояние качества продукции и процессов?
Какие корректирующие и предупреждающие меры можно принимать?
Эффективный менеджмент качества через призму процессного подхода можно представить условно как совокупность двух элементов:
хорошо структурированной (описанной) сети процессов, определяющей деловой процесс (процессы) организации;
постоянно реализуемых процедур планирования, обеспечения, управления, улучшения качества в рамках каждого процесса сети процессов.
Адекватное описание процессов возможно с помощью процедуры, называемой моделированием. Под этим термином следует понимать процесс создания точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания системы, как совокупности взаимодействующих компонентов и взаимосвязей, между ними.
С точки зрения человека, такие системы, как деятельность организации или производственный процесс, описать достаточно трудно, потому что они обладают сложной внутренней структурой и сложным характером взаимодействий между элементами этой структуры. Очень часто невозможность обычными средствами дать простое описание, а, следовательно, и обеспечить понимание таких систем делает их проектирование, разработку и поддержание в рабочем состоянии трудоемким и дорогостоящим процессом и повышает степень их ненадежности.
Моделирование предполагает наличие в обязательном порядке установленного набора изобразительных (выразительных) средств и правил — языка описания объекта. Среди наиболее распространенных языков описания и соответствующих им моделей можно выделить следующие.
Вербальная модель — описание на естественном языке. Например, для стандартизации это наиболее характерная и привычная форма описания объекта. Следует отметить, что этот язык не всегда обеспечивает необходимую «прозрачность» описываемого объекта.
Математическая модель — описание с помощью средств и правил определенного раздела (разделов) математики. Например, статистическая модель для анализа и прогнозирования технологического процесса, составленная на базе таких разделов математики, как теория вероятностей, математическая и прикладная статистика.
Графическая модель — описание объекта с помощью средств и правил графического изображения. Например, ЕСКД (единая система конструкторский документации) — набор средств и правил получения графического описания объекта, называемого чертежом.
Следует отметить, что нет четких границ между приведенными типами языков описания и соответствующими им моделями. Как правило, каждая модель в той или иной мере использует средства и правила других моделей. Например, математическая модель может содержать как элементы вербальной модели (словесное сопровождение), так и элементы графической модели (поясняющие схемы, рисунки и т.п.).
Большинство экспертов по системам менеджмента качества (СМК) сходятся на том, что наиболее приемлемым способом описания процессов является их графическое представление (рис. 1.4). В различных документах, посвященных толкованию процессного подхода, изложенного в новой версии стандарта, предлагаются различные варианты графического представления процессов.
Описание системы процессов организации должно отражать не только отдельные процессы, но также взаимосвязи и взаимодействия между процессами. Процессы вместе с взаимосвязями и взаимодействиями представляют собой сеть процессов организации. Описание сети процессов, составляющих деятельность организации, - это сложная организационно-техническая задача, для решения которой требуются специальные средства описания и анализа.
1.3. Реинжиниринг бизнес-процессов в организации
1.3.1. Определение реинжиниринга
При изменении условий работы организации принятая в ней система бизнес-процессов может стать неэффективной, что требует некоторого целенаправленного изменения этой системы, или реинжиниринга бизнес-процессов (РБП или BRP - Business Process Reengineering). Сегодня методы РБП широко используются многими компаниями мира. М. Хаммер и Дж. Чампи определяют реинжиниринг как: «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы». Здесь речь идет именно о кардинальном, в десятки раз повышении перечисленных показателей эффективности.
Для пояснения, каким образом проведение РБП повышая эффективность работы предприятия, можно рассмотреть, как реинжиниринг изменяет реконструируемые бизнес-процессы.
Одна из главных задач реинжиниринга — добиться снижения себестоимости и рисков организации. Одним из главных методов снижения издержек и рисков предприятий является автоматизация процессов. Применение инструментов управления предприятием, т.е. систем автоматизации, должно быть очень осторожным. Попытки автоматизировать исторически сложившуюся систему управления компанией, как правило, не дают ощутимых результатов в плане снижения издержек.
