Файл: Тестирование и отладка программного обеспечения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день информационные технологии проникли практически во все сферы деятельности человека. Чтение новостей, организация и обеспечение бизнес-процессов, обучение, общение, развлечение и многое другое современному человеку сложно представить в отрыве от информационных технологий. Поэтому многие разработчики и организации занимаются прикладным и системным программированием, создавая программное обеспечение для закрытия постоянно растущих потребностей пользователей. При этом созданное программное обеспечение (далее ПО) активно применяется пользователями и становится неотъемлемой частью их деятельности. Поэтому крайне важно обеспечить стабильность работы ПО на этапе разработки.

Следствием применения тестирования при разработке продукта является снижение затрат заказчика и потребителя. Эти затраты связаны с необходимостью устранить ошибки в программе, из-за которых нарушается процесс разработки [9]. На сегодняшний день проблема качества программного продукта становится все более острой, особенно по мере расширения использования информационных технологий и роста сложности программ [23]. Отладка и тестирование являются важными элементами, независимо от выбранного языка программирования и платформы, для которой разрабатывается ПО. Этим обусловлена актуальность затрагиваемых в работе проблем.

Ошибки в программах неизбежны. Поиск багов и выявление ошибок позволяет снизить финансовые и репутационные риски для разработчиков программы, найти и устранить критически ошибки в программном коде. Этим подтверждается практическая значимость выбранной темы. Разработчикам и компаниям, занимающимся разработкой ПО, всегда следует стремиться найти все возможные ошибки до того, как программа поступит к заказчику или конечному потребителю.

Цель исследования: охарактеризовать процессы тестирования и отладки.

Исходя из цели работы были сформулированы следующие задачи:

  • проанализировать историю развития тестирования;
  • рассмотреть виды и парадигмы тестирования;
  • провести сравнительный анализ тестирования и отладки,
  • провести отладку приложения способом трассировки.

Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе мы определим значение терминов «тестирование», «отладка программ», назовем методы тестирования и опишем процесс тестирования. Будут рассмотрены методы тестирования, даны общие рекомендации по отладке приложений. Помимо этого, мы охарактеризуем различные виды ошибок и способы их выявления. Во второй главе мы коснемся практических моментов на этапах отладки приложения на примере среды разработки приложений JetBrains WebStorm, на языке программирования JavaScript.


Глава 1. СУЩНОСТЬ ТЕСТИРОВАНИЯ И ОТЛАДКИ

Под тестированием понимается процесс выполнения программы с намерением найти ошибки [21; 27]. Но стоит отметить, что тестирование не гарантирует нахождения 100% ошибок и, как следствие, полного отсутствия неисправностей в программе. Иными словами, тестирование показывает, что нам пока неизвестно, в каких случаях программа может дать сбой.

Количество ошибок в ПО можно снизить, но не исключить полностью [26] путем правильного проектирования программного продукта. Но стопроцентный безошибочный результат практически невозможен. Поэтому процесс тестирования и отладки состоит в том, чтобы определить местонахождение немногих ошибок, присутствующих в хорошо спроектированном программном продукте и убедиться, что программа работает корректно в рамках ожидаемых пользовательских сценариях взаимодействия с ПО.

В рамках этой главы мы рассмотрим историю развития тестирования, дадим краткую характеристику видам тестирования и существующим парадигмам, разберем отличия тестирования от отладки.

1.1 История развития тестирования

Самые первые программные продукты начали разрабатывать в рамках программ научных исследований министерств обороны. Тестирование подобных систем проводилось строго формализовано с записью всех тестовых процедур, тестовых данных, полученных результатов [32]. Тестирование было выделено в самостоятельный процесс, который имел место после завершения кодирования, и производилось все, обычно, тем же персоналом.

В 50–60-х годах прошлого века процесс тестирования был чрезвычайно формализован, отделен от процесса непосредственной разработки ПО и «математизирован». Фактически тестирование представляло собой скорее отладку программ. Однако существовала концепция «исчерпывающего тестирования (exhaustive testing)». Она состояла в проверке всех возможных путей выполнения кода со всеми возможными входными данными. Но очень скоро разработчики пришли к выводу, что исчерпывающее тестирование невозможно, потому что количество возможных путей и входных данных очень велико, а также при таком подходе сложно найти проблемы в документации [15].


В 70-х годах фактически родились две фундаментальные идеи тестирования: тестирование сначала рассматривалось как процесс доказательства работоспособности программы в некоторых заданных условиях (positive testing), а затем — строго наоборот: как процесс доказательства неработоспособности программы в некоторых заданных условиях (negative testing). Это внутреннее противоречие не только не исчезло со временем, но и в наши дни многими авторами совершенно справедливо отмечается как две взаимодополняющие цели тестирования [17].

Отметим, что в современной практике разработки «процесс доказательства неработоспособности программы» ценится чуть больше. Это связано с тем, что negative testing не позволяет закрывать глаза на обнаруженные проблемы.

Итак, ещё раз самое важное, что тестирование «приобрело» в 70-е годы:

  • тестирование позволяет удостовериться, что программа соответствует требованиям;
  • тестирование позволяет определить условия, при которых программа ведёт себя некорректно.

В 80-х годах произошло ключевое изменение места тестирования в разработке ПО: вместо одной из финальных стадий создания проекта тестирование стало применяться на протяжении всего цикла разработки (software lifecycle), что позволило в очень многих случаях не только быстро обнаруживать и устранять проблемы, но даже предсказывать и предотвращать их появление. В этот же период времени отмечено бурное развитие и формализация методологий тестирования, а также появление первых попыток автоматизировать тестирование.

