Файл: Международный валютный фонд: роль, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Правовое регулирование уплаты взносов в международный валютный фонд

Решение об учреждении Международного валютного фонда, специализированного учре­ждения ООН, предназначенного для оказания помощи нуждающимся странам в их борьбе с дефицитом во внешней торговле, было вопло­щено на Бреттон-Вудской валютной конферен­ции в 1944 году. Сорок четыре страны- участницы разработали устав, включающий Статьи Соглашения Международного валютно­го фонда (МВФ), вступившими в силу 21 декаб­ря 1945 года. Свою практическую деятельность фонд начал в мае 1946 г., в структуру которого уже входило 39 стран-членов.

Специальные права заимствования (СПЗ) или СДР (англ. Special Drawing Rights, SDR)- искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое МВФ в виде записей на банков­ских счетах, в безналичной форме. Новые со­глашения о займах предусматривают возмож­ность присоединения и других стран к данному механизму, но только с согласия МВФ и его участников.

МВФ принимает на себя ответственность наблюдателя за международной валютной си­стемой, а также за экономической и финансовой политикой его государств - членов, которую можно охарактеризовать как надзорную функ­цию. Поскольку наша валюта - рубль не имеет функции мировой валюты или валюты свобод­ного мирового обращения, то МВФ не придаёт значения изменениям в валютной системе Рос­сийской Федерации.

В 1946 г. США пожертвовали треть бюд­жета и получили 33% на право голоса. Следует отметить, что после Второй мировой войны тенденция изоляционизма 1920-х-30-х гг. по обе стороны Атлантики была обращена вспять в ходе послевоенной политики реконструкции, когда большинство расходов несли США. По­литика, направленная на восстановление эконо­мики, позволила развитым нациям отменить довоенные препятствия на торговлю и инвести­ции. Институты Бреттон-Вудс (Мировой Банк, Международный валютный фонд) и Общее Со­глашение о тарифах и торговле после ряда мультисторонних переговоров о снижении та­рифных ограничений. Система Бреттон-Вудса означала становление либерального междуна­родного экономического порядка для развитых, некоммунистических стран и становление меж­дународного монетарного режима для достиже­ния экономической и политической стабильно­сти.


Данная система была положена в основу руководства МВФ.

Таким образом, исходя из сказанного, можно выделить следующие ключевые момен­ты в регулировании МВФ:

Валютные операции Международный ва­лютный фонд стал осуществлять с 1 марта 1947 года. В настоящее время число членов Фонда составляет около 200 стран. Капитал МВФ фор­мируется по образцу акционерного общества: он складывается из взносов государств - членов этого фонда.

Правительства европейских стран исполь­зовали многие функции МВФ для достижения экономического роста. В 1947 году, когда нача­лась деятельность МВФ, Франция становится первым его заемщиком и получает ссуду в 25 млн. долл. В 1952 году в МВФ была принята Федеративная Республика Германия, экономика которой быстро стала одной из ведущих в мире. [1, С. 141]

В результате процессов интеграции и от­части при помощи кредитов и других аспектов макроэкономической политики МВФ Европей­ское сообщество стало одним из самых больших мировых совместных рынков. Результатом это­го стал период усиленного экономического ро­ста в развитых странах Европы с конца 40-х до начала 70-х. С 1950-х ВНП среди развитых стран Европы увеличивался в объеме около 5% в год. Этот рост был в 2,5 раза быстрее, чем в четыре предыдущих десятилетия и дважды быстрее, чем в 1970-х.

Однако несколько фак­торов положили конец «золотому веку» после­военного роста. Заработные платы стали увели­чиваться в Европе, особенно после политически нестабильного 1968 года. Продуктивность труда стала падать, а инфляция росла. Система Брет- тон Вудс установленного международного об­менного курса (system of fixed international exchange rates) завершила своё существование ещё в начале 70-х, когда США покинули золо­той стандарт. Если в 1947-1958 гг. мировые це­ны равнялись 35 долларов за унцию золота, то в 1971 году администрация Никсона отменила обменный курс 35 долларов за унцию золота и ввела 10 процентную пошлину на импорт. Международный нефтяной кризис 1973 г. ска­зался на росте инфляции и спаде экономики — проявился феномен стагфляции.

