Файл: Государственный кредит (Сущность государственного кредита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Госзаймы, которые получают на основе кредитных договоров, могут быть внешними и внутренними.[5] По времени погашения они разделяются на кратко-, средне- и долгосрочные. Кредиты, которые привлекаются с применением ценных бумаг, также работают в разных вариантах. Это могут быть ценные бумаги, которые предлагаются внутренним и иностранным инвесторам. Они могут быть нерыночными и рыночными. Госгарантии по займам организациям и учреждениям также входят в состав госкредита. Они не предусматривают трату госбюджета во время получения займов. Но в ситуации невозврата гарантированных кредитов вовремя, оплата их должна делаться за счет средств госбюджета. Но их разумное применение способствует стабилизации формирования предпринимательской деятельности и повышению поступлений в госбюджет.

По правовому утверждению подразделяются государственные кредиты, какие выдаются на основе правительских договоров и обеспечиваются оформлением ценных документов. Договорами регистрируются, как правило, займы от правительств иных стран, международных компаний и материальных институтов. С помощью ценных документов привлекаются деньги на финансовом рынке. Регистрация государственных кредитов может происходить двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими условиями (векселями). В теории и на практике госкредит делится на внутренний и международный государственный заем. При внутреннем госкредите государство обычно есть заемщиком денег, а ее заимодавцами есть банковские организации, страховые организации и т.д. В ситуации международного госкредита одной из сторон кредитной сделки выступает государство, причем оно может быть и должником, и кредитором.

Рассмотрим основы правового регулирования государственного кредита[6]. На данный момент государственный долг регулируются также БК РФ (ст.97).[7]

Также госкредит регулируется ФЗ N 395-1-ФЗ.[8] Помимо указанного законодательного акта большую роль играет ФЗ N 86-ФЗ.[9] Эти два закона следят за работой всех банков России, а также за деятельностью ЦБ России.

Государство может выступать как в роли заимодавца, так и в роли заемщика и поручителя. После окончания времени займа государство должно выполнить свои условия и вернуть заимодавцу кредит и накопленные на него проценты. Данные свойства госкредита, как оперативная, платная, возвратная основа, целевое назначение и наличие финансового обеспечения делают его похожим на банковский заем.


В отличие от коммерческого или банковского кредита, государственному характерны такие особенности:

  • он чаще всего предоставляется на возмещение недостатка в бюджете;
  • финансовым обеспечением выступает все, что принадлежит стране наследство, какое оформляет ее казну, что делает его более надежным в глазах кредиторов;
  • целевой характер данного вида кредита более строгий, чем в случае коммерческого займа;
  • источником возврата выступают налоги и иные займы, а не деньги, полученные в итоге ведения хозяйской деятельности;
  • приводит к понижению в обращении наличных.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет такие функции:[10]

  • Распределительную.
  • Регулирующую.
  • Контрольную.

Данные функции тесно связаны между собой, устанавливая в своей группе назначенную экономическую роль заемных отношений. Путем распределительной функции госкредита выполняется создание и использование централизованных финансовых фондов государства на нюансах возвратности, оперативности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых средств.

Регулирующая функция проявляется в том, что соответственные субъекты, вступающие в кредитные отношения, действуют на состояние финансового обращения, процесс производства, занятость населения, размер процентов и на финансовую политику.

Контрольной функцией является учет и контроль за целевым и разумным использованием денег, привлекаемых и выделяемых государством. Выступая в качестве кредитного получателя, государство обеспечивает дополнительные наличные для финансирования собственных затрат.

Госкредит есть главным источником финансирования бюджетного недостатка. Как показывает опыт иностранных государств с коммерческой экономикой, использование государственного займа для возврата недостатка в бюджете – более результативное и правильное средство по сравнению с кредитно-денежными приемами (к примеру, эмиссией средств).

Управление государственным займом может анализироваться в тесном и широком смысле. Под управлением государственным займом в огромном смысле понимается формирование одного из видов материальной политики государства, связанной с его деятельностью в качестве клиента, заимодавца и поручителя. Управление государственным займом в широком смысле как одно из направлений материальной политики находится во владении органов власти и управления государством. Именно они устанавливают объем бюджетного недостатка и, после этого, и объем кредитов, нужных для их погашения, главные направления и цели воздействия на наличное обращение, заем производство, занятость.


Государственный целевой заем в целях обеспечения социальных гарантий и повышения контроля за точным и правильным использованием денег социальной защиты. Есть самостоятельной кредитной организацией. Госкредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория. Как экономическая категория государственный заем представляет собой систему наличный отношений, которые появились в связи с привлечением государством на основе добровольности временно сводных денежных ресурсов людей и юридических особ.

К понятию госкредита имеет прямое отношение понятие государственного долга. Образование государственного долга происходит в итоге заимствований и предоставления государственных гарантий. Государственный долг обязательно должен быть обеспечен государством и его финансами. Управление государственным долгом проводится Министерством Финансов РФ и ЦБ РФ.

