ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2019

Просмотров: 458

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Физическая тяжесть труда- это нагрузка на орга­низм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения.

Классификация фи­зического труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы.

Величина динамической нагрузки определяется по формуле

(3.1)

где W - работа, Дж;

т - масса груза, кг;

g - ускорение свободного падения, м/с2;

Н и Н1 - высота поднятия и опускания груза, м;

l - расстояние перемещения груза, м;

k - коэффициент, равный 6.

Оценка массы перерабатываемого груза позволяет отнести условия труда к оптимальным (до 15 кг), допустимым (до 30 кг) или вредным условиям труда 1-й степени тяжести. Вторая и третья степени тяжести отсутствуют, так как ручная переработка грузов массой более 30 кг не допускается.

Статическая нагрузка связана с затратой человеком усилий без перемещения тела или отдельных его частей. Она характеризуется массой удерживаемого груза (или прилагаемого усилия) и временем удержания его в статическом состоянии. При оценке статической нагрузки учитывается также группа мышц, участвующих в работе. Так, при легкой физической нагрузке (оптимальный класс условий труда) величина статической нагрузки за смену при удержании груза двумя руками не должна превышать 36 000 кг•с, при удержании груза с участием мышц корпуса и ног - 43 000 кг•с, а при работе средней тяжести - соответственно, 70 000 кг•с и 100 000 кг•с.

Кроме статической, динамической нагрузки и массы поднимаемого и перемещаемого груза, оценка условий труда по тяжести трудового процесса производится по рабочей позе, количеству наклонов за смену, количеству стереотипных рабочих движений и перемещением в про­странстве, обусловленным технологическим процессом.

Так, при повторяющихся (стереотипных) рабочих движениях мышц кистей и пальцев рук до 20 000 раз в смену условия труда считаются оптимальными. Свыше 20 000 до 40 000 - допустимыми. Если число дви­жений достигает 60 000, то условия труда относят к вредным 1-й степени.

Под перемещением в пространстве понимают переходы в течение смены, обусловленные технологическим процессом. Ходьба до 4 км - оптимальные условия труда; от 4 до 8 - допустимые, а до 12 и свыше - соответственно вредные условия труда 1-й и 2-й степеней.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации.

Наиболее легким считают умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решения. Такие условия труда считаются оптимальными.


Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допу­стимым.

К напряженным вредным условиям 1-й степени относят труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких (более одной) инструкций. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени тяжести.

Обработка какой-либо информации или выполнение задания без оценки его результатов не является сложным трудом, что позволяет оценивать его как оптимальный. Если же к указанным действиям добавляется необходимость проверки полученного результата, то такие условия труда являются допустимыми.

Работа по распределению про­изводственного задания между другими лицами и контроль за их работой относятся к напряженному труду 2-й степени.

Напряженность труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа одновременно наблюдаемых объектов (контроль­но-измерительные приборы, продукт производства и т. п.). При дли­тельности сосредоточенного наблюдения до 25 % от продолжитель­ности рабочей смены условия труда характеризуются как оптимальные, 26-50 - допустимые, 51-75 - напряженный труд 1-й степени, более 75 - 2-й степени.

При численности объектов до 5 включительно условия труда отно­сятся к оптимальному классу, от 6 до 10 - допустимому классу, более 10 - условия определяются как напряженные.

К первой степени на­пряженного труда (класс 3.1) относятся производственные процессы с числом подконтрольных объектов от 11 до 25, а ко второму (класс 3.2) - 26 и более.

Работа с видеодисплейными терминалами до 2 ч за смену считается оптимальной, до 3 ч - допустимой. Работа за компьютером или на­блюдение за процессом по видеотерминалу свыше З ч определяет класс условий труда как напряженный: от 3 до 4 ч - первой степени (класс 3.1), более 4 ч - второй степени (класс 3.2).

Существенное влияние на степень напряженного состояния испол­нителя оказывает ответственность за конечный или промежуточный результат труда. Если оператор несет ответственность за выполнение только отдельных элементов производственного задания, то такой труд оценивается как оптимальный. Повышение степени ответственности, например, за функциональное качество вспомогательных операций влечет за собой эмоциональные дополнительные усилия со стороны непосредственного руководителя (бригадира, мастера и др.). В этих случаях труд оценивается как допустимый.

Если на исполнителе лежит ответственность за функциональное качество основной работы, что может повлечь необходимость принятия решений, связанных с исп­равлением (переделкой) результатов за счет дополнительных усилий всего коллектива, то такой вид деятельности является напряженным 1-й степени (класс 3.1).


