Файл: Теории происхождения государства (различие и общие черты теории).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство является основным институтом политической системы нашего общества и важнейшей формой его организации. Основная цель государства - организовать политическую власть и управлять обществом. Любое государство выражает и защищает интересы всего общества и правящих кругов. В повседневной жизни и деятельности государственные интересы последних часто преобладают над интересами общества.

Государство обладает характерными чертами и особенностями, которые отличают его как от первобытнообщинной организации общества, так и от существующей негосударственной организации (партии, другие общественные организации, общественные движения и т. Д.).

На протяжении тысячелетий люди жили в условиях государственной правовой системы: люди являются гражданами (или гражданами) определенного государства, подчиняются государственной власти и ведут свои действия с юридическими требованиями и требованиями. Естественно, даже в древние времена люди стали задумываться над вопросами о причинах и возникновении государства. Было выдвинуто много разных теорий, которые по-разному отвечают на такие вопросы. Большое количество этих теорий объясняется различиями в исторических и социальных условиях, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые занимали авторы.

Цель работы: рассмотреть основные теории происхождения государства

Задачи: определить, по каким основным критериям отличаются теории происхождения, рассмотреть общие черты.

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ

Государство – это политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения.

Основные признаки:

1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию в масштабе целой страны.

2) население. Признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и т.д.

3) публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.


4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную власти. Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости этого государства в отношении к любым другим властям внутри страны, а также независимость на международном уровне при условии не нарушения суверенитета других стран.

5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.);

6) обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы.

7) государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств.

ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

На вопрос о происхождении государства, который един для всех времен и народов, существует множество теорий, вариантов и предположений, такое множество мнений связано со следующими факторами.

Первый фактор: мыслители, предлагавшие теории, жили в различные исторические эпохи и, использовали разный объем накопленных знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо высок, но мы не должны рассматривать с недоверием идеи ученых, живших ранее, тем более, многие идеи не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени.

Второй фактор: объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для своих идей различные регионы, отличающиеся многообразием.

Третий фактор: нельзя исключить, что философские и идеологические интересы сильно влияли на взгляды авторов теорий очень часто.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

3.1. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Это одна из первых теорий, возникших для объяснения происхождения государства. Его представителями были религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (например, Томас Ливийский - XIII век), идеологи ислама и современные католические и православные церкви. Божественная теория была особенно распространена в средние века.


Суть теории заключается в том, что государство является результатом "божественного провидения"; она вечна, как сам Бог; суверен наделен Церковью правом командовать людьми и призван нести волю Божью на земле; люди должны подчиняться воле суверена.

Католический богослов Ф. Аквинский писал, что правитель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле. Управляющая воля правителя является в то же время единственным объединяющим принципом: без него государство развалилось бы.

Православный богослов Иоанн Златоуст отметил, что существование авторитетов - это вопрос Божьей мудрости, и поэтому необходимо «благодарить Бога за то, что есть цари и за то, что есть судьи». настаивает на необходимости подчинения всем властям как выполнения обязательства перед Богом. Его не смущает тот факт, что у власти есть порочные люди, и они не используют это должным образом, потому что он считает, что это зависит от развращенности людей. Наследство власти, по его мнению, также совершается «по благодати Христовой», которая хочет, чтобы Царство Божье продолжало существовать. В своих учениях он также коснулся роли боссов, которые вносят большой вклад в оружие, отражают врагов, умиротворяют крамольных людей, разрешают все виды споров, одним словом, чтобы мы не были «как ублюдки», а власти - чтобы мы не пожирали друг друга "как рыба". Иоанн Златоуст предупреждает, что с разрушением властей исчезнет весь порядок, и мы будем вести жизнь «более безумную, чем глупые животные, мы начнем кусать и есть друг друга ... Но теперь, по милости Божией, нет ничего подобного». Поскольку царская власть - это подобие мировой силы Бога, личность монарха как личности приобретает особое значение: истинный царь подчиняет все законам Бога и, сохраняя ум свободным, не позволяет утверждать гнев, любовь к любви и удовольствие в душе, потому что, если он не может контролировать себя, то как он может контролировать других? Король, отвечая Богу за королевство, вверенное его заботе, имеет три обязанности: наказывать врагов Бога, которые создают зло, распространять учения Бога в своем царстве и создавать условия для благочестивой жизни людей.

Теологическая теория не может быть доказана и не может быть опровергнута напрямую: вопрос об ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, т. Е. В конечном итоге это вопрос веры.

