ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.05.2019
Просмотров: 262
Скачиваний: 1
План-конспект урока географии 8 класса
Тема: Почвы и почвенно-земельные ресурсы мира
Цель: ознакомить учеников с почвенно-земельными ресурсами мира, факторами почвообразования и основными типами почв, дать представление об агроклиматических ресурсах.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с понятием «почвенно-земельные ресурсы»;
- дать общую характеристику почвенно-земельных ресурсов;
- сформировать представление о факторах почвообразования;
- дать характеристику основных типов почв, описать их свойства;
- сформировать понятие об агроклиматических ресурсах.
Развивающие:
- продолжать развивать навыки работы с текстом, картой, иллюстрациями;
- отработать умение учащихся работать с атласом;
- способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы;
- продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и внимательное отношение к работе, способствовать формированию творческой атмосферы на основе сотрудничества и взаимопомощи между учащимися.
Оборудование: учебник 8 класса, политическая карта и карта почв мира, атласы, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учеников, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания по теме «Климатические пояса Земли» в виде тестового задания.
Тест по теме «Климатические пояса Земли»
Вариант 1
1. Основную часть поступающей на земную поверхность солнечной радиации поглощает:
А) снег и песчаная пустыня
Б) снег и пашня
В) пашня и хвойный лес
2. В зависимости от количества солнечного тепла выделяют:
А) 6 тепловых поясов
Б) 7 тепловых поясов
В) 8 тепловых поясов
3. Какой из трех представленных климатических поясов получает наибольшее количество солнечной радиации.
А) Экваториальный
Б) Тропический
В) Умеренный
4. Пояса низкого давления формируются в поясах:
А) экваториальном и тропическом
Б) экваториальном и умеренном
В) тропическом и умеренном
5. Летом муссон дует:
А) с суши на море
Б) с моря на сушу
6. Назовите четыре зональных типа воздушных масс?
7. Циклон – это … .
8. Перечислите основные климатические пояса.
9. Назовите климатический пояс, в котором преобладают ветры пассаты, средняя температура самого теплого месяца +30… +35°С, самого холодного – не ниже +10°С, осадков вдали от океанов выпадает не более 50-150 мм:
А) экваториальный
Б) тропический
В) умеренный
10. В каком климатическом поясе имеется средиземноморский климат?
А) тропическом
Б) субтропическом
В) умеренном
Вариант 2
1. Наибольшей отражательной способностью обладают:
А) снег и песчаная пустыня
Б) снег и пашня
В) пашня и хвойный лес
2. Жаркий пояс с севера и юга ограничен среднегодовыми изотермами:
А) 10°С
Б) 20°С
В) 30°С
3. Какой из трех представленных климатических поясов получает наименьшее количество солнечной радиации.
А) Экваториальный
Б) Тропический
В) Умеренный
4. Пояса высокого давления формируются в поясах:
А) экваториальном и тропическом
Б) тропическом и умеренном
В) тропическом и полярном
5. К сезонным ветрам относятся:
А) пассаты
Б) западные ветры
В) муссоны
6. На какие 2 подтипа делятся воздушные массы в зависимости от характера поверхности, над которой они сформировались?
7. Антициклон – это … .
8. Перечислите переходные климатические пояса.
9. Назовите климатический пояс, в котором на западе преобладают западные ветры, на востоке материков – муссоны, температура самого теплого месяца +12… +30°С, самого холодного от +4..+6 до -48°С, выпадает разное количество осадков в зависимости от рельефа и положения территории по отношению к океану:
А) экваториальный
Б) тропический
В) умеренный
10. В каком климатическом поясе живет примерно четверть всего населения земли?
А) тропическом
Б) субтропическом
В) умеренном
III. Изучение нового материала.
Ребята, сейчас мы рассмотрим общую характеристику почвенно-земельных ресурсов. Давайте найдем в учебнике определение понятия «почвенно-земельные ресурсы» и запишем в тетрадь.
Почвенно-земельные ресурсы – это совокупность земель, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве.
Они могут быть заняты лесами, водными объектами, ледниками, населенными пунктами, а также могут использоваться под пашню, пастбище, для рекреации. Земельные ресурсы исчерпаемы. А сейчас с помощью рисунка 17 на странице 42 попробуем оценить обеспеченность земельными ресурсами Республики Беларусь и всех материков.
Из рисунка 17 видно, что в среднем по миру на 1 человека приходится 2,15 га земли. Что касается Беларуси, то можно сказать, что по обеспеченности земельными ресурсами страна находится на среднемировом уровне – 2,1 га (записать данные в тетрадь).
