Файл: Теории происхождения государства (Возникновение государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Герберт Спенсер писал - точно так же как организм состоит из клеток, государство состоит из людей. И этот организм появляется, только если существует взаимосвязь между клеточными составами. Точно так же, если в обществе появляется дисбаланс, это имеет отражение и на государство. Не менее важна идея правления главного над остальными, которые могут изменить строение организма в любое время.[33]

Огюст Конт связывал развитие государства с тремя состояниями ума человека, это – метафизического, теологического и позитивного (научного).

Органическая теория происхождения государства не только объясняет устройство внутри государства, но объясняет и взаимосвязи между государствами. Подобно природным силам, войны и политические разногласия словно производят естественный отбор, где выживают самые живучие. У Герберта Спенсера также была склонность к теории насилия. Он считал, что любая организованная организация основывается на подчинении некоторых другими. Органическая теория происхождения государства весьма уязвима критике.[34]

Основными минусами органической теории происхождения государства является то, что она абстрактна. Об этом говорили Н.Н. Алексеев, М.М. Ковалевский. Органическая теория происхождения государства является первой теорией, которая рассматривает государство как предмет развития человека в естественных природных условиях.

Еще одним недостатком органической теории происхождения государства является то, что в ней отсутствует процесс принятия решений. Но, несмотря на это в не есть предпосылки развития общества, что является плюсом. Здесь государство представляется как естественная стадия развития государства и общества.[35]

Договорная теория. Представителями договорной теории происхождения государства являются Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, А.Н. Радищев, Ж. Ж. Руссо. Договорная теория происхождения государства – гласит, что государство возникло по человеческой воле, в результате заключения договора между ними, а не по Божественной воле.[36]

Представители договорной теории происхождения государства говорили, что люди с целью достижения общих целей и общих интересов заключали договор, вследствие чего возникло государство. Договор заключался не в виде документа, а как единовременное желание и воля людей. Представители данной теории считали, что если произойдёт нарушение либо невыполнение всех, либо какой-либо их договорённостей, народ или общество могло расторгнуть договор. Договорная теория происхождения государства появилась в Древней Греции. Далее договорная теория развивалась в работах Спиноза и Локка, Гоббса и Руссо, а также Радищева.[37]


Как и в любой другой теории происхождения государства, договорная теория происхождения государства имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их. Плюсами договорной теории происхождения государства является то что, в данной теории авторами была отмечена каждая особенность человеческого характера, а именно человеческий страх, его инстинкты, инстинкт самосохранения. Договорная теория происхождения государства носит характер демократический, а также опровергает существования в сущности государства божественной воли и религиозного начала.[38]

Минусами договорной теории является то, что согласно данной теории ничего не подчиняет себе и сам не подчиняется никому. А также, если ля того чтобы будучи в сознании создавать государство, необходимо иметь о нем хоть какое-то представление, что не объяснятся данной теорией. Данный договор не может обладать юридической силой, так как он возник до возникновения государства.[39]

Теория насилия. Насильственная теория происхождения государства получила распространение на западе в 19 веке. Самыми видными сторонниками насильственной теории происхождения государства являются: Евгений Дюринг (немецкий философ и экономист), Людвиг Гумплович (австрийский государство вед и социолог), Карл Каутский (немецкий историк, экономист и публицист) и другие.[40]

По мнение представителей данной теории, государство — это господствующая сила, сила, которая выражается в стремлении завоевывать и порабощать слабых племен сильными племенами. К подтверждению к этому можно привести пример с Древней Спартой, где проявлялось порабощение сильных племен над слабыми племенами, а также, например, в Древнем Риме.[41]

Большой вклад в развитие насильственной теории происхождения государства вложил Л. Гумплович. Он опирался на взгляды Спенсера, а так поддерживал теорию социального дарвинизма. Гумплович говорил: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим. Оно состоит в том, что конструирует государство как орудие господства сильного над слабым государством и признает такое отношение властвования данным самою природою. Таким государство по этой причине и должно признаваться индивидуумом. Последний должен подчиняться ему в силу того соображения, что оно есть неотвратимая сила природы, подобно солнечному теплу, землетрясению, приливу и отливу».[42]


Насильственная теория происхождения государства сводится к двум выводам. Первый, классический вариант. Здесь считается, что государство возникает как следствие естественного отбора. Когда происходят борьба между соседними племенами, и завоевания слабых племен сильными племенами. Что можно наблюдать на примере образования государств в Европе и Азии. Второй, по Каутскому. Буржуазное государство является демократичным государством. Так как рабочий добровольно мог заключать договора с капиталистами или предпринимателями. Он имеет право, как продавать, так и не продавать свою рабочую силу в целом.[43]

Каутский говорил, революция, в борьбе феодального государства закономерна, она при наличии буржуазного государства особо не нужна.