3.2. ТЕОРИЯ ПАТРИАРХАЛЬНОЙ СЕМЬИ


Патриархальная теория рассматривает возникновение государства из большой семьи, а власть монарха происходит от власти отца над членами его семьи. Основателями является Платон и Аристотель, которые считали, что возникновение государства - это результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом.

Эта теория была нужна, чтобы показать, что власть монарха, какая бы суровая ни была, является священной, так же как власть отца. Отец может наказать дитя, побить, но это отец и к нему надо относиться с почтением. Точно так же следует относиться и к монарху.

Так же, как и теологическая теория, патриархальная была направлена на обоснование неограниченности власти царя, монарха, но происхождение этой власти уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха.

Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера "Патриарх". Роберт Фильмер, сторонник неограниченной королевской власти, опираясь на Библию, в сочинении "Патриархия, или Естественная власть короля" он доказывал, что власть королей ведет свое начало непосредственно от прародителя рода человеческого - Адама. Поэтому государство появляется вовсе не в результате общественного договора, заключаемого свободными равными людьми, который ими же при определенных условия может быть расторгнут. Государь не назначается, не выбирается и не смещается подданными, ибо все они - его дети. Происходя (через Адама) от бога, монархическая власть, согласно Фильмеру, вообще не подчинена человеческим законам.

Являясь внешне привлекательной, рассматриваемая теория вряд ли может быть признана научной. Не случайно Сидней Локк в произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.), критикуя теологически-патриархальную теорию Фильмера, заметил, что, либо монархов должно быть столько, сколько отцов, либо в мире должна быть только одна монархия.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.


3.3. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ

Основными представителями теории насилия являются Л. Гумплович, К. Каутский, Э. Дюринг.

В соответствии с этой теорией государство всегда формируется в результате насилия. Л. Гумплович в 1910 году написал книгу «Общая доктрина государства», в которой говорится: «История не показывает нам ни одного примера, где бы государство возникло не в результате акта насилия, а каким-либо иным образом. Кроме того, это всегда было насилие одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильного иностранного племени более слабым, уже оседлым населением. "

Борьба за существование является, по мнению Гумпловича, главным фактором общественной жизни. Государство полностью в рамках этого фактора. Эта борьба является вечным спутником человечества и главным стимулом общественного развития. На практике это приводит к борьбе между различными группами людей. Каждый из них стремится подчинить другую группу и установить господство над ней. Высший закон истории очевиден: «сильнейшее поражение слабейшего, сильное объединяется, чтобы немедленно превзойти третье, также сильное и т. Д. В единстве». Изобразив таким образом высший закон истории, Гумплович заявляет: «Если мы четко осознаем этот простой закон, то, казалось бы, неразрешимая загадка политической истории будет раскрыта нами».

Поскольку всякая деятельность любого государства в первую очередь определяется необходимостью защиты и укрепления отношений господства - подчинения, которое пронизывает социальное целое сверху донизу, будет правильно, полагает Гумплович, квалифицировать государство следующим образом: «Естественно, выросла организация господства, призванная поддерживать определенный законный порядок».

Завоевание одним народом другого имело место, что отразилось на социально-этнической структуре зарождающегося общества. Однако это были уже вторичные процессы, когда первичные, ранние классовые государства уже существовали как города-государства, когда завоеванные народы либо имели свои органически сформированные государственные образования, либо достигли уровня своего развития, на котором они были готовы принять государство. организованные формы общественной жизни. Кроме того, теория насилия снова носит вневременный, абстрактный характер, соответствующий представлениям и уровню знаний XIX-начала XX веков.

В то же время не следует сбрасывать со счетов «побеждающий» фактор формирования государства, помня, однако, что история дает много примеров поглощения, растворения побежденных людей побежденными, сохранения и ассимиляции завоевателями. государственные формы завоеванных народов. Короче говоря, теория насилия не раскрывает существенных причин происхождения государства, она лишь раскрывает его отдельные формы, в основном вторичные (воины городов-государств между собой, формирование территориально более обширных государств, отдельные эпизоды в История человечества, когда на уже существующие государства нападали нации, которые не знали государственного устройства, и либо уничтожали, либо использовали победители (например, нападения германских племен на Рим). Рассматриваемая теория подтверждается историческими фактами. Таким образом, германские племена завоевали часть Римской империи, и в результате возникло германское государство. В то же время эту теорию нельзя считать универсальной. Не все государства возникли в результате акта насилия. Кроме того, не на любом этапе развития общества насилие привело к появлению государства. Победа одного примитивного стада другого не привела и не могла привести к возникновению государства в то время. s, соответствующие условия должны быть сформированы.