Файл: Экономика 3 тема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2019

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические основы рыночного хозяйства

  1. Формы общественного производства. Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство. Условия возникновения товарного хозяйства.

Форма общественного хозяйства - это определенный способ организации хозяйственной деятельности людей.

Такими формами являются натуральное хозяйство итоварное производство.

Натуральное хозяйство- это такое хозяйство, при котором продукты производятся для непосредственного потребления. При натуральном производстве все виды работ, начиная с добывания предметов труда и кончая завершающей стадией производства, ведутся в самом хо­зяйстве. Ха­рактерными чертами являются:

замкнутость, отсутствие связи с другими хозяйственными единицами.

все потреб­ности производителя здесь удовлетворяются за счет собст­венного хозяйства.

в производстве используются прими­тивные орудия труда, в силу чего низок уровень произво­дительности труда, кон­серватизм, т.е. повторение производства в прежних размерах, на прежних основаниях.

преобладает естественное разделение труда.

Натуральное хозяйство - исторически первый тип хозяйственной деятельности людей. Оно возникло в глу­бокой древности, в период становления первобытнообщин­ного строя, когда началась производственная деятельность человека и появились первые отрасли хозяйства - земле­делие, скотоводство. Элементы натурального хозяйства имеют место и в современных развитых странах, где господствуют товарно-денежные отношения.

Главный недостаток натурального хозяйства состоит в том, что оно не может обеспечить рост производительности труда, а потому поддерживает лишь минимальные условия жизни. Поэтому, начав с натурального хозяйства - самой первой формы организации экономической жизни, челове­чество на ней не остановилось и перешло к товарному производству.

Товарное производство -такая организация общественного хозяйства, при которой продукты производятся отдельными,

хозяйство, производя для себя весь набор необходимых продуктов. По мере развития производительных сил и общественного разделения труда это неэффективное производство вытеснялось все более производительным товарным хозяйством. Товарное производство – это производство продукции не для собственного потребления, а для обмена, на продажу. Продукт такого производства называется товаром.

Товар – это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью.

Товар является основной категорией рынка.

Существуют различные классификации товаров по следующим признакам:

1) по характеру спроса на товар:

а) повседневного спроса;

б) предварительного спроса;

в) особого спроса;

г) пассивного спроса;

2) по характеру потребления товара:

а) товары индивидуального потребления;

б) товары производственного потребления;


3) по длительности использования:

а) товары кратковременного пользования;

б) товары длительного пользования.

Существуют две теории, анализирующие свойства товара.

1. Марксистская теория трудовой стоимости. Согласно данной теории у товара имеются четыре свойства:

1) потребительная стоимость – это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять ту или иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств товара);

2) стоимость – это то, во что обходятся производство товара и его реализация (т. е. овеществленный в товаре общественный труд);

3) меновая стоимость – это количественное соотношение в котором один товар обменивается на другой;

4) цена – это денежное выражение меновой (рыночной) стоимости товара.

Свойства товара определены двойственным характером труда:



Закон убывающей предельной полезности заключается в снижении предельной полезности по мере приобретения каждой последующей единицы товара.

Поведение потребителя на рынке – благоразумное, так как имеется главный ограничитель – размер его дохода.

Благоразумность поведения потребителя означает:

1) максимизацию полезности при ограниченном доходе;

2) наиболее эффективное использование средств;

3) такое распределение денежных средств при определенном уровне доходов и ценах, чтобы получить максимум полезности.

Степень полезности – это категория субъективная, которая не поддается точному количественному измерению.

В экономической теории известны два подхода к оценке полезности товара. Кардиналистский (количественный) подход пытается измерить полезность в условных единицах (подобно весу, длине и т. д.), которые называются «ютили».

Предполагается, что для измерения полезности каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности («пользометр»), который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен использованием товара.

Реально же у каждого потребителя существует шкала индивидуальных предпочтений, позволяющая упорядочить набор товаров с точки зрения возрастания их полезности.

Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха.

В теории предельной полезности ХХ в. преобладающим стал ординалистский подход, основоположником которого является итальянский экономист В. Парето.

Главная идея теории – упорядочение различных наборов товаров с точки зрения их предпочтительности.

Для этого подхода характерны следующие признаки:

1) упорядоченность предпочтений, т. е. предпочтения потребителя уже сформировались, и потребитель способен сравнить наборы товаров;

2) транзитивность предпочтений, т. е. все предпочтения согласованы;

3) аксиома ненасыщения, т. е. полное насыщение потребителя невозможно;

Эволюционная концепция доказывает, что деньги появи­лись не одномоментно, в силу закона или соглашения, а сти­хийно, в результате длительного процесса развития обменных отношений. Другими словами,деньги являются объективным результатом развития процесса товарного обмена


Анализируя исторический процесс развития обмена, К. Маркс выделил четыре формы стоимости.