А сейчас попробуем определить, на каких материках обеспеченность земельными ресурсами ниже среднемирового уровня (в том числе и уровня Беларуси), а на которых – выше. Итак, мы видим, что в Европе и Азии этот показатель ниже (0,98 и 0,83 га/чел. соответственно), а в Африке (3,73 га/чел.), Северной (4,39) и Южной Америке (5,06) и Австралии с Океанией (27,38 га/чел.) – выше мирового показателя. А как вы думаете, с чем связаны такие различия в показателях? (ответы учеников).
Этот показатель зависит от площади материка и от количества населения. Что касается Европы и Азии, то здесь сравнительно небольшая площадь и очень много населения. А, например, в Австралии высокая обеспеченность земельными ресурсами объясняется большой площадью и незначительным количеством населения.
С ростом численности населения Земли площади пригодных к использованию земель в сельском хозяйстве постоянно сокращаются. Все больше плодородных земель занимается под города, промышленные предприятия, дороги. В древности для ведения сельского хозяйства использовались наиболее благоприятные районы (долины рек, межгорные котловины). Не случайно именно там и возникли древние цивилизации. А какие вы знаете древние цивилизации или государства? (Ответ: Древний Египет (Нил), Древний Китай (Янцзы), Месопотамия (Тигр и Евфрат)и др.). Поэтому земельные ресурсы и являются ценным природным ресурсом.
Земельные ресурсы мира оцениваются в 13-13,5 млрд га, часть из которых малопродуктивные земли (пустыни, высокогорья, земли под ледниками, водными объектами).
А сейчас рассмотрим рисунок 18 на странице 42 и определим долю сельскохозяйственных угодий в земельном фонде материков.
Так, видим, что сельскохозяйственные земли составляют всего 37% (26% луга и пастбища и 11% обрабатываемые земли) мировых земельных ресурсов. И хотя под пашней и многолетними культурами занято 11% земель, они дают 90% продуктов питания. Лесные земли составляют 1/3 площади земельных ресурсов и выполняют важные функции в природе. Какие функции выполняет лес? (Ответ: климатообразующую, водоохранную, почвообразующую).
На рисунке 18 показаны данные и для Беларуси. Давайте найдем их. Итак, сельскохозяйственные земли занимают 44% (26% - обрабатываемые земли и 18% - луга и пастбища) (записать данные в тетрадь).
Из рисунка 18 видно, что в Европе (в том числе и в Беларуси) преобладают обрабатываемые земли, а на остальных континентах – естественные луга и пастбища.
В первую пятерку стран по обеспеченности пашней входят США, Индия, Россия, Китай и Австралия (показать страны на политической карте и записать их в тетрадь).
Особую ценность для людей представляет самый верхний, плодородный слой земли – почва. Как вы думаете, какова мощность почвы? (Ответ: 2-3 метра). Почвы конкретной территории составляют почвенные ресурсы.
В зависимости от особенностей климата выделяются почвенно-климатические пояса: тропический, субтропический, суббореальный, бореальный и полярный. Для каждого пояса характерен свой набор почв. Наибольшую площадь занимают почвы тропического пояса (47,7%), наименьшую – полярного (4,5%).
В настоящее время вызывает беспокойство снижение плодородия (деградация) почв. Общая площадь деградированных земель наиболее высока в Азии, Африке, Южной Америке (показать регионы на карте).
В Африке и Австралии среди других причин деградации почв на первом месте оказывается выпас скота. Увеличение поголовья домашнего скота, в свою очередь связанное с ростом населения, во всех полупустынных районах приводит к вытаптыванию травянистой растительности, превращению рыхлых песчаных почв в легко развеваемые пески. Так, в Африке скотоводство составляет основу хозяйственной деятельности и источник существования большинства населения. К югу от Сахары в зоне Сахеля (показать регион на карте) в результате перевыпаса и засухи стала распространяться пустыня со скоростью 10 км/час. В Австралии возросло поголовье овец. Они выгрызают растительность с корнями и в результате почва становится не закрепленной корнями. Это способствует распространению пустынь и уменьшению плодородных земель.
В Азии и Южной Америке на первом месте – обезлесение. Леса вырубаются под плантации, для выпаса животных, строительства и добычи полезных ископаемых. Все это способствует деградации почвенного покрова.
В Северной, Центральной Америке и Европе главная причина деградации – нерациональное земледелие. Эти регионы наиболее освоены и сильно распаханы. Неправильная обработка почв, чрезмерное внесение удобрений, неправильные севообороты также способствуют разрушению почвенного покрова.
В результате хозяйственной деятельности почвы снижают плодородие, теряют органическое вещество – гумус. Наиболее активные изменения происходят на мелиорированных болотных почвах. Их эволюция сопровождается разложением гумуса, торфа, уменьшением мощности плодородного слоя. При строительстве водохранилищ, прокладке дорог появляются заболоченные почвы. В районах, где проводится интенсивный полив и орошение земель, происходит засоление почв. А как вы думаете, какие основные причины деградации почв характерны для Беларуси? (ответы учеников). Где у нас в стране проводится осушительная мелиорация? (Ответ: на Полесье).
