ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.05.2019
Просмотров: 1721
Скачиваний: 2
Транспорт и логистика — это одна из традиционных сфер применения геоинформационных систем. Как часть системы управления, диспетчеризации и планирования доставки, ГИС успешно применяются в крупных транспортных компаниях,в курьерских службах интернет-магазинов и розничных сетей, при организации работы сервисных и аварийных служб, в ЖКХ и в других отраслях. Пространственный анализ, моделирование, ведение единой географической базы данных различных объектов со всеми их атрибутами и другие возможности ГИС позволяют добиться существенного снижения затрат, сократить время доставки, оптимально использовать имеющиеся ресурсы и повысить качество обслуживания клиентов.
ГИС обеспечивает визуализацию точного местонахождения транспортных средств, персонала и событий в любой момент времени и информирует о возникающих задержках в осуществлении доставки. Это дает возможность диспетчеру идентифицировать проблему, а ГИС подскажет пути решения.
Есть еще одна важная область применения ГИС в логистике и на транспорте — выбор оптимального места расположения для размещения логистических активов (складов, распределительных центров, транспортных баз и пр.).
Область применения ГИС в торгово-розничных сетях: продуктовые магазины, гипермаркеты, супермаркеты, магазины бытовой техники, магазины спорттоваров, аптеки.
Стратегические задачи: выход на рынок другого региона, планирование сети, развитие сети, планирование рекламной политики, мониторинг работы сети - оптимизация работы, демографический анализ и прогноз, конкурентный анализ.
Оперативные задачи: проникновение на рынок (доля покупателей в общей массе жителей района), охват клиентов (анализ зависимости мест проживания и реальной покупки), сравнение по сети клиентов и территории, динамика изменений
объема и структуры продаж сети, анализ зон доступности (удобство для потребителя, перекрытие зон ответственности менеджеров по продажам), выявление неблагоприятных точек в сети, оценка объемов продаж и территории, управление ассортиментом в зависимости от характеристик территории, создание зон обслуживания магазинов, визуализация соцопросов.
ГИС в бизнесе. Технология геоинформационных систем быстро проникает в сферу бизнеса. Проникновение ГИС в бизнес происходит быстрее, чем в большинство других областей их применения. О повышенном интересе бизнесменов к этой мощной современной технологии свидетельствует регулярное проведение ряда конференций и выставок.
Преимущества ГИС перед другими информационными технологиями: наличие набора средств создания и объединения баз данных; обеспечение географического анализа и наглядной визуализации БД в виде различных карт, графиков, диаграмм; возможность прямой привязки друг к другу в режиме Hot Link всех атрибутивных и графических данных.
Сфера применения ГИС в бизнесе охватывает разные области: анализ и отслеживание текущего состояния и тенденций изменения рынка; планирование деловой активности; оптимальный выбор местоположения новых филиалов фирмы или банка, торговых точек, складов, производственных мощностей; поддержка принятия решений; выбор кратчайших или наиболее безопасных маршрутов перевозок и путей распределения продукции; анализ риска материальных вложений и урегулирование разногласий; демографические исследования, проводимые в целях определения спроса на продукцию; географическая привязка баз данных о земле- и домовладении.
Коммерческие фирмы используют ГИС для выбора места расположения новых супермаркетов: расположение склада и зона обслуживания определяются путем моделирования доставки и влияния конкурентов; для управления поставками
реды.
Наиболее ранними пользователями ГИС были организации, заинтересованные в охране окружающей среды. На простейшем уровне – для исследования состояния окружающей среды (например, расположение и состояние лесов, рек). Более сложные приложения используют аналитические возможности ГИС для моделирования процессов в окружающей среде, таких как эрозия почв или разлив рек в случае большого количества осадков, распространение выбросов загрязняющих веществ промышленных предприятий в атмосфере. После сбора исходных картографических данных производится их аналитическая обработка в ГИС.
Охрана окружающей среды - деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Для охраны окружающей среды целесообразно использовать GPS-навигацию для определения и использования координатно-временных параметров объектов. Также GPS-навигацию используют для уточнения границ лесополос, создания электронных карт ГИС, ведения государственного лесного реестра.
Департаменты природопользования и охраны окружающей среды используют систему ГЛОНАСС/ GPS при ведении реестра особо охраняемых природных территорий (памятников природы) для получения пространственных координат объектов, входящих в реестр, а также для уточнения электронных карт ГИС.
