Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (на примере ЗАО «ЯТК АМО ЗИЛ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

во-вторых, такой переход признает осознание проблемы дефицита квалифицированного и высококвалифицированного персонала, что приводит к конкурентной борьбе за знания, навыки, способности на рынке труда;

в-третьих, переход к управлению человеческими ресурсами означает отход от представлений о персонале, как “даровом капитале”, освоение которого не требует ни финансовых, ни трудовых, ни организационных, ни временных, ни других затрат со стороны работодателя.

Концепция “человеческих ресурсов” признает необходимость капиталовложений в формировании, использовании и развитии людских ресурсов, исходя из экономической целесообразности, для привлечения более качественного в профессиональном плане работника, его обучения и поддержания в высоком трудоспособном состоянии, создание условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника.

Таблица 3

Традиционные задачи

Актуальные задачи управления человеческими ресурсами

Наем в соответствии со спецификой роста

Оценка содержания труда

Аттестация

Повышение квалификации

Трудовые отношения

  1. Трансформация корпоративной стратегии в стратегию человеческих ресурсов
  2. Создание новых организационных структур
  3. Развитие участия и партнерства
  4. Способствование организационным изменениям
  5. Полное использование потенциала рабочей силы
  6. Совершенствование системы мотивации персонала
  7. Управление карьерой работников.
  8. Влияние на творческую активность персонала, помощь в реализации инновационных планов организации.
  9. Совершенствование методов оценки персонала
  10. развитие и поддержание на высоком уровне системы повышения квалификации персонала и профобразования
  11. Сохранение благоприятного морального климата

В процессе управления человеческими ресурсами, как целостной системой, можно выделить основные элементы, реализующие следующие функции:

- организационную – планирование источников комплектования кадрами, информированность населения о наборе персонала, объем средств на подготовку;

- социально-экономическую – комплекс условий и факторов, определяющих использование и закрепление персонала;

- воспроизводственную, обеспечивающую создание учебно-материальной базы и развитие персонала.

Для реализации перечисленных функций служба кадров взаимодействует со всеми функциональными и линейными подразделениями завода и их руководителями. Каждое из этих подразделений по запросам кадровой службы передает ей необходимые данные для работы кадров и, в свою очередь, получает рекомендации к решению соответствующих проблем. Служба кадров взаимодействует с профсоюзным комитетом предприятия в изучении, анализе ситуации, разработке и принятии конкретных мер по укреплению здоровья работников, обеспечению их общественным питанием, медицинским обслуживанием и другими формами реабилитации, культурному обслуживанию работающих и членов их семей.


Особое место занимает работа по повышению удовлетворенности работников условиями труда, прогнозированию их социальных потребностей, социальной защите отдельных категорий работающих (пенсионеров, молодежи, женщин), контролю за соблюдением норм трудового законодательства. На предприятии также идет перестройка кадровой политики, что влечет за собой расширение функциональных обязанностей работников кадровой службы. Исходя из задач по обеспечению подбора, расстановке, изучения и использования кадров, встала необходимость серьезного изменения, обновления, перехода к новому уровню и качеству развития кадров. Одним из приоритетных направлений является “омоложение” коллектива.

Основной формой привлечения необходимых специалистов на предприятия стали договоры с учебными заведениями. Так, например, по договору с промышленно-экономическим колледжем, индустриальным университетом. Эти учебные заведения готовит квалифицированных специалистов многих направлений. В связи с ростом объема производства и реорганизацией технологических служб на первое место вышла необходимость обеспечения квалифицированными кадрами основного производства. Для этих целей кадровая служба очень тесно сотрудничает с центром занятости.

Проблему организации приема новых работников решается за счет внутренних источников, так и за счет внешних. Внешние источники – это оперативная работа с центром занятости по заявкам. Эта реклама рабочих мест через газеты “Вести Привопья”, “Сигма+”, через кабельное телевидение «Пионер ТВ». Конкурсный отбор в организации стал основным принципом при приеме на вакантные должности руководителей и специалистов. Эффективность подобного метода отбора очевидна. На конкурсной основе была создана и продолжает успешно развиваться коммерческая структура во главе с опытным руководителем – зам. генерального директора. Внутренние источники – это решение кадровых вопросов за счет резерва предприятия, использование совмещения должностей, переподготовка и подготовка кадров. Не менее важным направлением в работе кадровой службы является:

1) Ведение кадровой документации: оформление приказов, личных карточек и дел, приемных, переводных и увольнительных записок, оформление трудовых договоров и контрактов, ведение картотеки

2) Работа по индивидуальному, персонифицированному учету, состоящая в постоянном предоставлении в пенсионный фонд сведений о работающих застрахованных лицах

3) Работа по табельному учету, подготовка табелей заводоуправления по заработной плате, создание и выдача сводных отчетов по списочной и среднесписочной численности.


Для последовательного повышения уровня производственной квалификации рабочих, приобретения ими технических и экономических знаний, необходимых для овладения более совершенной техникой, высокопроизводительными методами выполнения сложных и ответственных работ, на ЗАО «ЯТК АМО ЗИЛ» организуются:

- производственно-технические курсы для совершенствования технических знаний и умений, повышения квалификации рабочих (разряда) с низшего на более высокий разряд;

- курсы целевого назначения - для изучения рабочими нового оборудования, новых технологических процессов, средств механизации в автоматизации производственных процессов.

Повышение квалификации работников и специалистов осуществляется в Учебном центре предприятия и в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах и институтах повышения квалификации г. Смоленска. В 2012 году было обучено 456 человек.