Сейчас рассмотрим факторы почвообразования. Главное свойство почвы – плодородие. Оно обусловлено наличием гумуса (перегноя). Это органическая часть почвы. Гумус образуется в результате преобразования органических, главным образом растительных, остатков, которые попадают в почву после отмирания растений. Преобразовывают органические остатки в перегной микроорганизмы. Гумус обычно темного цвета. Он содержит основные элементы питания растений (азот, фосфор, калий и др.). Накапливается гумус в почвах в разных количествах, в зависимости от природных условий.
Почва формируется в результате совместного действия следующих факторов: почвообразующие породы, климат, растительность, живые организмы, рельеф, вода, время и человек.
Все эти факторы действуют одновременно и в течение длительного времени обеспечивают плодородие почв.
Рассмотри каждый фактор почвообразования, параллельно зарисовывая схему с доски:
ПОЧВООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
|
|
|
|
Почвообразующие породы влияют на механический состав, некоторые физические и химические свойства почв, обеспечивают их водный, тепловой и воздушный режим.
Климат влияет на жизнедеятельность организмов, перемещение органического вещества, увлажнение и водный режим почвы и определяет интенсивность почвообразовательных процессов.
Растения берут из почвы воду, минеральные питательные вещества, а отмирая, поставляют почве органические вещества, пополняют гумус.
Живые организмы содействуют накоплению органических веществ в почве, ускоряют их разложение и делают доступными для растений. Без них не было бы гумуса.
Рельеф может оказывать как благоприятное воздействие на формирование почв, так и неблагоприятное. На горных склонах продукты выветривания не удерживаются и смещаются вниз, а на равнинах они накапливаются.
Вода создает в почве среду, в которой протекают химические и биологические процессы. Избыток влаги снижает содержание кислорода в почве, подавляет деятельность микроорганизмов и приводит к заболачиванию.
Для образования почвы требуется время. За определенный промежуток времени изменяются природные условия, происходит эволюция почв.
Осталось рассмотреть последний фактор почвообразования – влияние человека. Ребята, как вы думаете, какое влияние оказывает человек на почвы? (предполагаемые ответы учеников). Человек сознательно и активно вмешивается в процесс почвообразования, влияет на плодородие почв, проводит мелиорацию, вносит удобрения.
Сейчас перейдем к изучению следующего вопроса и рассмотрим основные типы почв.
Основные типы почв, их свойства. В различных природных условиях формируются разные типы почв.
Сейчас мы рассмотрим основные типы почв, а данные структурируем в таблицу (заполнить таблицу с доски при помощи учителя).
Климатический пояс |
Почва |
Особенности почв |
Арктический |
– |
Отсутствие растительности, не идет накопление органических веществ; преобладает физическое разрушение горных пород |
Субарктический |
Тундрово-глеевые |
В условиях избытка влаги и бедной растительности формируется глеевый горизонт; почвы отличаются низким плодородием |
Умеренный |
Подзолистые |
Образуются под хвойными лесами в условиях избытка влаги, растворенные вещества выносятся в нижние горизонты, почвы бедны гумусом, выражен подзолистый горизонт |
Дерново-подзолистые |
Формируются под смешанными лесами |
|
Бурые лесные |
Формируются под широколиственными лесами, широко используются в сельском хозяйстве |
|
Черноземные |
Под травянистой растительностью, в условиях достаточного увлажнения; считаются самыми плодородными |
|
Каштановые |
Под травянистой растительностью в условиях недостаточного увлажнения |
|
Бурые, серо-бурые и сероземы |
Формируются при недостатке влаги и бедной растительности |
|
Субтропический |
Коричневые и серо-коричневые |
Формируются в сухом субтропическом климате |
Красноземы и желтоземы |
Формируются во влажных субтропиках |
|
Тропический |
Сероземы |
Формируются в условиях отсутствия растительности и осадков |
Субэкваториальный |
Красные |
Формируются во время влажного сезона |
Красно-бурые |
Формируются во время сухого сезона |
|
Экваториальный |
Красно-желтые ферраллитные |
Формируются в условиях избытка влаги и высоких температур |
На рисунке 19 в учебнике можно рассмотреть почвенные профили различных типов почв.
Агроклиматические ресурсы. Для развития сельского хозяйства недостаточно только плодородия почвы. Растениям также необходимы тепло, влага, свет – природный, или агроклиматический ресурс. Запишем в тетрадь определение «агроклиматические ресурсы».
Агроклиматические ресурсы – это совокупность главных климатических факторов (тепла, влаги, света и воздуха), которые вместе с питательными веществами почвы создают условия для получения устойчивого урожая.