Автоматизация управления предприятием должна происходить одновременно с его реорганизацией (оптимизацией структуры и процессов), Масштабы и глубина реорганизации зависят от того, насколько выработанные оптимальные процессы и структура будут отличаться от существующих.
Действия, сопровождающие реинжиниринг и приводящие к повышению эффективности работы предприятия
Действие |
Описание |
|
1. Несколько рабочих процедур объединяются в одну |
Происходит горизонтальное сжатие процесса. Если не удается привести все шаги процесса к одной работе, то создается команда, отвечающая за данный процесс, что неизбежно приводит к некоторым задержкам и ошибкам, возникающим при передаче работы между членами команды |
|
2. Исполнители принимают самостоятельные решения |
При этом происходит вертикальное сжатие, процессов. Наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них в работе предприятия приводит к значительному повышению их отдачи |
|
3. Шаги процесса выполняются в естественном порядке (а не в линейном) |
Это позволяет распараллеливать процессы там, где это возможно |
|
4. Процессы имеют различные варианты исполнения |
Процесс должен иметь различные версии исполнения в зависимости от конкретной ситуации, причем каждый вариант должен быть простым и понятным |
|
5. Работа выполняется в том месте, где это целесообразно |
При этом распределяется работа между границами подразделений и устраняется излишняя интеграция |
|
6. Уменьшается количество проверок и управляющих воздействий |
Они должны выполняться в отложенном режиме, что приведет к сокращению времени и стоимости процессов |
|
7. Минимизируется количество согласований (за счет сокращения внешних точек контакта) |
При этом стираются грани между функциональными подразделениями |
|
8. «Уполномоченный» менеджер обеспечивает единую точку контакта |
Этот механизм применяется, когда необходимо обеспечить участие заказчика в сложном процессе |
|
9. Преобладает смешанный централизованно/децентрализованный подход |
При этом подразделения предприятия могут действовать полностью автономно при наличии единого корпоративного хранилища данных |
1.3.2. Этапы реинжиниринга бизнес-процессов
Если предприятие действительно желает добиться ощутимых результатов от реорганизации, то следует руководствоваться системным подходом. Иллюстрацией применения системного подхода к рассматриваемой проблеме реорганизации системы управления предприятием является реинжиниринг бизнес-процессов, который позволяет определить цели реорганизации, выработать вариант достижения поставленных целей и найти подходящие для этого инструменты, т. е. при составлении пла на реорганизации следует четко знать ответы на вопросы: Для чего? Как? С помощью чего?
Для ответа на первый вопрос требуется провести детальный анализ текущих проблем, понять причины неудач и ошибок, выявить слабые места предприятия. Можно назвать следующие причины, которые могут вызвать кардинальные преобразования, или реорганизацию:
значительное снижение эффективности работы компании;
неожиданные действия со стороны конкурентов;
выражение недовольства со стороны клиентов, уход клиентов к конкурирующим компаниям;
конфликты внутри компании, связанные с технологическим циклом;
сбои и задержки, ведущие к штрафам;
приход в компанию нового члена команды управленческого звена, который выступит катализатором стратегических преобразований;
необходимость привлечения капитала может потребовать подготовки бизнес-плана стратегических преобразований, для того чтобы показать инвесторам наличие у компании эффективной структуры управления в настоящем и эффективной стратегии на будущее;
смена руководства или собственников предприятия;
ситуация, близкая к кризисной, которая позволит отказаться от старой системы управления и начать строить новую систему почти с нуля.
Как видно, спектр причин достаточно обширен, к тому же, как правило, действуют несколько факторов одновременно.
Опыт анализа эффективности управления показывает, что основной причиной неудовлетворительного протекания бизнес-процесса является недостаточная координация процесса во все время его протекания от начала и до конца. Поэтому очень важно провести реинжиниринг, или реорганизацию, бизнес-процесса строго по определенной последовательности шагов; это позволит ответить на вопрос Как?, обозначенный выше.
Первый шаг — определение группы работников, которые будут этим заниматься. Ответственность за любое действие, совершаемое при этом, всегда должна лежать на конкретном человеке.