ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2019

Просмотров: 625

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 4. ЛАНДШАФТНОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ


4.1. Понятие о ландшафтном картографировании. Методика создания ландшафтных карт


Ландшафтное картографирование – отображение на карте положения ландшафтов и их морфологических единиц со значениями или характеристиками их важнейших параметров. Ландшафтная карта – уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности, построение по математическому закону на плоскости. Ландшафтные карты занимают почетное место среди тематических карт природы. Их главное отличие от отраслевых тематических карт (почвенных, геологических и др.) состоит в том, что объектом изображения на них является не один какой-то компонент природы, а весь их комплекс.

Методика составления ландшафтной карты крупного масштаба, в том числе с использованием геоинформационных технологий. На начальном этапе ландшафтного картографирования важную роль играет изучение рельефа территории, выделение контуров, однородных в геоморфологическом отношении. Создание крупномасштабных ландшафтных карт также требует использования космоснимков высокого разрешения. По космическим снимкам с учетом горизонталей проводится отрисовка тальвегов балок и оврагов. Такой подход позволяет: 1) точнее отделять приводораздельные поверхности от склонов; 2) строить более совершенную цифровую модель рельефа (ЦМР). Основным способом представления рельефа в геоинформационном картографировании являются цифровые модели. Построение корректной цифровой модели рельефа основано на учете элементов цифровой топографической карты (оцифрованных горизонталей, отметок высот, внутренних водоемов), а также постоянных и временных водотоков (данных дешифрирования космоснимков).

ЦМР, в свою очередь, используется в дальнейшем для создания производных морфометрических моделей, трехмерной визуализации территории, более детального гидрологического анализа исследуемого района. Цифровые модели морфометрических показателей (крутизны, экспозиции склонов, горизонтального и вертикального расчленения, горизонтальной и вертикальной кривизны) предоставляют дополнительную информацию о свойствах компонентов ландшафтов. Например, данные о крутизне склонов позволяют выделить различные типы склоновых геосистем. Представление территории в виде трехмерной модели местности позволяет создать реалистичную картину ландшафта. В целом использование трехмерных моделей дает возможность расширить – по сравнению с традиционной картой на бумажной основе – круг решаемых задач и значительно увеличить наглядность проектов. Опция установления вертикального масштаба модели позволяет увеличить «рельефность» равнинных территорий. Еще более реалистичным является покрытие ЦМР растровыми изображениями (в частности, «драпировка» оттененного рельефа космическим снимком высокого разрешения). Такой способ представления территории помогает при ориентации на модели, дает новые сведения о местности. Визуальный анализ территории в сочетании с количественным анализом морфометрических показателей цифровых моделей позволяет насытить выделенные контуры на ландшафтной карте дополнительной информацией, выявить участки возможного развития опасных экзодинамических процессов (линейной эрозии, плоскостного смыва и т.д.), дать рекомендации по ограничению антропогенного воздействия на уязвимые территории. Следующим этапом создания ландшафтной карты является дифференциация морфологических контуров, полученных в результате анализа ЦМР и дешифрирования космоснимка, путем оверлея с тематическими слоями (почвообразующих пород, почв, растительности). В итоге создается слой условно восстановленных природных ландшафтов. Информация о функциональном использовании территории, отраженная на топографической карте и высокоточном космоснимке, позволяет выделить также природно-антропогенные геосистемы.



4.2. Составление ландшафтной карты района практики


Ландшафт – природный территориальный комплекс, состоящий из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов, а также комплексов более низкого таксономического ранга. В соответствии со взглядами Н. А. Солнцева, ландшафт характеризуется единством геологической платформы, климата и истории развития.

Урочище – любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. Например, это может быть лесной массив среди поля, болото или нечто подобное, а также участок местности, являющийся естественной границей между чем-либо, сопряжённая система фаций и их групп (подурочищ), объединяемых общей направленностью физико-географических процессов и приуроченных к одной мезоформе рельефа на однородном субстрате

Фация есть природный территориальный комплекс на всем протяжении которого сохраняется одинаковая литология поверхностных пород, одинаковый характер рельефа и увлажнения, один микроклимат, одна почвенная разность и один биоценоз. Таким образом, наиболее существенным признаком фации выступает пространственная однородность всех природных компонентов

В исследуемом районе мы выделили следующие ландшафтные единицы:

1. Ландшафт речной долины. В котором выделили следующие урочища:

- низкой поймы с черноольховыми лесами и осоками на дерново-подзолистых заболоченных почвах.

Растительность: клевер луговой, лютик едкий, овсяница луговая подморенник.

- разнотравно-злаковая низкая пойма на аллювиальный почвах (коренное урочище).

В урочище в основном кислая почва, об этом свидетельствует распространение хвоща и щавеля.

- высокая пойма с вторичной луговой растительностью на аллювиальных почвах (антропогенного происхождения).

Урочище располагается на территории пляжа водохранилища.

- водохранилище.

Это урочище имеет ряд фаций:

песчаный пляж.

Располагается вдоль левого берега водохранилища, расстояние от водохранилища до следующего урочища 13 метров.

зона зарастания с осоками на илах.

Расстояние от урочища песчаный пляж до следующего урочища от 5 до 30 метров.

фация приглубых участков водохранилища. (с островками зарастания с осоками)

На некоторых участках водохранилища находятся зарастающие участки осоки, рогоз.

Рельеф ландшафта речной долины в основном озерно-аллювиально-равнинный( включает пойму реки и надпойменные террасы).

2. Ландшафт водно-ледниковой равнины. В котором мы выделили следующие урочища:

- водно-ледниковой равнины со смешанными лесами на дерново-подзолистых почвах.