Таблица 4

Форма обучения

Количество человек

Подготовка, переподготовка кадров

87

Обучение вторым и совмещенным профессиям

116

Повышение квалификации: рабочие,

руководящие работники и специалисты

73

180

Итого:

456

В 2012 году повышение квалификации руководителей и специалистов осуществлялось по направлениям промышленной безопасности, совершенствованию работы в корпоративной информационной системе по темам:

- Бухгалтерская отчетность организации за 2012 год с учетом новой нормативной базы. Формирование учетной политики организации на 2012 год. Актуальные вопросы налогообложения организаций

- Годовой отчет 2012 года

- Главный технолог

- Консультационный семинар по курсу ST-7SYH, ST-7STOE

- Инновационный менеджмент

- Отчетность в ПФР.

Назначение, перерасчет пенсии и зависимость размера пенсии от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд

- Современные требования к содержанию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

- Креативные маркетинговые технологии управления предприятием

- Нематериальная мотивация и другие.

2012 году предприятие затратило на обучение своих сотрудников 655 тысяч рублей. Затраты на одного обученного составили 1096 рублей. Среднее время обучения одного работника составило 62 часа. На основе изучения состояния человеческого капитала на ЗАО "ЯТК АМО ЗИЛ" можно сказать следующее: на предприятии функционирует кадровая служба, руководством организации осознается важность, и уделяет все больше внимания проблемам управления человеческим капиталом.


На предприятии уделяется много внимания созданию целостной системы управления человеческим капиталом персонала и на эти цели финансирование год от года увеличивается.

Результатом проведенного анализа является вывод, что нынешнее состояние человеческого капитала ЗАО "ЯТК АМО ЗИЛ" отвечает потребностям производственной программы.

Любая проблема организации - это одновременно проблема кадровая и поэтому организационное развитие службы кадров состоит в постоянном изменении целей кадровой службы в зависимости от ситуации, в постоянном изменении функции, в изменении отношений кадровой службы с другими подразделениями, в изменении задач, функций, прав, обязанностей, ответственности работников кадровой службы и повышении их профессионализма. На решение всех этих задач направлена работа службы кадров ЗАО "ЯТК АМО ЗИЛ".

Таблица 5

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Осознание важности развития человеческих ресурсов предприятия
  • Существование программы обучения сотрудников завода
  • Налаженные связи с учебными заведениями города, центрами занятости
  • Поставленный учет движения кадров
  • Наличие квалифицированных специалистов по кадрам
  • Несогласованность в работе с другими отделами, занимающимися различными аспектами кадровой деятельности – ОтиЗ и расчетным отделом
  • Слабая компьютерная оснащенность

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ ЗАО «ЯТК АМО ЗИЛ»

3.1 Совершенствование кадровой политики и кадровой стратегии ЗАО «ЯТК АМО ЗИЛ»

Основная цель стратегического менеджмента системы управления персоналом: создание эффективной системы формирования, использования, развития и воспроизводства человеческих ресурсов. Основная цель базируется на позициях, являющихся структурными элементами системы управления персоналом: формирование, использование, развитие и воспроизводство системы управления персоналом. Именно эти структурные элементы в своей комплексной взаимосвязи определяют эффективность управления персоналом на предприятии. В связи с основной целью выделяются следующие приоритеты развития системы управления персоналом ЗАО «ЯТК АМО ЗИЛ»:


1. Оптимизация численности и структуры персонала в соответствии с целями предприятия.

2. Внедрение эффективной системы использования человеческих ресурсов.

3. Совершенствование системы развития и воспроизводства человеческих ресурсов предприятия.

4. Закрепление (стабилизация) на предприятии высококвалифицированных работников.

5. Повышение производительности труда.

Исходя из вышеперечисленных приоритетных направлений, сформулируем стратегии функционирования системы управления персоналом ЗАО «ЯТК АМОЗИЛ».

1. Внедрение системы планирования трудовых ресурсов

Планирование трудовых ресурсов происходит в четыре этапа:

- оценка имеющихся трудовых ресурсов;

- планирование будущих потребностей в кадрах;

- оценка будущих потребностей в кадрах;

- разработка проекта удовлетворения будущих потребностей в кадрах.

2. Внедрение системы планирования карьеры

3. Набор квалифицированных кадров с привлечением внутренних и внешних источников

4. Совершенствование системы мотивации и стимулирования труда работников (меры стимулирования, социальная зашита)

5. Расстановка персонала в соответствии с производственными задачами, квалификацией работников, условиями труда деятельности;

6. Адаптация персонала;

7. Движение персонала;

8. Совершенствование системы развития персонала (обучение, переобучение, переподготовка, повышение квалификации)

9. Внедрение эффективных систем стимулирования персонала и рационализации затрат на персонал

10. Совершенствование деятельности кадровой службы и отдела ОТиЗ:

- Повышение квалификации работников служб управления персоналом

- Компьютеризация работ служб.

3.2 Формулирование предложений по совершенствованию кадровой политики и кадровой стратегии ЗАО «ЯТК АМО ЗИЛ»

Кадровая политика ЗАО "ЯТК АМО ЗИЛ" нуждается в перепроектировании в соответствии с жизненным циклом предприятия. И одним из первых шагов на этом пути оказывается "нормирование" в части пересмотра и дополнения имеющихся документов, в которых она находит своё отражение.

1. Руководству предприятия предстоит в полной мере осознать ценность человеческого ресурса в современных условиях, поскольку уникальное оборудование этого предприятия требует высококвалифицированного обслуживания. Именно поэтому необходимо учитывать цели не только предприятия, но и его персонала, который обеспечивает конкурентное преимущество предприятия и нуждается в постоянном развитии