Файл: Юридическая ответственность ( Понятие и цель юридической ответственности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы юридической ответственности

1.1 Понятие и цель юридической ответственности

1.2. Функции юридической ответственности

1.2.1. Функция устрашения

1.2.2. Функции, направленные на исправление к лучшему

Глава 2. Формы реализации юридической ответственности

2.1. Поощрение и наказание как формы реализации юридической ответственности

2.2. Соотношение обстоятельств, исключающих юридическую ответственность и оснований, освобождающих от юридической ответственности

По общему правилу лицо, совершившее правонарушение, должно быть привлечено к ответственности и подвергнуто мерам предусмотренных законодательством. Однако опыт применения мер предусматривающих ответственность за совершение правонарушения свидетельствует о том, что не во всех случаях целесообразно привлекать виновного к ответственности и подвергать наказанию. Поэтому законодательство, руководствуясь принципами гуманизма и справедливости, предусматривает возможность освобождения от ответственности лиц, совершивших правонарушение[50].

Институт освобождения от ответственности нельзя путать с ситуациями, когда лица не может быть привлечено к юридической ответственности из-за отсутствия в его деянии состава правонарушения (преступления), или из-за недоказанности его участия в преступлении, или из-за малозначительности совершённого деяния, или из-за добровольного отказа от доведения преступления до конца, а также по другим причинам.

Определенные условия определяют исключение юридической ответственности.

Для того чтобы определить, как эти два очень схожих на первый взгляд понятия соотносятся, для этого необходимо отметить сходства и различия. То, что их несомненно объединяет, это – совершение лицом противоправного деяния или внешняя схожесть с преступлением, говоря об обстоятельствах исключающих юридическую ответственность, причинение вреда общественным интересам.

Важное значение приобретает правовая оценка должностным лицом обстоятельств дела, условий происхождения действий субъектами. Ведь для того, чтобы принять решение о привлечении лица к ответственности нужно тщательно рассмотреть содержание дела, иска, заявления, правильно оценить причинённый ущерб, внешние обстоятельства и условия произошедшего, факты и много другое.

Также очень важен итог, а именно то, что юридическая ответственность будет исчерпана для лиц, в отношении которых ответственность исключена и для лиц, сумевших освободиться от неё.

Необходимо отметить тот факт, что лица освобождённые от уголовной ответственности освобождаются и от судимости (ч. 2 ст. 86 УК РФ[51]), что является немаловажным фактором. Обстоятельства, происходящие в момент необходимой обороны, как факт исключающий преступность деяния, очень тесно граничит с совершением преступления, поэтому уголовный закон предусмотрел условия правомерности, для того чтобы можно было опереться на них, как на факты, которые обосновывают правомерность действий подозреваемого.

У института оснований освобождения от юридической ответственности условия правомерности субъекта исключены, так как вина его очевидна, но лицо признанное виновным для улучшения своего положения перед обществом и смягчения ответственности, а возможно и освобождения от неё своими позитивными действиями может раскаяться в совершённом правонарушении, загладить причинённый им вред потерпевшим лицам, во время отбывания наказания либо до решения (приговора) суда доказать своим поведением, что он достоин освобождения от ответственности[52].

Иногда возникшие или существовавшие ранее факты, например, болезнь подозреваемого, наркотическая зависимость, признание факта беременности и другие могут оказать влияние на окончательное решение суда.

Схожие обстоятельства можно заметить в конкретных случаях крайней необходимости, например, физиологические и патологические процессы организма человека – болезнь, голод, что привело человека в отчаянное положение, вследствие которого лицо совершило действие, посягающее на охраняемые законом интересы.

Непогашенная судимость, имеющаяся у подозреваемого в рассмотренных правовых институтах является очень существенным фактом. Например, для обстоятельств, исключающих преступность деяния, непогашенная судимость не имеет никакого значения, ведь отсутствует состав преступления. Лицо, имевшее непогашенную судимость, не может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшей стороной или в связи с деятельным раскаянием.

Было сказано, что на первый взгляд понятия исключения и освобождения от юридической ответственности очень похожи, но нельзя забывать, что эти институты имеют и существенные отличия, которые не позволяют им слиться воедино, например: для того чтобы освободить физическое лицо от юридической ответственности необходимо сначала признать в его действиях состав преступления и признать его непосредственную вину, а уже потом руководствуясь общими принципами судопроизводства и права принимать решение об освобождении его от ответственности[53].

Иная ситуация у лица, совершившее противоправное деяние с объективной точки зрения, но не содержащего в себе состава правонарушения, следовательно и вина с ответственностью полностью исключаются. Итак, основное разграничение двух упомянутых институтов исключения юридической ответственности и освобождения от неё заключается в двух различных основополагающих начал.

Для исключения юридической ответственности достаточно признать совершенное деяние не преступлением, а правомерным действием в сложившихся обстоятельствах или исключение субъективного фактора – вины, либо отсутствие других элементов состава правонарушения.