Подводя итоги, можно отметить следующее.Кредит – сумма средств, которая передается одним участником соглашения другому участнику на условиях платности, срочности и возвратности. Любой экономический объект может быть кредитором и заимополучателем в процессе работы экономической системы. Но главное место здесь занимают банковские организации. Государственный кредит как правовая категория – это группа экономических связей, которые складываются между государством и другими лицами, финансовыми компаниями. Он выдается на условиях возвратности, платности. Госкредит связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия.

В современных условиях в решении проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, стимулирования экономического роста, а также поиск более совершенных способов финансирования бюджетного дефицита значительное место принадлежит государственному кредиту. Государственный кредит подразделяется на внешний (международный) и внутренний.

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Анализ внутреннего государственного кредита

Государственный кредит можно подразделить на внутренний и внешний. Внутренний кредит более распространен по сравнению с внешним. Внутренний кредит представляет собой совокупность отношений между государством и резидентами страны, государство выступает кредитором, гарантом, и в основном заемщиком денежных средств в национальной валюте, это происходит за счет выпуска государственных облигаций[11].


В связи с этим, акцент в анализе государственного внутреннего кредита в данном параграфе будет сделан именно на том факте, что государство, как правило, выступает в качестве заемщика.

В соответствии со ст. 101 Бюджетного Кодекса Российской Федерации правительство реализует управление государственным долгом. С целью оптимизации управления осуществляется разработка программ государственных внешних и внутренних заимствований. Рассмотрим динамику государственного внутреннего долга, как ключевого аспекта государственного внутреннего кредитования.

Таблица 1.

Динамика государственного внутреннего долга[12]

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

01.01.2018

Объем государственного внутреннего долга РФ в млрд. руб.

7241,17

7307,61

8003,46

8660,54

В т.ч. государственные гарантии РФ в млрд. руб.

1765,46

1734,52

1903,11

1459,37

Исходя из данных таблицы 1, можно сказать о том, что объем государственного внутреннего долга растет (увеличение составило на 1419,37 млрд. руб.), что является, несомненно, отрицательной тенденцией.Также анализ показывает, что рост внутреннего долга Российской Федерации обусловлен увеличением долга по государственным гарантиям.

Ключевую роль в государственном внутреннем кредитовании играют государственные облигации. На сегодняшний день, государство очень активно использует существующий рынок государственных ценных бумаг для осуществления процесса реализации различных собственных целей.

Как показывает мировой опыт, основным способом финансирования государственных инвестиций является выпуск рыночных, торгуемых ценных бумаг. Россия занимает последнее место среди 35 наиболее развитых стран мира по стоимости государственных ценных бумаг, обращающихся на внутреннем рынке.

Таблица 2.

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах РФ в млрд рублей[13]

Виды государственных ценных бумаг

По состоянию на 01.01.2019

Изменение государственного долга с 01.01.2019 по 31.01.2019

По состоянию на 01.02.2019

ОФЗ-ПД

4 929,434

72,504

5 001,938

ОФЗ-АД

416,868

-36,261

380,607

ОФЗ-ПК

1 731,779

-

1 731,779

ОФЗ-ИН

253,451

6,031

259,482

ОФЗ-Н

55,642

0,841

56,483

ГСО-ППС

230,300

-

230,300

ГСО-ФПС

132,000

-

132,000

Итого:

7 7499,474

49,876

7 792,589


Структура государственного внутреннего долга, который выражен в ценных бумагах, в процентном соотношениина 1 февраля 2019 года, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах[14]

Наибольший вес в структуре внутреннего долга РФ, выраженного в ценных бумагах, имеют облигации федерального займа с постоянным доходом (64,18%). Далее идут облигации федерального займа с переменным доходом (22,22%), облигации федерального займа с амортизацией долга (4,88%), а самый наименьший вес на сегодняшний день имеют облигации федерального займа для физических лиц (0,72%).

Популярность облигаций федерального займа с постоянным доходом может объясняться тем, что именно они наиболее эффективно выполняют главную потребность инвестора при покупке государственных ценных бумаг, а именно, сведение риска к минимуму: ОФЗ-ПД представляют собой именные купонные облигации, ставка купонного дохода для которых является постоянной. Их номинал (на момент выпуска) равен 1000 рублей, а ставка купонного дохода -8,15%.

Исходя из вышеизложенной информации, нельзя не отметить довольно широкий спектр представленных на рынке инструментов. Однако, следует также отметить сильную их схожесть: все они представляют собой облигации, различающиеся видом купонного дохода и способом его начисления, но ориентированные на институциональных инвесторов.

Объём государственных заимствований посредством выпуска ценных бумаг ежегодно растёт, что можно наблюдать на рисунке 2. Это свидетельствует, с одной стороны, о возрастании потребности государства в заёмных средствах, однако также свидетельствует о использовании не эмиссионных методов финансирования федерального бюджета и, следовательно, об эффективном использовании различных инструментов денежно-кредитной политики.

Рисунок 2 - Объем государственного внутреннего долга, выраженный в государственных ценных бумагах[15]

Московской биржей на постоянной основе рассчитывается индекс государственных облигаций RGBI. Данный показатель отражает ценовую динамику рынка государственных облигаций и является индикативным показателем доходности и привлекательности российских государственных ценных бумаг (рисунок 3).