Растительность первого яруса: береза, клен, сосна; второго яруса: рябина, орешник; третий ярус: земляника, мятлик, сныть.

Почвы: горизонт А1 (гумусовый) мощность 9 см, цвет серый, присутствуют включения, границы четкие.


Горизонт А2 мощность 26 см. границы четкие, цвет серый, присутствуют включения (корни, камни).

Горизонт В иллювиальный, границы четкие, в основном суглинок, цвет ржавый , его начало от 35 см, присутствуют включения ( корни, камни).

Почва дерново-подзолистая.

- пашни на дерново-подзолистых почвах.

Растительность: рязка, кубышка малая, земли в основном используются для пахотного назначения.

Рельеф ландшафта водно-ледниковой равнины в основном пологоволнистый водно-ледниковых равнин, преобладают высоты 180-240 метров.



ГЛАВА 5. ЛАНДШАФТНЫЙ ПРОФИЛЬ И ЕГО АНАЛИЗ


Отложения корчёвского межледниковья наиболее полно изучены в пределах конечно-моренных массивов Белорусской гряды — на Новогрудской и Минской возвышенностях. Стратотипический разрез корчёвского межледниковья находится в большом карьере бывшего кирпичного завода «Малыши» на берегу Сервечского водохранилища между деревнями Корчёво и Ализаровщина на севере Барановичского р-на Брестской обл.


Межморенные отложения обнаружил геолог Михаил Евгеньевич Зусь, исследуя Новогрудскую возвышенность, и в 1975 г. обратил на них внимание академика Г. И. Горецкого и геолога-четвертичника Л. Н. Вознячука. Собранные в этом и следующем годах палеонтологические и геологические материалы послужили основой для вывода о межледниковом характере и возрасте данных отложений.

Корчёвское межледниковье, как новое для всей Восточно-Европейской равнины, выделил Л. Н. Вознячук. Вывод о новом межледниковье базировался на трёх палеонтологических «китах». В первую очередь, на составе ископаемой фауны грызунов, собранной и изученной А. Н. Мотузко и П. Ф. Калиновским, самой древней плейстоценовой фауне региона с преобладанием остатков Mimomys intermedius (Newton) и полёвок рода Microtus, с участием бобра-трогонтерия Trogontherium cuvieri Fisher и др. Вторым «китом» были спорово-пыльцевые диаграммы, составленные авторитетнейшими палинологами Н. А. Махнач и О. П. Кондратене. Виртуозный анализ этих диаграмм сделал их классическими палеоботаническими и палеоклиматическими документами плейстоцена Беларуси. В корчёвском горизонте на диаграммах было выделено 5 палинозон: К1 + 2 (берёзы и сосны), К3 (дуба и вяза), К4 (ольхи, смешанного дубового леса, граба и лещины), К5 (сосны и берёзы). Третим «китом» стали экзоты ископаемой семенной флоры, по определениям Ф. Ю. Величкевича и Т. В. Якубовской, среди которых были новые для плейстоцена виды Scirpus kreczetoviczii Wieliczk., Caulinia antiqua T. V. Jakub., Stratiotes goretskyi Wieliczk. и большое количество плиоценовых реликтов.

Но главным фактором, позволившим выделить новый стратон, было участие в исследованиях Леонида Николаевича Вознячука, одного из наиболее образованных белорусских геологов-четвертичников того времени, способного проанализировать все палеонтологические материалы, связать их с геологией и увидеть их новизну на фоне имеющихся во всей Европе аналогичных материалов, в первую очередь, по Кромеру. Не утихающие до сих пор споры о возрасте и статусе отложений в карьерах и скважинах у д. Корчёво питаются в значительной степени гляциотектоническими деформациями типовой залежи озёрно-болотных пород (высказывалось мнение о их отторженцевой природе), а также толкованием спорово-пыльцевых диаграмм вне связи с данными других методов, т. к. диаграммы корчёвского межледниковья имеют много общего с диаграммами изученного позже могилёвского межледниковья.

В юго-восточной части Новогрудской возвышенности конечно-моренный рельеф с абсолютными отметками 160―220 м имеет грядово-холмистое строение. Гряды в плане образуют дугу с «провисанием» к югу, которая протянулась со стороны оз. Свитязь по направлению к д. Корчёво и далее на восток-северо-восток. Такой рисунок грядового рельефа, как показали работы Г. И. Горецкого и Э. А. Левкова, связан с гляциодислокациями. Зона гляционарушений у д. Корчёво приурочена к борту Сервечской ледниковой ложбины и примыкает к юго-западному крылу Бобовнянского выступа кристаллического фундамента. На участках с нарушенным залеганием и дислоцированностью отложений весьма непросто воссоздать естественную стратификацию горизонтов. Поэтому в 1984 г. Западной геолого-гидрогеологической партией БГРЭ здесь было проведено специальное бурение по программе опорного бурения, предложенной Институтом геохимии и геофизики АН БССР. В результате удалось уточнить соотношение подстилающих отложений с выступающими в карьере моренными и озёрными аккумуляциями. На геологическом профиле поперёк долины р. Сервечь, составленном М. Е. Зусём ещё до опорного бурения, отражено, что озёрные отложения корчёвского межледниковья простираются на правом берегу р. Сервечи на 3 км к востоку от карьеров. На детализированом профиле с учётом опорного бурения также видно распространение межледниковой залежи и на левом берегу реки. В итоге, отложения корчёвского межледниковья прослежены на протяжении не менее 3 км как вдоль, так и поперёк долины р. Сервечь в древней Сервечской ледниковой ложбине. Такой большой по площади «отторженец», залегание которого в удалённых от карьеров скважинах не нарушено, маловероятен.