Выводы

Обстоятельства исключающие юридическую ответственность как правовой институт носит исчерпывающий характер в отличие от оснований освобождающих от ответственности. Для основания освобождения от юридической ответственности правоприменителям необходимо понять, что лицо совершившее общественно-опасное деяние либо проступок, в силу нецелесообразности в отношении него допускается снисхождение по основаниям указанным в законодательстве.

Заключение

Обстоятельства исключающие юридическую ответственность как правовой институт носит исчерпывающий характер в отличие от оснований освобождающих от ответственности. Для основания освобождения от юридической ответственности правоприменителям необходимо понять, что лицо совершившее общественно-опасное деяние либо проступок, в силу нецелесообразности в отношении него допускается снисхождение по основаниям указанным в законодательстве.

Список литературы

Введение

Актуальность.  Россия провозгласила себя правовым государством, в котором права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их зашита – это обязанность государства. Государству, в лице его органов и государственных служащих не свойственно ограничивать себя самостоятельно. Таким ограничивающим и сдерживающим фактором выступает юридическая ответственность, которая действуя методами убеждения, принуждения и поощрения на государственных служащих, принуждает их к поведению (деятельности) социально полезной для всего общества. Одним из принципов правового государства является взаимная ответственность личности и государства, а если конкретизировать, то это ответственность государственных служащих перед народом.

Объектом исследования является юридическая ответственность.

Предметом исследования являются формы реализации юридической ответственности.

Цель работы – исследовать понятие, признаки, сущность и виды юридической ответственности в российском праве.

В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:

1. рассмотреть понятие и цель юридической ответственности в российском праве;

2. исследовать функции юридической ответственности: функцию устрашения и функции, направленные на исправление к лучшему;

3. исследовать поощрения и наказания как формы юридической ответственности;

4. исследовать соотношение обстоятельств, исключающих юридическую ответственность и оснований, освобождающих от юридической ответственности.

Методы исследования. В работе проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей деятельности, отражающий взаимосвязь теории и практики.

Для написания работы были изучены нормативные источники, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных актов и специальной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы юридической ответственности


1.1 Понятие и цель юридической ответственности

Нельзя осуществлять деятельность по возложению юридической ответственности, не поняв цели юридической ответственности, не определив идеальных правовых последствий ее реализации. М. Д. Шиндяпина под целью юридической ответственности понимает охрану правопорядка и нравственно-психологическое преобразование сознания правонарушителя[1].

По мнению Д. А. Липинского, юридическая ответственность преследует цели восстановления нарушенных общественных отношений, исправления правонарушителей, снижения уровня правонарушаемости[2].

Нетрудно заметить, что авторы зачастую подменяют цель юридической ответственности ее задачами, поэтому на уровень цели они поднимают столь множественные установки. Охрана правопорядка не вполне годится для обозначения цели юридической ответственности ввиду своей содержательной неопределенности. Кому-то может прийти в голову, что главное – оберегать элиту, имеющую наибольший доступ к разнообразным жизненным благам, охранять ее собственность и благосостояние, а также поддерживать стабильный порядок в обществе, гарантирующий все эти привилегии[3].

Ховард Зер предлагал вместо определения правосудия как возмездия понимать его как восстановление: «Если преступление – зло, то правосудие должно исправлять его и способствовать исцелению. Конечно, мы не можем гарантировать полное восстановление, но подлинное правосудие должно поставить себе целью создание условий, в которых этот процесс мог бы начаться. Первоочередной целью правосудия должно быть возмещение ущерба и исцеление пострадавших»[4].

Не правы те авторы, которые сводят цель юридической ответственности к прекращению противоправного деяния. Цель ответственности гораздо масштабнее, а прекратить противоправное деяние способны даже меры пресечения.

По нашему мнению, цель юридической ответственности заключается в исправлении образа жизни лица, признанного правонарушителем. При таком направлении усилий всех заинтересованных субъектов преодолевается абстрактность целеполагания, проясняется подбор юридических средств и конечный результат[5].


Цель должна играть вдохновляющую и мобилизующую роль – только тогда она способна глубоко мотивировать правоприменителей. Постановкой адекватных целей государство должно воспитывать и одухотворять своих правоприменителей. Исправление образа жизни правонарушителя требует серьезного воздействия на его правосознание. Образ мысли диктует образ жизни. Общественно опасные последствия совершённого преступления в большинстве случаев не могут быть устранены путем возмещения причиненного ущерба. Только исправленный образ жизни по-настоящему предупреждает совершение новых преступлений[6].

1.2. Функции юридической ответственности

Функции юридической ответственности призваны выразить отдельные аспекты ее цели.

К функциям юридической ответственности разные авторы относили правовосстановительную, идеологическую, педагогическую, штрафную, карательную, перевоспитания виновного (И. А. Галаган)[7], превентивную, репрессивную, компенсационную, сигнализационную (Н. С. Малеин)[8].

При незначительных разногласиях исследователи данного вопроса сходятся на признании в качестве функций юридической ответственности: – карательной (возмездия) функции; – компенсационной (восстановительной) функции; – предупредительной (профилактической, превентивной) функции. Вокруг этих трех функций и вращается вся аргументация современных правоведов[9].