До 1978 года страны-участницы оплачи­вали 25% квоты золотом, а 75% - национальной валютой. С 1978 года порядок оплаты изменил­ся: та часть, которая оплачивалась золотом, ста­ла вноситься резервными активами - СДР и кон­вертируемыми валютами, а остальная часть, как и раньше, национальными валютами. Один раз в пять лет размер квот пересматривается с учетом изменения места страны в мировой экономике.

В соответствии с процедурой оплаты уве­личения квоты РФ должна была оплатить 25% изменения квоты в SDR или в одной из резерв­ных валют, используемых в своих расчетах МВФ. Это обязательство возникло после внесе­ния поправок в ряд статей соглашения Между­народного валютного фонда об изменении до­лей стран-участниц, предложенная Правитель­ством РФ 19 апреля 2010 года.


В 1970-х гг. возросла конкуренция между торговыми блоками (Европа, Япония, США) и новыми индустриальными странами. Стала про­водиться протекционистская политика вместо принципов ГАТТ 1947 года — соглашения о торговле и тарифах - свободной торговли без ограничений, а преимущество, которое дается одному государству, дается и другим государ­ствам. Однако уже в 1967 г. было подписано соглашение о снижении пограничных тарифов. Токийский раунд 1973-1979 гг. и последующий Уругвайский раунд (1986 г.) повлияли на сни­жение тарифов и ограничение нетарифных пре­пятствий (барьеров) для импорта.

Вслед за этими соглашениями стала при­меняться «политика экспозиций» — отмена протекционистских норм, квот и пошлин и при­нуждение местных производителей усовершен­ствовать свои предприятия в целях успешной конкуренции с импортными товарами.

Поэтому следует отметить, что МВФ в годы «холодной войны» успешно справлялся с преодолением некоторых финансовых кризисов и препятствий для европейской интеграции.

Однако режим функционирования МВФ, не­смотря на вклад в развитие европейской эконо­мики, следует охарактеризовать как режим со­хранения статуса-кво послевоенной ситуации, не направленного на устранение системных факторов, препятствующих дальнейшему ста­бильному росту и развитию европейской эко­номики.

Как мы уже говорили, каждая страна независимо от доли в капитале имеет 250 базо­вых голосов. Еще по одному голосу получает каждая страна за каждые 100 тысяч СДР квоты. Отсюда количество голосов определяется коли­чеством долей в капитале Фонда, поэтому «про­веренные» страны и получают решающее боль­шинство голосов.

Изучив основные тенденции влияния международных финансовых институтов на процессы евроинтеграции с конца 1940-х гг. и до начала XXI в. (на примере МВФ и МБРР), следует назвать несколько ключевых тенденций сотрудничества МВФ и МБРР с государствами- членами и евроструктурами в области политики, экономики и социального планирования, прово­димой с целью экономико-правого развития и дальнейшей конвергенции всех стран.

Так, рассмотрев перспективы процессов евроинтеграции в странах ЕС, можно прийти к следующим выводам: несмотря на драматиче­ски ухудшающуюся ситуацию, как в экономике самого ЕС, так и глобальной экономике, Евро­союз провел процесс расширения и принял но­вых членов. На данном этапе наибольшую про­блему внутри ЕС создает поиск эффективного способа, как справиться с интеграцией в евро­зоне еще весьма слабых и несовершенных эко­номик Восточной Европы. У процесса расши­ряющейся интеграции на сегодняшний день су­ществует много трудностей, однако следует констатировать, что на сегодняшний день этот процесс трудно и даже невозможно приостано­вить или аннулировать. Тем не менее, несмотря на очевидные успехи интеграции, существует множество проблем — политических, экономи­ческих, социальных, которые государства- члены ЕС должны преодолеть в ближайшее время. Поэтому экономическая конвергенция ЕС является долгосрочным процессом.


У экономики России есть «красная черта». В 2013 году номинальный ВВП на душу насе­ления в России был $14,5 тыс. По прогнозу МВФ, в 2016 году — $8,4 тыс. Это очень про­стой показатель качества жизни, благополучия населения. Главное, не допустить его трехкрат­ного снижения до $4,5-5 тыс.