Георг Еллинек (немецкий правовед и государство вед) провел анализ вышеуказанных позиций. Он утверждал, что насильственная теория происхождения государства имеет как цель, так и предназначение не для того, чтобы объяснять условия и причины возникновения государства в прошлом. Он утверждал, что она нужна в настоящем, для их обоснования. Ведь насильственная теория, в нацистской Германии, была воспринята как официальная государственно-правовая идеология.[44]

Следует отметить, что любые войны, захватнические действия не могут существовать, и становятся невозможными, если общество не в состоянии, либо самовольно отказывается поддерживать экономически армию и государственный аппарат, прежде всего. Следовательно, если в обществе показатель экономического развития низкий, то завоевание как следствие не может привести к возникновению государства. Насилие же может сменить владельца имущества, но все же не в состоянии создавать частную собственность.[45]

Рассмотрим плюсы и минусы. Теория внешнего насилия (основатели – Каутский, Гумплович). Плюсы насильственной теории происхождения государства являются: данная теория основана на немалых исторических фактах. Результаты завоевания государств имело влияние на все стороны жизни во вновь возникшем государстве. Госаппарат состоит исключительно из завоевателей.[46]

Минусами насильственной теории происхождения государства являются: Данная теория не может дать объяснение возникновению государства в любых регионах. Процесс возникновения государства носит вторичный характер. В некоторых случаях, в истории, угроза завоевания общества, а не само завоевание привело к возникновению государства. Существует мирный путь возникновения государства.[47]


Теория внутреннего насилия (основатель Дюринг). Плюсы насильственной теории происхождения государства являются: У разных людей - разные интересы, в обществе существует насилие. Государство использует исключительно насильственные методы осуществления своих функций. Минусами насильственной теории происхождения государства являются: Индивид не мог отстаивать свои личные интересы. Ибо это могло привести к разрушению государства и общества. Люди биологически не могли быть равны. В основном государство интересы общества не выражает. Государство как возникло насильственным путем, так и может быть разрушено насильственным путем.[48]

Психологическая теория. Наиболее самыми известными представителями психологической теории происхождения государства являются Лев Иосифович Петражицкий (польский и российский учёный, правовед, философ, социолог, депутат первой Госдумы), Жан Габриель Тард (французский криминолог и социолог), Зигмунд Фрейд (австрийский невролог, психолог и психиатр). Представители психологической теории связывают появление государства и человеческую потребность – владеть. Они говорили, что государство — это продукт воли людей владеть над другими. Люди стремятся подчинять и подражать себе. Что и привело к появлению и формированию государства.[49]

Точно так же первобытные люди приписывали способность владеть и подчинять себе жрецам и вождям, колдунам и шаманам. Ведь помимо желания владеть над другими и подчинять их себе, большее количество общества подсознательно желало подчиняться. Подчиняться более сильным и властным. Ведь это создавало ощущение защищенности. Психологическая энергия и магическая сила могло создавать все условия для зависимости индивидов первобытного общества с элитой жрецов, вождей, колдунов и шаманов. Ведь эта элита могла сделать, например, охоту более удачной, побеждать различные болезни, гадать и предугадывать заранее различные события.[50]

Как следствие государство возникает после того что появляются в обществе индивиды, которые проявляют свои интересы, сою волю, подчиняются своим инстинктам, желают сами властвовать и не желают подчиняться. Для того что бы усмирить их государство и возникло.[51]

Следовательно, можно считать, что государство возникло как необходимость. Необходимо было удовлетворить большую часть общества и еще больше владеть над ними. Подчинять, повиноваться, себе общество, сделать общество более послушным. Отсюда понятие государства является психологически коренящейся в закономерностях сознания человечества.[52]


Представители психологической теории считали, что закономерности человеческого сознания, благодаря которым осуществляется деятельность человека – это очень важный фактор, который оказывает большое влияние на различные соц. институты, что игнорированию не подлежать. Так же не стоит преувеличивать роли психологических индивидов иррациональных начал в процессах происхождения государства. Ведь они не часто выдвигаются при определении качества в моментах образования государства.

Ведь формирование человеческой психики происходит под влиянием социальных и экономических, военных и политических, а также многих других внешних условий политики.[53]

Марксистская Теория. Наиболее ярко выраженными сторонниками марксистской теории происхождения государства являются:

  • Карл Маркс (немецкий писатель, философ, экономист, социолог, общественный деятель и политический журналист);
  • Фридрих Энгельс (немецкий Философ, соавтор работ и трудов К. Маркса);
  • Владимир Ильич Ленин (теоретик, творчески развивший эту теорию в новых исторических условиях, вождь и организатор международного коммунистического движения и Коммунистической партии Советского Союза, основатель Советского государства).[54]

Марксистская теория происхождения государства зародилась в 19 веке, она зародилась в трудах Ф. Энгельса. Так же теорию происхождения государства можно наблюдать в работе Фридриха Энгельса, которая называется – Происхождение семьи, частной собственности и государства.[55]

Энгельс считал, что государство как следствие возникло в результате классового неравенства. Что требовалось регулировать и охранять. Здесь государство представляется как защитник прав на частную собственность господствующих классов. Государство как защитник необходим, для того чтобы не происходило столкновений между разными классами. Ведь без «защитника» мог произойти коллапс. Государство в форме организации сменяла родоплеменное правление, что было неэффективным и не могло конкурировать с государственной организацией. Родоплеменное правление не могло регулировать и контролировать отношения подчинения и властвования так, как это могло делать государство. Вскоре приходит частная собственность, что приводит к появлению эксплуататорского и наемного труда. В следствии этому создаются государственные принудительные органы. Такие как: суды, полиция, тюрьмы и армия. Этому свидетельствует появление управленческого государственного аппарата, который занимается только государственными делами.[56]