ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2019

Просмотров: 298

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ






УСР №2


по дисциплине “Социальная экология и экология человека”

на тему “Охрана окружающей среды в жизни общества”








Подготовила

студентка 4 курса

группы ГЭ – 41

Бордюк Я. В.







Барановичи, 2017 г.

Понятие об экологических рисках


В последние годы приоритеты в природоохранной политике, основанные на учете ПДК, ПДС, ПДВ и других норм и нормативных воздействий на природу, пересматриваются. Причина: невысокая эффективность нормативного подхода из-за возможности субъективного подхода к «норме» и манипулирования этим понятием. В связи с этим, в основу государственной экологической политики в условиях прогрессирующего загрязнения постепенно закладывается концепция экологического риска.

Экологический риск это оценка на всех уровнях – от точечного до глобального – вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Под экологическим риском понимают также вероятностную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определенное время.

Вред природной среде при различных антропогенных и стихийных воздействиях очевидно неизбежен, однако он должен быть сведен до минимума и быть экономически оправданным. Любые хозяйственные или иные решения должны приниматься с таким расчетом, чтобы не превышать пределы вредного воздействия на природную среду. Установить эти пределы очень трудно, поскольку пороги воздействия многих антропогенных и природных факторов неизвестны. Поэтому расчеты экологического риска должны быть вероятностными и многовариантными, с выделением риска для здоровья человека и природной среды.

Оценке допустимого экологического риска в последнее время уделяется все больше и больше внимания, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в то или иное производство. При этом при антропогенном воздействии учитываются следующие правила допустимого экологического риска:

1) неизбежность потерь в природной среде;

2) минимальность потерь в природной среде;

3) реальная возможность восстановления потерь в природной среде;

4) отсутствие вреда здоровью человека и необратимость изменений в природной среде;

5) соразмерность экологического вреда и экономического эффекта.

Различают три главные составляющие экологического риска:

- оценку состояния здоровья человека и возможного чис­ла жертв;

- оценку состояния биоты (в первую очередь фотосинтезирующих организмов) по биологическим показателям;

- оценку воздействия загрязняющих веществ на человека и окружающую природную среду.

Так, например, оценка риска стихийных бедствий должна включать, расчеты возможного числа погибших и пострадавших людей, а также экономических потерь. Вначале собирают фактические данные о природных опас­ностях на изучаемой территории, далее определяют их самые опасные типы и частоту проявления, затем составляют карту (или серию карт), отражающих вероятность развития опасных процессов. На основе анализа природных опасностей и уязвимости среды, выполненного совместно с проектировщиками, экономистами и социологами, оценивают риск и составляют карты риска. Эти карты, где указаны территории различной степени риска, помогают эффективно решать вопросы управления риском и планирования социально-экономического развития региона (области, района, города).


Любое превышение пределов допустимого экологического риска на отдельных производствах должно пресекаться по закону. С этой целью ограничивают или приостанавливают деятельность экологически опасных производств, а на стадиях принятия решений допустимый экологический риск оценивают с помощью государственной экологической экспертизы и в случае его превышения, представленные для согласования мате­риалы, отклоняют.

Фактор экологического риска существует на любых производствах, независимо от мест их расположения. Однако существуют регионы, где, в сравнении с более экологически благополучными районами, во много раз превышены вероятность проявления негативных изменений в экосистемах, а также вероятность истощения природно-ресурсного потенциала и, как следствие, величины риска потери здоровья и жизни для человека. Эти регионы получили название зон повышенного экологического риска.

В пределах регионов повышенного экологического риска выделяют зоны: 1) хронического загрязнения окружающей среды; 2) повышенной экологической опасности; 3) чрезвычайной экологической ситуации и 4) экологического бедствия.

Согласно Закону к зонам чрезвычайной экологической ситуации относят территории, на которых в результате воздействия негативных антропогенных факторов происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей природной среды, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных.

