Файл: Система права: понятие, признаки, элементы (Структура системы права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В практической деятельности люди постоянно вступают в различные отношения  друг с другом. В процессе развития цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.   

Понятие «система права» появилось тогда когда общество пришло к выводу о том, что для рационального регулирования общественных отношений необходимо разбить право по специфике области регулирования общественных отношений.[1] Таким образом, появляются отрасли права, а, следовательно, и кодексы как законодательство этой отрасли.

Система права -  это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как  главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.[2]

Преобразование права в систему  путем деления его на отрасли, институты  права  позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве. 

Актуальность темы работы обусловлена тем, что современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности. 

Необходимым фактором, во многом определяющим успех многих преобразований  в  государственной  и политической жизни общества,  является уровень политической и правовой культуры его членов. 

В связи с этим крайне необходимо, развивать идею правового государства, изучая, в первую очередь, право, используя системный подход. Поэтому целью данной работы является  исследование сущности и структуры системы права, а также изучение норм и отраслей права.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1)изучить понятие системы права и ее признаков;

2)определить структуру системы права;

3)рассмотреть предмет и метод правового регулирования как основание деления на отрасли;


4)проанализировать основные отрасли права;

5) выявить сходство и различие системы права системы законодательства.

Объект исследования – система отношений по поводу определения сущности права.

Предметом исследования является структура системы права как объективно существующая внутренняя структура права.

Теоретические основы исследования системы права разработаны такими учеными как: Курдюк Г.П., Баранов В.М., Пшеничнов М.А., Лановая Г.М., Шминке А.Д., Головизнин А.В., Осинцев Д.В., Вопленко Н.Н., Пресняков М.В., Бобылев А.И., Антонов М.В., Баранова В.М., Паленина С.В., Егорова Ю.В., Иванов С.А., Азми Д.М., Власенко Н.А., Григорьева И.В., Мелехин А.В., Петренко А.В., Шевчук Д.А. и другие.

Методологическую основу исследования составили общенаучные, частно-научные и специальные методы познания, в том числе диалектический, системный, комплексный, целевой подходы к изучаемой проблеме, логические, общесоциологические, сравнительно-правовой и другие методы.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ПРАВА

1.1.Понятие системы права и ее признаки

Объективный характер системы права подтверждается тем обстоятельством, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы имеются группы однородных отраслей права, идентичных всем странам (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Оказывая непосредственное воздействие на формирование системы права, законодатель не может отвлечься от этих объективных факторов.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, право – это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений.[3] Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.


Для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.[4]

Во-вторых, система права – это многообразное правовое явление, включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы. Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Такое деление объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает и регулирует система права.

Норма права регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права, а из различных сочетаний правовых норм складываются другие ее элементы: институты права, подотрасли и отрасли права, – которые регулируют более сложные по структуре группы общественных отношений.

Таким образом, система права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.[5]

Объективная обусловленность права характеризуется тем, что, во-первых, оно – явление второстепенное по отношению к экономике и входит в надстройку общества; во-вторых, право включено в более широкую систему, которая называется правовой. Поэтому праву присущи такие объективные свойства:

1)оно развивается посредством правоотношений, порожденных экономическими отношениями, а уже потом подтвержденных или санкционированных государством;

2)под влиянием правоотношений и правосознания развиваются не только нормы права, но и правовая система и правовая надстройка;

3)право не следует сводить только правовым нормам, его надлежит рассматривать во взаимодействии с другими элементами правовой системы;

4)система норм права является элементом системы правового регулирования, взаимодействия объективного и субъективного права, правоотношений и правосознания;

5)степень развитости системных свойств права во многом зависит от развитости всей правовой системы. Это означает, что систему права следует изучать в пределах определенной правовой системы.[6]

К основным признакам системы права следует отнести: разделение всей совокупности норм права на взаимосвязанные комплексы, отрасли, под отрасли, институты права; единство и согласованность между собой норм права, составляющих систему права; объективный характер построения системы права.