Если же работник несет персональную ответ­ственность за функциональное качество конечного продукта, произ­водственного задания в целом или его действия могут привести к поломке оборудования, остановке всего технологического процесса или создать ситуацию, опасную для жизни, его условия труда оцени­ваются как напряженные 2-й степени (класс 3.2).

При отсутствии риска для собственной жизни в процессе выпол­нения своих обязанностей труд исполнителя считают оптимальным, если же он вероятен, то условия труда относят к классу 3.2 - напря­женный труд 2-й степени. Аналогично устанавливается класс условий труда при оценке степени риска за безопасность других лиц, участву­ющих в производственном процессе.

Однообразие выполняемых операций приводит человека к состоя­нию, называемому монотомией. Признаком монотомии является либо - перегрузка одинаковой информацией, либо недостаток новой. Степень монотонности определяется числом элементов (приемов труда при реализации простого задания или многократно повторяющихся опера­ций) и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций. Если число элементов составляет 10 и более, то условия труда считают оптимальными; 6...9 - допустимыми, менее 6 - напря­женными.

Важными факторами, характеризующими класс условий труда по напряженности трудового процесса, являются фактическая продолжи­тельность рабочего дня и сменность работы.

При продолжительности рабочего дня до 7 ч условия труда относят к оптимальному классу, до 9 ч - допустимому, более 9 ч - к напряженному. Односменная работа без ночной смены - оптимальные условия; двухсменная работа без работы в ночную смену - допустимые условия труда и трехсменная работа с работой в ночную смену - напряженный труд 1-й степени.


3.1. Работоспособность и ее динамика

Основным показателем трудовой деятельности человека принято считать его работоспособность, т. е. способность произво­дить действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время.

Работоспособность создается в результате происходящих в организме процессов в нервной системе, двигательном аппарате, ор­ганах дыхания и кровообращения, которые определяют потен­циальные возможности человека выполнять конкретную работу при заданных режимах. При непрерывной работе мышцы, нервные клетки и различные органы могут расходовать только определенное количество энергии, не пре­вышающее предела работоспособности.

Во время трудовой деятельности работоспособность организма закономерно изменяется на протяжении рабочей смены.

Изменение работоспособности в течение рабочего дня имеет несколько фаз:

фаза врабатывания или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по срав­нению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде - до 2...2,5 ч;


фаза высокой устойчивости работоспособности; для нее харак­терно сочетание высоких трудовых показателей с относительной ста­бильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций; продолжительность этой фазы может со­ставлять 2...2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

фаза снижения работоспособности, характеризующаяся умень­шением функциональных возможностей основных работающих орга­нов человека и сопровождающаяся чувством усталости.

Динамика работоспособности повторяется и после обеденного перерыва. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности по уровню ниже и менее длительная, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается быстрее в связи с утомлением.

Утомление - состояние, сопровождающееся чувством уста­лости, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выра­жающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.

Утомление представляет собой обратимое физиологическое состо­яние. Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, утомление может накапливаться и пере­ходить в переутомление - более стойкое снижение работоспо­собности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Утомле­ние и переутомление могут быть причиной повышенного травматизма на производстве.

Различают быстро и медленно развивающееся утомление: первое возникает при очень интенсивной работе (работа грузчика, каменщика, работника творческого труда и др.), второе - при длительной малоинте­ресной однообразной работе (труд водителя, работа на конвейере и др.).

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга.

Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродук­тивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность.

При умственном утомлении отмечается расстрой­ство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.


3.2. Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. Обучение придает закон­ченность и устойчивость всем формам двигательной активности, яв­ляется важным средством предупреждения утомления.

С психофизиологической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего из­менения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате обучения (тренировки) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость вос­становления физиологических функций после окончания работы.


Существенную роль в поддержании высокой работоспособности человека играет установление рационального режима труда и отдыха. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на произ­водстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов.

Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.

Продолжительность и число кратковременных перерывов опреде­ляют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда.

При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10...12-минутные перерывы.

При выпол­нении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15...20 мин с отдыхом такой же продолжи­тельности.

При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук (операторы ПЭВМ и др.), целесообразны более частые, но короткие 5...10-минутные перерывы.

Кроме регламентированных перерывов, существуют микропаузы - перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9...10 % рабо­чего времени.

Высокая работоспособность организма поддерживается рациональ­ным чередованием периодов работы, отдыха и сна. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12) и дневные (с 14 до 17) часы. У детей школьного возраста оптимум умственной работо­способности приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отме­чается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14, а в ночное время - с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, расписание занятий в учебных заведе­ниях.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последую­щие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

Элементами рационального режима труда и отдыха являются про­изводственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.