ГИС с применением GPS активно используют для контроля в области охраны окружающей среды. Экологический контроль - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдений субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. Наиболее результативным оказался опыт использования ГИС-технологий в поиске и определении площадей незаконных рубок.
Использование ГИС-технологий с применением геопорталов (ресурсы Интернета, содержащие космические снимки со спутников) позволяет производить мониторинг в реальном времени пожарной ситуации в лесах, обрабатывать и анализировать полученные результаты с построением графиков и тематических карт по времени и площади возникающих пожаров, отслеживать изменение площади пожара при его возникновении, локализации и ликвидации. При необходимости рассчитывается время, необходимое на ликвидацию пожара, в зависимости от различных внешних факторов.
Для охраны окружающей природной среды используют универсальные ГИС-системы MapInfo, Arc-Gis, Geomedia или разрабатывают универсальные (ГИС «Государственный экологический контроль).
32. Земельная информационная система РБ, корпоративные ГИС, мобильные ГИС.
Земельно-информационная система РБ входит в состав Гос. земельного кадастра; взаимодействует с Единый гос. регистр недвижимого имущества прав на него и сделок с ним (ЕГР- НИ). Одним из приоритетных направлений применения ГИС, с которого собственно и началось их внедрение, является сфера землеустройства и земельного кадастра. Для обеспечения работы с данными землеустройства и земельного кадастра РБ предназначена геоинформационная составляющая в виде Земельно-информационной системы (ЗИС). Земельно-информационная система РБ – это распределённая, топологическая, дискретная, послойно организованная в пространстве и во времени система. Под термином «распределенная система» понимается принцип территориального разделения процессов формирования и эксплуатации ЗИС.
Основными задачами ЗИС являются: создание и поддержание в актуальном состоянии картографической модели состояния и использования земельных ресурсов республики – цифровой земельно- кадастровой карты ЗИС; информационное обеспечение и автоматизация землеустроительной деятельности на территории страны.
ЗИС Республики Беларусь состоит из: локальных ЗИС – ЗИС административных районов, городов; региональных ЗИС – ЗИС областного уровня; центральной ЗИС – ЗИС республиканского уровня.
Корпоративная ГИС – это многопользовательская геоинформационная система. Обладает возможностью работы и ведения единого банка данных в многопользовательской среде. В основу корпоративной ГИС заложена возможность поддержки целей и задач организации посредством операций с пространственными данными. Возможности: управление геоданными – правление данными на уровне организации позволяет хранить и поддерживать всю информацию предприятия, имеющую пространственную привязку; визуализация – наглядное отображение информации в географическом виде предоставляет понятный метод ее отображения, корпоративная ГИС подразумевает более полное, расширенное использование средств визуализации, включая их в решения задач и деятельность, традиционно не рассматривавшихся в прямой связи с ГИС; пространственный анализ – использовани имеющегося массива геоданных для проведения пространственного анализа повышает эффективность деятельности всей организации.
Суть корпоративной ГИС – многопользовательское создание новых наборов данных и обмен этими данными между территориально распределенными пользователями, наполнение данными общей базы.
Корпоративная ГИС дает возможность доступа с рабочих мест к информации на сервере и возможностям сервера посредством использования локальной сети, публикация карт и другой географической информации в Интернете.
Мобильные ГИС возникли в результате интеграции ряда технологий: ГИС; мобильные устройства, такие как легковесные переносные компьютеры с усиленным корпусом; GPS; беспроводные коммуникации с ГИС-доступом в интернет.
Также в полевых ГИС широко применяются адаптированные приложения, облегчающие выполнение полевых работ и обеспечивающие доступ в режиме реального времени к данным с центральных ГИС Web-серверов.
Функции мобильных ГИС: поддержка отображения стандартных векторных данных и растровых изображений; клиент для доступа к данным через беспроводные сети; навигация по карте, включая функции увеличения/уменьшения, перемещения, пространственных закладок, центрирования по текущему GPS-местоположению; запросы к данным для идентификации объектов, показа гиперссылок и поиска объектов; измерения по карте: расстояние, площадь, азимут; GPS-навигацию; создание и редактирование пространственных данных, ввод данных с помощью мыши, пера или GPS; открепление, преобразование и перепроецирование ГИС-данных с помощью ArcGIS; редактирование данных в поле в ArcPad, внесение сделаннойправки обратно в центральную базу данных ГИС; разработка приложений для автоматизации работ с полевой ГИС.