ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2019

Просмотров: 485

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ № 1


РАЗДЕЛ 1. Учение о безопасности жизнедеятельности


Лекция № 1. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности


Учебные вопросы

1. Основы и безопасности жизнедеятельности.

2. Взаимодействие человека и техносферы.

3. Опасности, вредные и травмирующие факторы.

4. Безопасность, системы безопасности

Литература

1 Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учеб. для бакалавров по дисц. «Безопасность жизнедеятельности» / С. В. Белов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 682 с.

2 Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян, О.Н. Русак: под ред. О.Н. Русака. - СПб.: Лань, 2012. – 672 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4227/.

3 Халилов, Ш.А. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ш.А. Халилов, А.Н. Маликов, В.П. Гневанов; Под ред. Ш.А. Халилова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 576 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=238589.


1. Основы безопасности жизнедеятельности


Как отмечено выше, опасности техносферы во многом антропогенны. В основе их возникновения лежит человеческая деятельность, направленная на формирование и трансформацию потоков вещества, энергии и инфор­мации в процессе жизнедеятельности. Изучая и изменяя эти потоки, можно ограничить их величину допустимыми значениями. Если сде­лать это не удается, то жизнедеятельность становится опасной.

Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значитель­ным опозданием. Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов - числу жертв, потерям качества компонент биосферы, материальному ущербу.

Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказыва­лись и оказываются несвоевременными, недостаточными и, как след­ствие, недостаточно эффективными. Ярким примером выше изложен­ного является начавшийся в 70-е годы с тридцатилетним опозданием экологический бум, который по сей день во многих странах, в том числе и в России, не набрал необходимой силы.

Оценка последствий от воздействия негативных факторов по конеч­ному результату - грубейший просчет человечества, приведший к огром­ным жертвам и кризису биосферы.

Где же выход? Он очевиден. Решение проблем безопасности жиз­недеятельности необходимо вести на научной основе.

Наука - это выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

В ближайшем будущем человечество должно научиться прогнози­ровать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принима­емых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.

Реализация целей и задач в системе «безопасность жизнедеятельности человека» приоритетна и должна развиваться на научной основе.

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасно­стей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей.

В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производствен­ной, бытовой и городской среды, как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:

идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы и т.п.);

разработка и реализация наиболее эффективных систем и мето­дов защиты от опасностей;


формирование систем контроля опасностей и управления состо­янием безопасности техносферы;

разработка и реализация мер по ликвидации последствий про­явления опасностей;

организация обучения населения основам безопасности и под­готовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности - превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

Современная теоретическая база БЖД должна содержать, как минимум:

методы анализа опасностей, генерируемых элементами технос­феры;

основы комплексного описания негативных факторов в про­странстве и во времени с учетом возможности их сочетанного воздей­ствия на человека в техносфере;

основы формирования исходных показателей экологичности к вновь создаваемым или рекомендуемым элементам техносферы с уче­том ее состояния;

основы управления показателями безопасности техносферы на базе мониторинга опасностей и применения наиболее эффективных мер и средств защиты;

основы формирования требований по безопасности деятельно­сти к операторам технических систем и населению техносферы.

При определении основных практических функций БЖД необхо­димо учитывать историческую последовательность возникновения не­гативных воздействий, формирования зон их действия и защитных мероприятий. Достаточно долго негативные факторы техносферы ока­зывали основное воздействие на человека лишь в сфере производства, вынудив его разработать меры техники безопасности. Необходимость более полной защиты человека в производственных зонах привела к охране труда. Сегодня негативное влияние техносферы расширилось до пределов, когда объектами защиты стали также человек в городском пространстве и жилище, биосфера, примыкающая к промышленным зонам.

Нетрудно видеть, что почти во всех случаях проявления опасностей источниками воздействия являются элементы техносферы с их выбро­сами, сбросами, твердыми отходами, энергетическими полями и излу­чениями. Идентичность источников воздействия во всех зонах техносферы неизбежно требует формирования общих подходов и ре­шений в таких областях защитной деятельности как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной среды. Все это достигается реализацией основных функций БЖД.

К ним относятся:

описание жизненного пространства его зонированием по зна­чениям негативных факторов на основе экспертизы источников нега­тивных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;

формирование требований безопасности и экологичности к источникам негативных факторов - назначение предельно допусти­мых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;


организация мониторинга состояния среды обитания и инспек­ционного контроля источников негативных воздействий;

разработка и использование средств экобиозащиты;

реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;

обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопас­ности и экологичности.

Не все функции БЖД сейчас одинаково развиты и внедрены в практику. Существуют определенные наработки в области создания и применения средств экобиозащиты, в вопросах формирования требо­ваний безопасности и экологичности к наиболее значимым источни­кам негативных воздействий, в организации контроля состояния среды обитания в производственных и городских условиях.

Вместе с тем, только в последнее время появились и формируются основы экспер­тизы источников негативных воздействий, основы превентивного ана­лиза негативных воздействий и их мониторинг в техносфере.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возник­новения опасных ситуаций.

Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнеде­ятельности в техносфере .

К ним относятся:

Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Пороговые или предельно допустимые значения опасностей уста­навливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.

Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элемен­ты техносферы.

Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправно­стей в технических системах, при неправильном использовании тех­нических систем, а также из-за наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем. Технические неисправности и на­рушения режимов использования технических систем приводят, как правило, к возникновению травмоопасных ситуаций, а выделение отходов (выбросы в атмосферу, стоки в гидросферу, поступление твердых веществ на земную поверхность, энергетические излучения и поля) сопровождается формированием вредных воздействий на чело­века, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.

Травмоопасные воздействия действуют, как правило, кратковре­менно и спонтанно в ограниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно распространение их влияния и на значительные территории, например при аварии на Чернобыльской АЭС.


Для вредных воздействий характерно длительное или пе­риодическое негативное влия­ние на человека, природную среду и элементы техносферы. Пространственные зоны вред­ных воздействий изменяются в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространства. К по­следним относятся воздействия выбросов парниковых и озоноразрушающих газов, поступле­ние радиоактивных веществ в атмосферу и т.п.

Аксиома 4. Техногенные опас­ности оказывают негативное воздействие на человека, природ­ную среду и элементы техносферы одновременно.

Человек и окружающая его техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек - тех­носфера». Одновременно существует и система «техносфера - при­родная среда». Техногенные опасности не действуют избирательно, они негативно воздействуют на все составляющие вы­шеупомянутых систем одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.

Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приво­дят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.

Воздействие травмоопасных факторов приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаговыми разрушениями при­родной среды и техносферы. Для воздействия таких факторов характерны значительные материальные потери.

Воздействие вредных факторов, как правило, длительное, оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к деградации пред­ставителей флоры и фауны, изменяют состав компонент биосферы.

При высоких концентрациях вредных веществ или при высоких потоках энергии вредные факторы по характеру своего воздействия могут приближаться к травмоопасным воздействиям. Так, например, высокие концентрации токсичных веществ в воздухе, воде, пище могут вызывать отравления.

Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совер­шенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

Уменьшить потоки веществ, энергий или информации в зоне деятельности человека можно, уменьшая эти потоки на выходе из источника опасности или увеличением расстояния от источника до человека. Если это практически неосуществимо, то нужно применять защитные меры: защитную технику, организационные, мероприятия и т.п.

Аксиома 7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие достижения безопасности жиз­недеятельности.

Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, от­сутствие естественных механизмов защиты от них, все это требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и приме­нения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопас­ности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный - с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.