В 90-х годах произошёл переход от тестирования как такового к более всеобъемлющему процессу, который называется «обеспечение качества» (quality assurance), охватывает весь цикл разработки ПО и затрагивает процессы планирования, проектирования, создания и выполнения тест-кейсов, поддержку имеющихся тест-кейсов и тестовых окружений. Тестирование вышло на качественно новый уровень, который естественным образом привёл к дальнейшему развитию методологий, появлению достаточно мощных инструментов управления процессом тестирования и инструментальных средств автоматизации тестирования, уже вполне похожих на своих нынешних потомков [15].

С переходом в новый век развитие тестирования продолжалось в контексте поиска всё новых и новых путей, методологий, техник и подходов к обеспечению качества. Серьёзное влияние на понимание тестирования оказало появление гибких методологий разработки и таких подходов, как «разработка под управлением тестированием (test-driven development, TDD)» [33]. Автоматизация тестирования уже воспринималась как обычная неотъемлемая часть большинства проектов, а также стали популярны идеи о том, в тестировании наиболее важно не соответствие программы требованиям, а её способность предоставить конечному пользователю возможность эффективно решать свои задачи.


Из вышесказанного можно сделать вывод, что тестирование является важнейшим составляющим процесса разработки ПО. Мы можем наблюдать, как подходы к тестированию развивались и улучшались с течением времени. Несмотря на уже отмеченное развитие, подходы к тестированию продолжают изменяться. Интеграция с процессом разработки становится более глубокой. Появляются более гибкие методологии, развиваются решения по автоматизации тестирования, во многих командах применяется кроссфункциональность, когда программист и тестировщик могут во многом дополнять друг друга.

1.2 Виды тестирования

В зависимости от целей, преследуемых в процессе тестирования, его можно разделить на три группы:

  • функциональное,
  • нефункциональное,
  • связанное с изменениями [20].

Рассмотрим первую группу. Под функциональным тестированием понимается тестирование непосредственно функций и задач продукта. Функциональное тестирование рассматривает заранее указанное поведение и основывается на анализе спецификаций функциональности компонента или системы в целом. Эти тесты описываются в спецификациях и основываются на функциях, выполняемых системой, и могут проводиться на всех уровнях тестирования: модульном, интеграционном, системном и приемочном [14].

На модульном уровне тестирования проверяется корректная работа одного отдельного модуля внутри себя [15]. Тесты для такого тестирования обычно пишутся самим разработчиком еще до написания основного кода программы. Если код модуля успешно проходит на соответствие всем проверкам, которые были описаны до его написания, он считается завершенным.

Интеграционный уровень тестирования делится на модульный интеграционный уровень и системный интеграционный уровень. В модульном интеграционном уровне проверяется взаимодействие между модулями системы после проведения модульного тестирования. Все написанные модули объединяют и происходит проверка на соответствие корректной работы не одного модуля, а взаимодействия нескольких [14].

В системном интеграционном уровне проверяется взаимодействие между разными системами после проведения системного тестирования. Это проверка на соответствие корректной работы разных приложений, программ, сайтов между собой. На системном уровне полностью проверяется работа всей системы, взаимодействия всех ее модулей и всех программ между собой [14].


На приемочном уровне тестирования выполняется проверка соответствия разрабатываемой системы требованиям клиента. Таким образом, основная функция приемочного тестирования заключается не в тестировании кода, а в создании именно такой системы, которая требуется клиенту или предприятию [31].

Преимуществом функционального тестирования является имитация фактического использования программы, а к недостаткам можно отнести возможность упущения логических ошибок в продукте и возможную вероятность избыточного тестирования. Широко используется автоматизация функционального тестирования [20].

В функциональной группе тестирования выделяются несколько видов. Назовем и охарактеризуем наиболее распространенные.

1. Функциональное тестирование. В рамках этого вида тестирования проверяется соответствие реализованных функций требованиям, техническому заданию, спецификациям, различным другим проектным документам и просто ожиданиям пользователя. Разработчики проверяют каждую из функций приложения и всех их в комплексе, исследуя все сценарии использования [20].

2. Тестирование безопасности. В ходе тестирования проверяется фактическая реакция защитных механизмов, встроенных в систему, на проникновение [5]. Данный вид тестирования используется для проверки безопасности системы, а также для анализа рисков, связанных с обеспечением целостного подхода к защите приложения, атак хакеров, вирусов, несанкционированного доступа к конфиденциальным данным. Для проверки безопасности программы тестировщику разрешается найти ключ входа в систему, используя несекретные данные, и выполнить атаку системы с помощью специальных утилит, анализирующих защиты.

3. Тестирование взаимодействия. Функция названного вида тестирования – проверить способность приложения взаимодействовать с одним и более компонентами или системами [18; 20]. Важность применения данного вида тестирования обусловлена развитием сетевых технологий и Интернета. В случае успешного прохождения теста взаимодействия программное обеспечение может быть легко интегрировано с другими системами без каких-либо серьезных модификаций.

Перейдем ко второй группе тестирования – нефункциональному. Нефункциональное тестирование основывается на тестах, необходимых для определения различных характеристик продукта, которые измеряются всевозможными величинами, т.е. показывает, как программа ведет себя в работе [14]. Нефункциональное тестирование включает в себя ряд подвидов: тестирование производительности, установки, удобства использования, на отказ и восстановление и конфигурационное тестирование [20].