Но у юридической ответственности существуют и иные функции, замалчивание и игнорирование которых препятствует достижению цели юридической ответственности.

1.2.1. Функция устрашения

Так, сотрудники многочисленных правоохранительных органов современных государств большое внимание уделяют функции устрашения. Для этого ими практикуются, в частности, стремительное проникновение в офисы учреждений вооруженных спецподразделений в масках, повторные и повторяющиеся обыски в квартирах обвиняемых лиц.

Функция устрашения не поглощается предупредительной функцией и может рассматриваться в качестве самостоятельной, поскольку весь юридический процесс, связанный с юридической ответственностью, пронизан устрашением и психотравмирующим воздействием на правонарушителя. Воспитание страхом и угрозами есть самый грубый способ воздействия на людей, но современные правоохранительные системы стран мира не отказываются от такого воздействия.


Правоохранители взвинчивают психику правонарушителя, порицая его самого и деяние, которое он совершил. При этом осуждение человека фактически начинается задолго до вынесения возможного обвинительного приговора[10].

Причинение обвиняемому в правонарушении лицу страдания входит в обязательную программу правоприменительной деятельности. Что касается уголовной ответственности, то она вообще не направляется на возмещение причиненного преступлением ущерба всю ее сводят к одному продолжительному травмирующему нравственно-психологическому воздействию на лицо, совершившее преступление.

Уголовно-правовая доктрина современных стран выражает убежденность в том, что удержать людей от совершения преступлений может только страх перед травмирующим воздействием мер юридической ответственности[11].

Делая ставку на устрашение реальных и потенциальных правонарушителей, современное государство допускает дегуманизацию правоохранительной системы общества. При таком подходе правоприменители начинают считать, что относиться к окружающим как к людям не обязательно. Дегуманизируя окружающих людей, правоприменители начинают оценивать их в качестве социального хлама.

Считая, что некоторые люди или группы не относятся к человечеству, дегуманизируя их, правоприменители отбрасывают моральные принципы, обычно управляющие нашим отношением к другим людям[12].

Дегуманизация – распространенное в правоотношении юридической ответственности явление, которому свойственно возникновение предрассудков, агрессивность, дискриминация и расизм. Дегуманизация принижает других, объявляя их неполноценными и второсортными. Это напоминает процесс социальной дискредитации инвалидов.

В такой ситуации нормальные и морально устойчивые представители правоохранительной системы оказываются способными на жестокость. Отказывая преступникам в тех или иных человеческих качествах, правоохранители автоматически облегчают негуманные действия по отношению к ним.

С дегуманизированным объектом легко обращаться бездушно и жестоко, игнорировать его законные просьбы, использовать его в своих интересах и даже убить. Один ветеран НКВД СССР вспоминал, что его коллеги с легкостью убивали людей в 1930-е гг., «потому что мы относились к ним, как к вещам, а не как к таким же людям, как мы сами»[13].

Фактом совершения преступления правонарушитель дает основания для ущемления его прав, но не лишает себя признаков человека. Поэтому правоохранительная система не должна заниматься расчеловечиванием оступившихся людей, наоборот, она должна укреплять их человеческий облик и достоинство, исправляя их образ жизни.


1.2.2. Функции, направленные на исправление к лучшему

Совершая преступление, человек полуфатальным-полудобровольным образом дает согласие судьбе принять мучение за это. В мировоззренческом смысле мучение есть следствие болезненного, искаженного восприятия жизни как того, что не соответствует эгоистическим и деструктивным желаниям данного человека. Отсюда прямой вызов обществу в виде преступления (пре-ступления его законов).

Однако в состоянии добровольно принятого мучения человек особенно остро нуждается в человеческом участии. Погрузив себя в хаос преступления, человеческая личность надеется на перерождение, изменение в лучшую сторону. В этом-то и заключается цель юридической ответственность – исправить к лучшему.

И функции юридической ответственности должны быть расставлены в порядок соответственно этой цели. Использование устрашающих мер правоохранители оправдывают низким уровнем правового сознания граждан.

Но повышением правового сознания почему-то никто целенаправленно не занимается. Нельзя же всерьез воспринимать такие распространенные меры правового воспитания, как социальная реклама, беседы с телезрителями и читателями, классные часы в школах. Подобная капитуляция государства перед общественным правосознанием не может служить основанием и оправданием для использования устрашающих мер.

Проблема укрепления правосознания общества, о которой с таким волнением писали еще П. И. Новгородцев[14], Б. А. Кистяковский[15], И. А. Ильин[16] и Н. М. Коркунов[17], не должна подменяться корректировкой закона правоприменителями.

Уже в последние десятилетия существования советского государства учеными было признано, что тюрьма в ее современном виде не выполняет своего главного предназначения – не исправляет преступников, а чаще всего порождает противоположный результат – деморализует, развращает заключенных. Констатировав проблему тогда, до сих пор не нашли выхода из нее. А выход заключается в пересмотре цели и функций юридической ответственности – устрашать и наказывать бесполезно, нужно рассматривать юридическую ответственность как метод воспитания в человеке внутренних регуляторов поведения.