Простая (случайная) форма стоимости соответствует са­мой ранней стадии развития обмена, когда он носил случайный характер, а объектом меновых сделок становились, как прави­ло, продукты, которые по каким-либо причинам оказывались в избытке.

Полная (развернутая) форма стоимости соответствует этапу развития обмена, когда он стал уже достаточно регуляр­ным, но процесс образования постоянно функционирующих ре­гиональных рынков еще не был завершен.

Всеобщая форма стоимости соответствует этапу развития обмена, когда на региональных рынках произошло выделение спе­цифических товаров, за которыми закрепились функции всеобще­го эквивалента. Денежная форма стоимости пришла на смену всеобщей форме с развитием региональных рынков и международной торговли, когда в качестве всеобщего эквивалента стали исполь­зовать благородные металлы, в основном золото и серебро.

Итак, согласно эволюционной концепции, деньги появились в результате развития форм стоимости (меновой стоимости).

Рационалистическая концепция происхожде­ния денег исторически возникла первой. В ней для объяснения появления денег и развития их форм используется субъективистско-психологический подход:утверждается, что деньги были сознательно придуманы и введены людьми для облегче­ния процесса обмена, более рациональной организации обмен­ных операций. Объясняя появление денег недостатками прямого товарного обмена, западные экономисты выделяют две основные пробле­мы бартерных сделок:

1)поиск двойного совпадения, то есть двух товаропроизво­дителей, взаимно заинтересованных в приобретении продукции друг друга;


Количественная теория денег возникла в XVIв., когда в Европе значительно увеличилось количество драгоцен­ных металлов за счет золота и серебра, вывезенного из Амери­ки. Это привело к так называемой "революции цен" — резкому возрастанию уровня цен на товары.

Основные положения классической количественной теории:

  • все формы денег, включая металлические деньги, лише­ны внутренней стоимости;

  • стоимость любых форм денег и уровень товарных цен за­висят от количества денег в обращении;

  • главной функцией денег является функция средства обра­щения;

  • деньги выполняют только посредническую роль в эконо­мике и не оказывают заметного самостоятельного влияния на воспроизводство.


  1. Сущность, функции денег. Виды денег. Закон денежного обращения.

Что такое деньги? Деньгами может быть все, что принимается в уплату за товары и услуги. С древних веков драгоценные металлы, такие как золото и серебро, были самыми популярными формами денег. На протяжении веков различные общества использовали в качестве денег табак, соль, рыболовные крючки, раковины, камни и конечно всевозможные виды бумаг.


Деньги выполняют функцию меры стоимости,т.е. служат для измерения и сравнения стоимостей различных товаров и услуг. Мера стоимости является основной функцией денег. Все разновидности денег, действующие в национальной экономике в данный момент времени, предназначены для выражения стоимости товаров. В каждой стране установлена собственная денеж­ная единица, которая является мерой стоимости всех товаров и услуг, присутствующих на рынке.

Деньги также можно охарактеризовать по тем функциям, которые они выполняют:

1) средство обращения;

2) мера стоимости;

3) средство накопления;

4) средства платежа;

собственной стоимости, то неполноценные действуют согласно своему официальному назначению.

Основные виды неполноценных денег можно разделить на три вида:

1) бумажные деньги;

2) биллонные монеты;

3) кредитные деньги.

Бумажные деньги – это бумажные денежные знаки, которые по воле государства представляют часть стоимости в национальной экономике. Первоначально существовали казначейские билеты, сейчас – банковские билеты.

Биллонные монеты (биллоны) – это металлические знаки денег в виде монет из дешевого серебра и недрагоценных металлов (алюминия, меди, никеля и других материалов и их сплавов). Они обслуживают мелкий оборот, а также размен более крупных по стоимости бумажных денежных знаков на меньшие стоимостные знаки.

Кредитные деньги – это знаки только тех денег, которые взяты или даны в долг, т. е. связаны с кредитом.

Закон денег отвечает на вопрос, какое количество денег должно находиться в обращении, чтобы деньги могли выполнять свои функции.

Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

  • количество проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

  • уровень цен товаров и тарифов (связь прямая);

  • скорость обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цен.

Д = Т · Ц/v,

Д — денежная масса; Ц — цена; v — скорость оборота денег