Файл: Информация в материальном мире (История информации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В данном курсовом проекте будет рассмотрено понятие информация, взаимодействия человека с информацией, разберем историю четырех информационных революций, их появление и развитие. Дадим определение понятию информации в разных контекстах и постараемся разобрать полное и универсальное определение информации согласно законам логики, а также узнаем какие виды информации существуют. Еще будет представлено как происходит превращение данных в информацию через знания. Распишем чем отличаются данные от информации. Рассмотрим роль информации в жизни человека в современном мире.

1.1 История информации

Перед тем как перейти к изучению понятию информации, важно вспомнить основные исторические этапы развития информации. Это необходимо для понимания, как влияла информация на развитие человечества, так и на развитие технологий, стиля жизни и возможно на то, кем мы сейчас являемся.

Рис.1. Исторические этапы развития информации

Человечество прошло долгий путь от передачи информации путем жестов до передачи сигналов по всему земному шару. Графически это представлено на рисунке 1. Этот путь принято разделять на четыре этапа развития, или как еще их называют информационными революциями:

  • появление письменности;
  • книгопечатание;
  • изобретение телеграфа, радио, телефона и телевидения;
  • создание компьютеров и появление интернета.

Первая информационная революция произошла около 5 тысяч лет тому назад: появилась письменность. Собственно, «исторический» и «доисторический» периоды и принято разделять по моменту появления первых письменных свидетельств истории. Удивительным образом возникновение письменности совпадает с появлением первых цивилизаций. Самый древний из известных артефактов называется «табличка из Киша» — был создан около 3500 года до н.э. шумерами.

Рис. 2. Табличка из Киша

Письменность позволяла сохранять текст в неизменном виде на протяжении длительного времени, и создала возможность для накопления и распространения знаний и для передачи будущим поколениям.

Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного, технологического и экономического уровня. Постепенно петроглифы превратились в (каждое слово обозначалось своим стилизованным изображение), которое в свою очередь со временем превратилось в письмо идеографическое (значок стал обозначать не только предмет, но и некоторое связанное понятие) и далее в фонетическое (значок стал обозначать звук). Позже переход от пиктографического и идеографического (рисунок 3) письма к алфавитному, сделавший письменность более доступной. Во всяком случае, все три древнейшие цивилизации: шумерская, древнеегипетская, хараппская — обладали письменностью.


Рис. 3. Пример пиктографического письма

Письменность открыла совершенно новые перспективы для накопления знаний, но и она не была свободна от недостатков. Одним из них, прежде всего, это дороговизна носителя информации и трудности создания копии носителя. Когда, через две с половиной тысячи лет, эти проблемы были, решены, и произошла вторая информационная революция.

Вторая информационная революция началась в эпоху Возрождение (прим. 15 век). Связана она с изобретением печатного станка и надо признать эту революцию одной из первых эффективных информационных технологий.

Рис. 4. Иоганн Гутенберг (1399-1468)

Иоганн Гутенберг (рисунок 4) между 1450 и 1455 годами изобрел печатный пресс и наборный шрифт. Относительная простота процесса книгопечатания, возможность выпуска печатных книг большими тиражами и меньшая стоимость производства, по сравнению с рукописным написанием книг - привело к тому, что в обществе существенно расширились возможности для получения знаний, образования и самообразования для широкой прослойки общества. Образно говоря, идея нанесения изображения на носитель с помощью оттиска печатной формы появилась практически одновременно с письменностью. Печать на шёлке известна в Китае с 3-го века нашей эры, печать с деревянных досок (ксилография) — с 7-го, наборный шрифт был изобретен в 11 веке. Однако, само по себе вырезание на дереве или глине текста было задачей куда более сложной, чем переписывание книги. Удивительным образом, информационная революция происходит на рубеже смены эпох, в данном случае — на рубеже эпохи Возрождения и Нового времени.

Рис. 5. Печатный станок

Под воздействием быстро возрастающего спроса на печатные издания появились и стали быстро совершенствоваться технологии для подготовки и издания различного рода печатной продукции. Печатная книга стала главным хранителем информации и источником знаний. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное – началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные.

Высшей точкой развития второй информационной революции является появление печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п. В 16-ом веке намечается тенденция к радикальному удешевлению газет, и в 17-ом веке они становятся важнейшим инструментом политики. Дешевая и массовая газета стала тем инструментом, который позволил политически связать разрозненные земли в единое государство. 


На первый взгляд может показаться, что связь между книгопечатанием и сменой эпох довольно случайна, но при внимательном рассмотрении можно убедиться, что это не так. Идеи, которые взорвали мир, были изложены именно в печатной форме. 

Именно книгопечатание позволило создать некоторое общее информационное пространство, в котором двигалась научная и культурная мысль Нового времени.

Помимо всего прочего, книгопечатание создало ключевое для понимания современных проблем копирайта разделение труда: выделились отдельно те, кто пишет книги (авторы), и те, кто эти книги представляет публике (издатели). Не случайно авторское право возникает именно с развитием книгопечатания. Тогда же складывается и модель оплаты труда автора и издателя поэкземплярно.

Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция началась в 19 веке, благодаря Попову, Маркони и Тесла, когда были изобретены и стали все более широко распространяться средство передачи информации на расстояние, такие как телеграф, радио, телефон и телевидение.

Рис. 6 Один из первых в мире телеграфов

Проблемой была передача информации между континентами — каким образом протянуть более 3000 км (от Европы к Америке) провода через Атлантический океан? Удивительно, но именно так и решили поступить. Инициатором стал Сайрус Уэст Филд — один из основателей компании Atlantic Telegraph Company, который устроил хардпати для местных олигархов и убедил их проспонсировать проект. В результате появился «клубок» кабеля весом в 3000 тонн (состоящий из 530 тысяч километров медной проволоки), который к 5 августа 1858 года успешно размотали по дну Атлантического океана крупнейшие на тот момент военные корабли Великобритании и США — «Агамемнон» и «Ниагара». Позже, правда, кабель порвался — не с первого раза, но починили.

В 1916 году началось регулярное вещание первой радиостанции в США. В середине 1920-х появились первые удобные и доступные радиоприемники. Тогда же начались первые эксперименты по передаче видеосигнала. Теле и радиовещание предоставляют ряд возможностей, принципиально отличающих их от печатных изданий:

  • возможность моментальной доставки информации;
  • возможность передавать живую речь (и изображение в случае телевидения);
  • возможность доставлять информацию бесплатно для потребителя;
  • возможность окружать потребителя информацией 24 часа в сутки.

Эти средства сегодня оказывают значительное воздействие на формирование общественного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чувства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей страны, но и значительной части всей нашей планеты.

Именно это позволяет сейчас многим людям чувствовать свою сопричастность к происходящим в мире событиям, быть в курсе политической, экономической и культурной жизни планеты. Мы уже не мыслим своего существования в отрыве от мирового информационного пространства. А, это очень важный аспект формирования сознания человека, который сегодня ощущает себя не только гражданином своей страны, но и, в определенной степени, гражданином всего мира. Помимо всего прочего, радио и телевидение полностью изменили формат произведения искусства. Если раньше для того, чтобы прослушать какое-то произведение, человек должен был явно выразить к этому стремление (прийти на концерт или хотя бы на уличную площадь, где выступали артисты), то изобретение радио и телевидения окружило человека информацией буквально со всех сторон.

Новые качества, которые принесла в информационную сферу общества третья информационная революция, заключаются не только в том, что по новым коммуникационным сетям стали передаваться невиданные ранее объемы информации, но также и в том, что информационные коммуникации стали осуществляться с более высокой оперативностью. Любое событие, которое происходит сегодня на нашей планете, в течение нескольких часов может стать известным подавляющему большинству ее обитателей, где бы они ни находились. Таким образом, информационная революция изменяет общественное сознание всего человечества и создало предпосылки эффекта «сжатия пространства».

Рис. 7. Эдвард Хофф

Конец ХХ века называют новым информационным веком и связывают с четвертой информационной революцией — изобретением микропроцессора (Эдвард Хофф, 1971) и появление персональных компьютеров. Это сделало возможным информационный обмен в глобальном масштабе. Последняя информационная революция выдвигает новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства знаний. До изобретения компьютера "носителем" информации была книга. Интернет как среда распространения информации представляет собой гигантский прорыв, значение которого для человечества пока не понято и наполовину. Интернет способен предложить каждому отдельному человеку неисчерпаемые интеллектуальные богатства.


Стоимость распространения информации стала нулевой, особенно в сравнении с бумажным носителем. По большому счету, четвертая информационная революция уничтожила все мыслимые барьеры на пути распространения информации и ликвидировала все недостатки аналоговых носителей. С другой стороны, связь «человек — информационное пространство» из симплексной стала полнодуплексной. Любой может как черпать информацию из Интернета, так и поставлять её.

Рис. 8 Вернер Михаэль Блюменталь

 Бывший министр финансов США Михаэль Блюменталь (рисунок 8) резюмировал в 1988 году в статье, озаглавленной «Мировая экономика и изменения в технологии»: «Информация, — писал он, — стала рассматриваться как ключ к современной экономической деятельности — базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила». Объём имеющейся у нас информации с каждым днём увеличивается всё быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыдущую историю человечества.

1.2 Определение понятия информация и её виды

В предыдущем разделе мы выяснили на примере истории, как высока ценность и силу влияния информации на развитие целых цивилизаций. В этом разделе разберем и изучим определение информации.

Человек каждый день пользуется понятием информации и каждый понимает, что это такое, но не каждый может это понятие объяснить. Сложностью этого понятия является то, что определение информации зависит от контекста или предметных областей и даже от законодательства.

Термин информация происходит от латинского слова «informatio» – разъяснение, изложение, осведомлённость. В зависимости от области, в которой ведется исследование, и от класса задач, для которых вводится понятие информации, исследователи подбирают для него различные определения.

Рассмотрим на примере нескольких определений информации. Информация в Толковом словаре Ожегова звучит так: Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. В законодательстве Российской федерации: Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления («Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). В информатике: Информация – это осознанные сведения (знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.) об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.