Зоной экологического бедствия, указами президента или по­становлениями правительства, на основе государственной экологической экспертизы, объявляется часть территории, на которой произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны. Финансирование затрат по оздоровлению окружающей среды зависят от принадлежности территории к той или иной зоне повышенного экологического риска.


Экологическая безопасность


Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, экологическая безопасность определяется как состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ее обеспечение является обязательным условием устойчивого (сбалансированного) развития страны и призвано реализовывать конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

В Республике Беларусь сформирована определенная комплексная система экологической безопасности, включающая организационную (нормативно-правовую базу) и управленческую инфраструктуры, системы мониторинга окружающей среды, подготовки кадров, образования, научного обеспечения, информирования населения. Созданный механизм, обеспечивающий безопасность в экологической сфере, оказался в целом вполне эффективным, хотя и требует усовершенствования с учетом новых угроз и возможностей экономики страны.


Возникла необходимость конкретизации всего спектра современных вызовов и угроз, разработки путей, методов и механизмов их нейтрализации, что, собственно, и привело к разработке новой концепции национальной безопасности, с важным разделом – экологическая безопасность.

Национальные интересы Республики Беларусь включают:

- обеспечение экологически благоприятных условий жизни, отдыха

и трудовой деятельности людей;

 устойчивое природно-ресурсное обеспечение социально-экономического развития страны для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей путем рационального использования природно-ресурсного потенциала;

- сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, сохранение природных систем в состоянии, обеспечивающем поддержание экологического равновесия;

- преодоление негативных последствий радиоактивного загрязнения территории страны и иных унаследованных проблем, создающих угрозу экологической безопасности;

- реабилитацию экологически нарушенных территорий;

- создание условий безопасного проживания населения и защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- содействие поддержанию глобального и регионального экологического равновесия, решению глобальных и региональных экологических проблем.

Продолжится комплексная реабилитация и возрождение пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС территорий страны. Дальнейшее совершенствование Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций призвано обеспечить эффективную защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При строительстве и эксплуатации национальной АЭС будут неукоснительно соблюдаться все международные правила и нормы в области радиационной, промышленной и экологической безопасности.

Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и правового разрешения экологических проблем транснационального характера, повышение достоверности оценок и прогнозов состояния природной среды, изменений климата, опасных погодных и климатических явлений, адаптация отраслей экономики к изменениям окружающей среды и климата, сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов позволит обеспечить национальную безопасность в экологической сфере.

Комплекс мер в разных сферах деятельности человека по улучшению эффективности существующей системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, внедрению новых технологий, совершенствованию экономического нормативно-правового механизма экологической безопасности и т. д. включает:

- формирование единой системы государственного управления экологической безопасностью, объединяющей охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;


- уменьшение воздействий загрязняющих веществ на окружающую среду путем технологического обновления производственного комплекса и автотранспортного парка, снижения степени износа основных промышленно-производственных средств, разработки и внедрения новых экологически безопасных технологий и техники в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, на транспорте, экологической сертификации выпускаемой продукции;

- использование безопасных заменителей химически опасных веществ, разрушающих озоновый слой и природные экосистемы;

- снижение загрязнения окружающей среды, формирование благоприятной эстетической среды в городах, населенных пунктах и местах отдыха населения;

- повсеместный перевод питьевого водоснабжения на подземные источники, уменьшение содержания в водах железа и нитратов.

Актуальная тема – адаптация отраслей народного хозяйства к изменениям окружающей среды и климата, наиболее полное использование связанных с ними положительных и минимизация отрицательных последствий; совершенствование системы прогнозирования опасных природных явлений метеорологического, гидрологического, геологического и биологического характера. В доработке нуждается и система платежей за пользование природными ресурсами и возмещение ущерба, причиненного окружающей среде; доведение ставок возмещения до уровня, обеспечивающего полную компенсацию ущерба (реализация принципа «загрязнитель платит»).

Необходимо продолжить развитие системы образования и подготовку кадров в области экологической безопасности, воспитание у населения экологической культуры, вовлечение общественных объединений в решение экологических проблем.

Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области экологии и безопасности жизнедеятельности и разработка научных основ и методического обеспечения экологической безопасности применительно к условиям Беларуси позволят дать наиболее полную оценку региональных экологических угроз и рисков.

Экологические проблемы в современном мире нередко носят глобальную окраску, что предполагает учет в международном сотрудничестве роли природных комплексов Беларуси как фактора экологической стабилизации общеевропейского значения.

Выполнение этого, далеко не полного, комплекса мер, реализация названных механизмов обеспечат конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и явятся необходимым условием устойчивого (сбалансированного) развития страны.


Экологически безопасные технологии


Прямое получение железа из руд

На Оскольском металлургическом комбинате вместо традиционных методов, железо получают прямым путем из руд, прошедшие подготовку в цехе окатышей и металлизации. В этом случае с технологии исключены наиболее мощные источники загрязнения (производство кокса, аглофабрика, доменный цех).


Физико-химическая отличие бескоксовой металлургической схемы в том, что содержание кислорода в железорудном материале снижается постепенно. В традиционной схеме получения металла содержание кислорода снижается от 20% в руде до 0,001% в чугуне, а затем повышался до 0,1% в стали. В бескоксовой схеме количество кислорода снижается от 20% до 1% в металлизированной сырье, а затем, после плавки в электропечи, снижается до 0,1% в готовой стали.

Схема производственного процесса: железорудный концентрат после обогащения в виде пульпы поступает на ошматування для производства окатышей, а затем в шахтную печь для восстановительного обжига. Получают металлизированные окатыши с содержанием железа до 95%, которые направляют на передел в электродуговые печи.

Общее количество выбросов пыли, SO2, NOx, СО в технологии прямого получения железа в 6 раз меньше, чем в традиционной технологии. Если учитывать, что нет производства кокса с выделениями канцерогенных полициклических ароматических углеводородов, то суммарная токсичность выбросов по новой технологии в 300 раз меньше, чем по традиционной.

Прямое получение черновой меди

Для прямого получения черновой меди целесообразно применять процесс "Мицубиси" (Япония). Он происходит в трех различных агрегатах: 1- плавильная печь; 2 - фурмы; 3 - горелка; 4 - электропечь; 5 - печь для конвертирования.

Сульфидная концентрат вместе с флюсами и воздух, обогащенный кислородом, подают в печь через вертикальные фурмы. Здесь происходит плавление и продувки расплава. Штейн и шлак из плавильной печи перетекают в электропечь, где происходит их расслаивание и обеднение шлака до 0,4-0,5% Сц. Через сифон штейн непрерывно перетекает в печь для конвертирования. После продувки штейна воздухом получают черновую медь, которую в дальнейшем подают в миксер и на огневое рафинирование. Конвертерный шлак, содержащий 13-18% Си, возвращают в плавильную печь.

Мероприятия ресурсосбережения в металлургии

Одной из отраслей, в деятельности которой по ресурсосбережению и экологии человечество ставит серьезные претензии, является металлургия. Например, металлургический комбинат полного цикла, выпускает 10 млн. Тонн стали в год, до введения строгих мер контроля ежегодно выбрасывал в атмосферу более 200 тыс. Тонн пыли, 50 тыс. Тонн серы, 250 тыс. Тонн оксида углерода (II), оксидов азота и других веществ. Кроме того, работа заводских агрегатов сопровождается шумом и вибрацией.

Современная металлургия основывается на использовании топливных ресурсов (уголь, природный газ, нефть), электроэнергии (источники – нефть, природный газ, уголь), воздух (производство, связанное со значительными затратами электроэнергии).

Энергоресурсы металлургических предприятий обычно разделяют на первичные и вторичные. К первичным относятся потребляемые в процессе производства, поступающих на завод, уголь, газ, мазут, электроэнергия. Вторичные энергетические ресурсы (ВЭР) условно разделяют на две группы: высоко и низкопотенциальное. В нашей стране, как и во многих промышленно развитых странах, основное внимание уделяют утилизации высокопотенциальный вторичных энергоресурсов (ВЭР).