Файл: Оперативно-розыскная деятельность (Понятия и основания оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
Основы оперативно-технического обеспечения оперативно- розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе
Во-первых, уголовно-процессуальный закон не устанавливает никаких правовых механизмов, направленных на возможность приобщения материалов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств, то есть придания им подобия процессуальной формы. Законодательство об оперативно-розыскной деятельности разрешает использование ее результатов в уголовном процессе, а сам закон такой процедуры не содержит>. Ни органы предварительного расследования, ни суды формально не имеют ни малейшей правовой возможности ввести такие материалы в уголовный процесс посредством каких-либо следственных или иных процессуальных действий: подобных действий просто не предусматривает.
А во-вторых, даже если бы сотрудник полиции и устанавливал подобные механизмы (аналогично тому, как это предусмотрено для представления вещественных доказательств или документов подозреваемым, обвиняемым, защитником, потерпевшим и иными заинтересованными
участниками), это все равно не повлияло бы на разрешение существующих
проблем. Такие механизмы позволили бы лишь формально приобщать материалы оперативно-розыскной деятельности к уголовному делу, при этом не изменяя их правовой природы, не придавая им никакой мнимой уголовно- процессуальной формы[43].
Вопреки иллюзорным тезисам многих ученых-процессуалистов, видимо, просто опасающихся посмотреть правде в глаза и пытающихся прикрыть красивыми доктринальными рассуждениями существующие проблемы, никакие следственные, судебные или иные процессуальные действия не позволят применить "задним числом" к уже произведенным оперативно-розыскным мероприятиям установленные законом правовые гарантии доброкачественности.
Можно выделить следующие типичные оперативно-розыскные ситуации по применению средств оперативной техники при проведении оперативно-розыскных мероприятий[11]:
- невозможность или крайняя затруднительность получения оперативно значимой информации иным путем;
- быстрота и эффективность, которые сопутствуют поставленной цели;
- возможность зашифровать оперативно-розыскные силы, средства и методы работы;
- возможность искусственного создания условий для наиболее вероятного оставления следов преступления.
С нашей точки зрения, понятие оперативно-технического обеспечения оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-исполнительной сиситеме можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле оперативно-техническое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий предполагает:
- формирование комплекса законодательных, подзаконных, в том числе ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих применение технических средств в розыскной деятельности;
- повышение уровня оперативно-технической подготовки сотрудников оперативных подразделений, применяющих оперативно-технические технические средства при решении возложенных на них задач по оперативно-розыскному обеспечению исполнения наказания;
- модернизацию имеющихся и создание новых образцов оперативно- технических средств, используемых оперативно-розыскных мероприятий;
- улучшение технического оснащения оперативных подразделений
УИС.
Основываясь на этих положениях, оперативно-техническое
обеспечение оперативно-розыскных мероприятий в УИС в широком смысле можно сформулировать как систему правовых, научных, организационных и иных мер по созданию необходимых условий для разработки, внедрения и практического использования оперативно-технических средств, применяемых для решения возложенных на оперативные подразделения УИС оперативно-служебных задач по оперативно-розыскному обеспечению исполнения наказания.
Соответственно, субъектами такого обеспечения являются соответствующие управления ФСИН России, учебные и научные учреждения ФСИН России, территориальные органы[9].
Представляется, что оперативно-техническое обеспечение розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе в узком смысле характеризуется следующими признаками:
- осуществляется только в рамках и способами, которые указаны в законах и подзаконных, в том числе ведомственных нормативных, актах ФСИН России;
- субъектами этой деятельности могут быть только оперативные сотрудники, а также лица, оказывающие им конфиденциальное содействие;
- практическое применение оперативно-технических средств осуществляется в зависимости от конкретной оперативно-розыскной ситуации.
На основании этих положений оперативно-техническое обеспечение розыскной деятельности в УИС в узком смысле может быть определено таким образом. Это предусмотренное законами и подзаконными, в том числе ведомственными нормативными, актами ФСИН России практическое применение оперативными сотрудниками УИС, а также лицами, оказывающими им конфиденциальное содействие, оперативно-технических средств при проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих получение фиксированной информации о действиях объектов оперативной заинтересованности, а также фактах и событиях в целях выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также решения других задач, возложенных на оперативные подразделения УИС[9].
Не проводя широкого анализа указанных основных признаков (элементов) оперативно-технического обеспечения оперативно-розыскных мероприятий, выделим лишь наиболее значимые их стороны.
Техническая оснащенность оперативных подразделений полиции.
Этот элемент наиболее значимый в представленной нами системе. Техническая оснащенность оперативных подразделений уголовного розыскавыражена в степени оснащенности оперативно-техническими средствами обнаружения и фиксации оперативно значимой информации. Степень технической оснащенности как в качественном, так и в количественном отношении отражает возможности оперативных подразделений полиции успешно решать поставленные перед ними
оперативно-служебные задачи по оперативно-розыскному обеспечению исполнения наказания.
Оперативная готовность оперативных сотрудников к использованию оперативно-технических средств.
Акцентируя внимание на этом аспекте, следует подчеркнуть, что можно иметь в достаточном количестве любую технику и не получить желаемого эффекта, так как техника сама по себе, без специалистов, в совершенстве владеющих ею, ничего решить не способна. Самый современный и совершенный компьютер без надлежащего программного обеспечения и грамотного пользователя - это не более чем сверхдорогостоящие "счеты" или в крайнем случае "пишущая машинка".
Поэтому подход к оперативно-техническому обеспечению оперативно- розыскных мероприятий только как к проблеме снабжения оперативных подразделений средствами оперативной техники не верен по существу. Обеспечение оперативных подразделений оперативно-техническими средствами - это только один из элементов системы оперативно- технического обеспечения мероприятий, никоим образом не исчерпывающий его содержания.