Международный валютный фонд (МВФ) в 2016 пересмотрел в сторону ухудшения эконо­мические прогнозы для России. Согласно ны­нешним ожиданиям фонда, российская эконо­мика в текущем году сократится на 1,8%, а в 2017 году ее ждет рост на 0,8%. Такие цифры содержатся в новом прогнозно-аналитическом докладе, подготовленном к весенней сессии ру­ководящих органов МВФ и Всемирного банка, передает ТАСС. Официально доклад должны представить 12 апреля.

В январе МВФ уже пересматривал оценки перспектив экономики России в сторону ухуд­шения. Согласно январскому прогнозу, в 2016 году ВВП сократится на 1%, а не на 0,6%, как ожидалось ранее. Ухудшение экономической ситуации эксперты связали с санкциями и цена­ми на нефть. В 2017 году, предполагали экспер­ты фонда, рост экономика мог составить 1%.

Глава МВФ Кристин Лагард накануне за­явила, что мировая экономика вышла из кризиса и продолжает восстанавливаться, однако этот процесс идет слишком медленно. «Конечно, мы добились значительного прогресса со времени великого финансового кризиса. Но так как рост экономики слишком долго оставался слишком медленным, слишком много людей просто не почувствовали его», — сказала Лагард, высту­пая во вторник, 5 апреля, с лекцией во Франк­фуртском университете имени Гёте.

Особую тревогу, по ее словам, вызывает то, что чисто экономические риски усиливаются за счет «политических» — терроризма, военных конфликтов и эпидемий.

Согласно Статьям соглашения МВФ, ос­новные переговоры Фонд ведет с исполнитель­ной властью стран. Переговоры и консультации, а также образовательные программы и семина­ры являются одним из основных средств со­трудничества представителей МВФ и предста­вителей политических институтов ЕС в контек­сте поощрения и координации интеграционных процессов в Европе.

Исходя из содержания самой статьи, сле­дует окончательно резюмировать: стратегиче­ские задачи МВФ, а также геополитическое по­ложение и геоэкономическое значение Европы дают основания с уверенностью утверждать, что процессы евроинтеграции будут играть одну из ключевых ролей в сфере интересов МВФ. Исто­рия более чем 60-летнего экономического и по­литического сотрудничества ЕС и МВФ не за­вершилась в XX веке. Данный виды сотрудни­чества сохранились и приумножились, а это значит, что обновленная Европа будет и в XXI веке вести свою политику взаимовыгодного со­трудничества с МВФ.


Какое место в новом финансовом право­порядке займёт Россия, зависит от развития экономической, политической и юридической системы нашей страны, от раскрытия потенциа­ла не только общества, но и каждого граждани­на. С осознанием себя, своего места в мире при­дёт понимание вектора развития нашего госу­дарства.

Глава 2 Особенности роли МВФ на современном этапе развития экономики

2.1 Роль международного валютного фона в решении современных проблем

Международный валютный фонд - это межгосу­дарственный институт, который предоставляет кре­диты странам, разрабатывает принципы функциони­рования мировой валютной системы, осуществляет межгосударственное регулирование международ­ных валютно-кредитных и финансовых отношений [1, с. 196].

Каждое государство, взаимодействующее с МВФ, должно обеспечить экономический рост в условиях разумной стабильности цен, стремиться содейство­вать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных экономических и финан­совых условий, а также такой денежно-кредитной системы, которая не ведет к появлению непредвиди­мых сбоев, избегать манипулирования обменными курсами [4, с. 63].

Мировая экономика столкнулась с рядом непред­виденных проблем в 2015 году. Международный ва­лютный фонд основное внимание продолжал оказы­вать стимулированию экономического роста стран и укреплению их сотрудничества, при этом он претер­пел ряд экономических изменений, которые требова­ли немедленной адаптации.

Первой внезапной проблемой у МВФ стало рез­кое снижение цен на нефть. Падение более чем наполовину с сентября 2014 года по январь 2015 года оказало существенное воздействие на государ­ства - члены МВФ. Для большинства стран - членов МВФ падение цен оказалось благоприятным, оно способствовало экономическому росту в условиях нестабильной ситуации в мировой экономике. Но у стран - производителей нефти возникла необходи­мость трудной корректировки. Эти события усилили значение аналитической работы МВФ и его рекомен­даций по экономической политике.