Следовательно, для любого государства право функционирует как единственная юридически целостная, внутренне согласованная система общеобязательных правил поведения. Важным аспектом такой внутренней согласованности является структура права, как закономерная организация его элементов.[7]

Первичное звено системы права – нормативно-правовое предписание (норма права). Это общеобязательное, формально определенное правило поведения субъекта права, содержащее государственно-властное веление нормативного характера, устанавливается, санкционируется и обеспечивается государством для регулирования общественных отношений.

Признаки норм права, отличающие их от индивидуально-правового предписания:

- они обобщают типичные, то есть неоднократно повторяющиеся жизненные ситуации;

- рассчитаны на неопределенное количество общественных отношений;

- адресованы не персонифицированному кругу субъектов, разрешают обозначать пределы поведения всех субъектов, подпадающих под такую ситуацию;

- действуют в пространстве и во времени непрерывно;

-действие правовой нормы прекращается или отменяется уполномоченными субъектами.

Статья нормативно-правового акта выступает внешней формой нормы права и нормативно-правового предписания как целостного, логически завершенного государственно-властного веления нормативного характера. Статья нормативно-правового акта и норма права часто совпадают, если структурные элементы нормы права отражены в статье закона. Тем не менее в большинстве случаев в статье излагаются не все элементы нормы права. В зависимости от этого различают прямой, ссылочный и банкетный (отсылочный) способы изложения нормы в статье.

Прямой способ применяется тогда, когда все элементы нормы права содержатся в статье нормативно-правового акта; ссылочный – когда делается ссылка на другую статью или статьи; банкетный (отсылочный) – когда статья отсылает к другому нормативно-правовому акту.

Норма права имеет внутреннюю структуру, выражающуюся в ее внутреннем делении на отдельные элементы, связанные между собой: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза – это часть нормы права, содержащая условия, обстоятельства, с наступлением которых можно или необходимо осуществлять правило, которое содержится в диспозиции.

Диспозиция – это часть нормы, содержащая субъективные права и юридические обязанности, то есть именно правила поведения.[8]


Санкция – это часть нормы права, в которой представлены юридические последствия выполнения или невыполнения правила поведения, зафиксированного в диспозиции. Санкции могут быть карательными (штрафными), восстановительными и поощрительными (положительными).

Диспозиции, гипотезы и санкции по составу подразделяются на простые, сложные и альтернативные, а по степени определенности содержания – на абсолютно и относительно определенные.

1.2.Структура системы права

Структурой права является строение права, которое выступает в качестве единство устойчивых его элементов и частей. Когда речь идет о строении права, обычно имеются в виду его нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, объединяющиеся в свою очередь в ассоциации, группы, объединения норм и отраслей. Примером могут служить регулятивные и охранительные отрасли.

Право состоит из следующих элементов:

- субинституты;

- институты;

- подотрасли;

- отрасли.

Нормы права, как и первичные звенья системы права, могут объединяться в институты и отрасли права.

Существуют различные определения института права. Его рассматривают так:

а) определенную совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, связанные между собой как качественно самостоятельная обособленная группа;

б) совокупность существенных и самостоятельных норм права, образующих отдельный институт права в пределах комплексной отрасли права;

в) совокупность правовых норм, регулирующих отдельный вид или род общественных отношений и составляющих обособленную часть отрасли права.[9]

К признакам института права относят: наличие совокупности нормативных предписаний; юридическая однородность названных предписаний; объединение правовых норм устойчивыми закономерностями и связями, находящими отражение в юридических предписаниях и в целом в юридической конструкции.

Следовательно, институт права можно определить как обособленную группу взаимосвязанных правовых норм (предписаний), регулирующих определенный вид или род общественных отношений и образующих самостоятельный элемент системы права.

В зависимости от оснований различают такие группы института права: по отраслям права - конституционные, уголовные, гражданские, семейные, жилищные и др.; согласно роли, которую они выполняют, - предметные и функциональные; в зависимости от регулируемых ими отношений - материальные и процессуальные; в зависимости от закрепления общих понятий, принципов, задач, функций или специальных составов, соглашений или обязательств - общие и специальные.