По общему правилу для применения оперативно-розыскных сил, средств и методов требуется, чтобы оперативный состав действовал быстро, тактически грамотно, был подготовлен к решению возникающих оперативно- тактических задач[5].
Применительно к органам внутренних дел под оперативной готовностью понимает такое состояние системы органов внутренних дел, которое обеспечивает при поступлении информации о подготавливаемых или совершенных преступлениях быстрое и организованное применение сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности для предотвращения и раскрытия преступлений, а также розыска скрывшихся преступников.
С учетом изложенного оперативная готовность сотрудников оперативных подразделений полиции к применению оперативно-технических средств представляет собой адекватную требованиям оперативно-розыскных мероприятий профессионально-техническую подготовку оперативных сотрудников, включающую специальные знания, умения, навыки по применению оперативно-технических средств при выполнении возложенных на них оперативно-служебных задач по оперативно-розыскному обеспечению исполнения наказания[8].
Наряду с постоянной оперативной готовностью оперативных сотрудников к использованию оперативно-технических средств существует состояние ситуационной оперативной готовности, отражающее особенности складывающейся оперативно-розыскной ситуации при проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий. Ситуационная оперативная готовность - это актуализация приобретенных ранее знаний, умений, навыков, имеющегося опыта для решения конкретных задач, возникающих в ходе оперативно-розыскного обеспечения исполнения наказания; состояние мобилизованности оперативного сотрудника на целенаправленное тактически грамотное применение оперативно-технических средств в конкретных условиях.
Постоянная и ситуационная оперативная готовность оперативных сотрудников к использованию оперативно-технических средств находятся в сложном взаимодействии. Будучи реализованным, состояние ситуационной оперативной готовности оказывает обратное управляющее воздействие на компоненты постоянной оперативной готовности к применению оперативно- технических средств.
Процессуальные аспекты оперативно-розыскного мероприятия обследование жилища
Определяя процессуальные моменты проведения обследования жилища, необходимо предварительно отметить некоторые обстоятельства. Во-первых, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом. Правоотношения, возникающие в рамках оперативно-розыскной деятельности, наиболее близки к уголовно-процессуальным. Это объясняется прежде всего общностью задач оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Вместе с тем следует учитывать, что обследование жилища может быть гласным, негласным и зашифрованным. Гласное обследование производится в отношении владельцев соответствующего объекта, предполагает сообщение им о сути и содержании производимого оперативно- розыскного мероприятия[12]. При этом конечные цели могут не доводиться до сведения указанных лиц, однако они должны сознавать, что на принадлежащем им объекте проводится оперативно-розыскное мероприятие. Результаты гласного обследования фиксируются в документах, подписываемых всеми участниками, в том числе и владельцами объекта. Негласное обследование осуществляется оперативным сотрудником в отсутствие владельцев объекта, которые остаются в неведении о самом факте проведения оперативно-розыскного мероприятия. При этом в негласном обследовании могут участвовать, например, специалисты. Зашифрованное обследование проводится в присутствии владельца объекта, но с сокрытием от него смысла и содержания производимых действий (например, оперативный сотрудник прибывает на объект под видом работника коммунальной службы, рекламного агента и т.п., для установления наличия или отсутствия определенных предметов).
Очевидно, что если гласное обследование жилища можно провести по правилам, максимально сходным с уголовно-процессуальными действиями, то для негласного и зашифрованного обследования соблюдение этих правил
в полном объеме невозможно в принципе.
Понятие "жилище" в оперативно-розыскной деятельности должно интерпретироваться так же, как оно определено в уголовно-процессуальном законе: а) индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями; б) жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания; в) равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.42 Обследование жилища производится по судебному решению,
поскольку ограничивает соответствующее конституционное право. Вместе с тем в практической деятельности гласное обследование жилища в ряде случаев осуществляется без судебного решения, если с его проведением согласны все лица, проживающие в соответствующем жилище. Представляется, что в этом нет нарушения закона, поскольку указанные лица своим добровольным разрешением на обследование устраняют ограничение принадлежащего им конституционного права. Лица должны проживать в жилище на законных основаниях и присутствовать в жилище на момент начала оперативно-розыскного мероприятия[16]. Согласие указанных лиц получается в письменной форме (как правило, в виде отдельного заявления), с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения лица, даты и времени составления указанного заявления. Ведомственный нормативный акт предусматривает для проведения остальных видов обследования составление распоряжения начальника оперативно-розыскного органа. Представляется, что обследование жилища может проводиться без этого документа, поскольку непосредственно законом его составление не предусмотрено.
Гласное обследование жилища производится с участием не менее чем двух понятых, которые должны воспринимать все действия, осуществляемые
в рамках данного оперативно-розыскного мероприятия. В ходе гласного обследования жилища возможно визуальное восприятие обстановки и элементарные поисковые действия, являющиеся прямым продолжением визуального обозрения. Недопустим углубленный поиск, вскрытие помещений, взлом стен и полов, сейфов и т.п. Важным является вопрос о порядке оформления результатов гласного обследования жилища. В соответствии с названным выше ведомственным нормативным актом результаты обследования иных объектов фиксируются в специальном протоколе обследования. При этом наиболее близкое к обследованию следственное действие оформляется протоколом осмотра места происшествия. Представляется, что результаты гласного обследования жилища также могут быть зафиксированы в протоколе осмотра места происшествия, однако после этого все материалы оперативно-розыскной деятельности должны быть представлены в следственное подразделение, поскольку проведение следственного действия невозможно само по себе[28].