Файл: Предмет и метод правового регулирования социальных норм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т. е. естественно.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая, какими должны или могут быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводится к трем основным вариантам.

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

В обществе неразрывность с поведенческой и деятельностной практикой обусловливает наличие исключительного многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях.

Одни обычаи носят прогрессивный характер, другие являются вредными, и право ведет с ними борьбу. С этими пережитками следует бороться как нормативными средствами, так и общественными.

Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают.[13, 65 - 68]


От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе.

Соотношение норм права и религиозных норм

Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают, в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до

1917 г. источниками права признавались Устав духовных консисторий, Книга Правил Святого Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).

В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно на исповедующих ислам и т.д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности этические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

Влияние права на религию в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14),[14, 24]. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» [2, 43] гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера», «учителя» и стоящих за ними темных сил.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На любом этапе своего развития общество не может обходиться без особого социального механизма, регулирующего общественные отношения и поведение людей, поддерживающего общественную дисциплину, способствуя развитию как общества в целом, так и его элементов.

Таким механизмом можно назвать социальное регулирование, которое в зависимости от объекта воздействия может быть индивидуальным (применительным к частным случаям) и нормативным (охватывающим сходные случаи и оценивающим их по заданным стандартам).

Очевидно превосходство нормативного регулирования над индивидуальным. Обществу нет необходимости регулировать сходные случаи поведения только в индивидуальном порядке. Путем прогноза типичных ситуаций и применения определенных норм поведения общество обеспечивает социальную направленность, сохраняет их организованность.

Социальные нормы – правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования определенного общества, соответствуют уровню его культуры и характеру его организации.

Существуют различные классификации социальных норм (по способу формирования, по механизму действия и др.). Все классификации социальных норм пересекаются друг с другом и охарактеризовать отдельную группу социальных норм можно лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.

Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования. Ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на их развитие, но и преобразование.

Социальная норма – не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования. Соотношение права и других социальных норм определяется их единством, различием и взаимодействием, а также зависит от их содержания.

Взаимодействие права и других социальных норм – обоюдный процесс. В процессе взаимодействия нормы права и другие социальные нормы могут поддерживать, вытеснять или заменять друг друга. При противоречии норм права и иных социальных норм приоритетным действием всегда обладают нормы права. Однако не все социальные нормы можно вытеснить с помощью правовых норм. Оптимальным вариантом является их взаимодополняемость.


Взаимодействие права и морали в обществе – многогранный процесс, который носит преимущественно созидательный характер. С помощью норм права государство добивается укрепления морального авторитета, который воспринимается как социальная ценность всего общества. С развитием морального и правового сознания совершенствуются нормы как морали, так и права.

Неотъемлемой частью системы нормативного регулирования общественных отношений выступают корпоративные нормы. Они имеют как общие черты с нормами права, так и ряд отличительных особенностей, которые выражены в степени обеспечения. Нормы права имеют определенный приоритет, признаваемый в нормах общественных организаций.

Особое положение в системе социальных норм занимают также обычаи и религиозные нормы, правила поведение, сложившиеся в определенной социальной среде. Они относятся к числу самых ранних социальных норм.

Таким образом, правовые нормы должны постоянно соотноситься с другими социальными регуляторами, так как они находятся в сложном взаимодействии в системе социального регулирования. При этом особое внимание уделяется нормам права и морали как двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой. А закономерность развития права и нравственности состоит в том, что постепенно на базе правовых требований и моральных убеждений всего общества происходит все большее сближение этих важнейших видов социальных норм.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что все нормы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Взаимодействие права и других норм – обоюдный процесс, оно не является односторонним воздействием одного явления на другое. Нормы права могут поддерживать действие других социальных норм, а также учитывать их в своем составе или вытеснять некоторые социальные нормы. Следовательно, в условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие его эффективности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ст.14)