Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Сотрудничество России и Международной финансовой корпорации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позднее страны-члены определили для МВФ дополнительные функции и обязанности в зависимости от требований времени и обстоятельств:

  • осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют; [21, c.34]
  • предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;
  • предоставление дополнительных услуг странам -членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь с специализированных сферах, информационное обеспечение).

Основные направления деятельности МВФ включают также регулирование платежных балансов стран-членов и внешней задолженности. В сфере долгового регулирования фонд активно взаимодействует с группой ВБ, которая была создана одновременно с МВФ для содействия долгосрочному экономическому развитию, в частности с помощью финансирования инфраструктурных проектов. [23,c. 19]

Международный валютный фонд состоит из Совета управляющих, Исполнительного совета, директора-распорядителя и штата сотрудников. Высшим руководящим органом является Совет управляющих (Board of Governors), который занимается решением ключевых вопросов деятельности фонда, как-то: внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины долей стран-членов в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно 1 раз в год, но могут проводить заседание, а также голосовать по почте в любое время. Заседания Совета управляющих созываются по просьбе пятнадцати государств-членов либо по просьбе государств-членов, которые имеют не менее двух третей от общего числа голосов.

В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов, согласно которому возможность государств-членов оказывать воздействие на деятельность фонда посредством голосования определяется долей каждой страны в капитале МВФ. Каждая страна, являющаяся членом МВФ, имеет 250 "базовых" голосов, независимо от величины своей доли в капитале фонда, а также по одному дополнительному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. При этом страна не может приобрести в фонде столько голосов, сколько захочет. Страна может купить дополнительные голоса только в рамках своей квоты, которая рассчитывается исходя из вклада в мировую экономику. [1,c.17]

Согласно Бреттон-Вудскому соглашению страна-участница должна была внести в уставный капитал фонда 25% квоты золотом или долларами США или 10% ее золотовалютных резервов, а остальную часть - в собственных денежных единицах. Однако Ямайское соглашение освободило страны от необходимости взноса в золоте. На сегодняшний день эта часть квоты оплачивается в резервных активах, т.е. в специальных правах заимствования (СДР) и свободно конвертируемых валютах других государств - членов фонда. Точное соотношение между взносами стран в капитал МВФ в резервных активах и национальных валютах определяет Совет управляющих. Часть взноса в национальной валюте (в которой МВФ не нуждается для осуществления текущих операций) страна-член производит в форме беспроцентных обязательств, которые оплачиваются по требованию фонда исходя из их номинальной стоимости. Все средства в национальных валютах размещаются в центральных банках стран-членов. [3,c.31]


Статьи Соглашения МВФ предусматривают пересмотр квот не реже 1 раза в пять лет. Изменение размера квот определяет степень влияния страны на деятельность фонда и ведет к увеличению его ресурсов. [5,c.23]

Несмотря на внушительные размеры капитала МВФ, в реальности для предоставления кредитов странам-членам он задействуется не весь, а только ограниченный круг валют. Такими валютами фонд признает доллар США, японскую иену, евро, английский фунт стерлингов и швейцарский франк.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. МВФ кредитует только страны, испытывающие трудности с осуществлением платежей, т.е. государства, которые не имеют достаточных поступлений в иностранной валюте для оплаты закупок у других стран. При выдаче кредита МВФ руководствуется принципом его обусловленности, что предполагает реализацию страной -заемщиком программы приспособления или перестройки хозяйственного механизма. Эта программа должна предусматривать набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление ее платежного баланса и гарантировать своевременное погашение долга фонду. [4,c. 20]

МВФ осуществляет кредитование стран-членов на льготных и обычных условиях. Страны с низкими доходами могут заимствовать средства на льготных условиях. В 2012 г. большая часть льготного кредитования осуществлялась по нулевой процентной ставке, которая действовала до конца 2014 года. Нельготное финансирование также предоставляется через дополнительные инструменты и механизмы. По ним действует процентная ставка МВФ - "ставка сборов" (основана на процентной ставке по СДР и подлежит еженедельному пересмотру), а также дополнительный сбор, который взимается по крупным займам. В 2012 г. Исполнительный совет МВФ утвердил семь договоренностей о нельготном финансировании на общую валовую сумму 52,6 млрд СДР (81,62 млрд долл. США). [6,c.14]

Более 90% валовых обязательств (47,5 млрд СДР) в 2012 г. пришлось на две договоренности в рамках механизма расширенного кредитования для Греции и Португалии. В целом в 2012 г. деятельность МВФ в зоне евро продолжалась на основании указанных договоренностей, а также дальнейших мер политики по существующей продленной договоренности механизма расширенного кредитования для Ирландии. В 2011 г. МВФ утвердил трехлетнюю договоренность о расширенном кредитовании в поддержку официальной программы экономической корректировки и роста. Данная договоренность является частью трехлетнего совместного пакета финансирования с Евросоюзом на сумму 78 млрд евро, которая предусматривает исключительный доступ к ресурсам МВФ, составляющий 2306% квоты Португалии. В 2012 г. общий объем средств, предоставленных Португалии составил около 15,9 млрд СДР (18,6 млрд евро). [6,c.15]


Вторая программа в зоне евро на протяжении 2012 г. поддерживалась договоренностью в рамках расширенного кредитования с Грецией на сумму 23,7853 млрд СДР (28 млрд евро - по данным МВФ). Эта программа также связана с исключительным доступом к ресурсам фонда в размере 2158,8% квоты Греции в М ВФ и направлена на восстановление экономического роста и конкурентоспособности, а также на достижение устойчивости бюджета и финансовой стабильности. Поддержка этой программы предусматривала 130 млрд евро в виде нового финансирования до 2015 г., в дополнение к оставшейся части первой программы в размере 34 млрд евро и дополнительно 8 млрд евро от МВФ в 2015 г. и 1 квартале 2016 г. [6,c. 17]

На МВФ возложена обязанность наблюдения за международной валютной системой, а также за экономической и финансовой политикой его государств - членов, которая известна как "надзор". В рамках данного процесса, который осуществляется как на глобальном уровне (надзор на многосторонней основе), так и на двустороннем уровне. Функцию надзора на глобальном уровне фонд осуществляет на основе трех базовых документов: "Перспективы развития мировой экономики" (ПРМЭ); "Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности" (ДГФС); "Бюджетный вестник" (БВ). В ПРМЭ приводится детальный анализ состояния мировой экономики, а также оценка перспектив развития и задач экономической политики на глобальном и региональных уровнях. В ДГФС приводятся последние оценки мировых финансовых рынков и перспектив их развития, а также рассматриваются вопросы финансирования стран с формирующимися рынками. Цель этого исследования - привлечь внимание к дисбалансам и факторам уязвимости, которые могут создавать риски для финансового рынка. БВ содержит обзоры и анализы в области государственных финансов, а также актуальные данные о бюджетных последствиях глобальной экономической ситуации. [8,c.44]

В соответствие со ст. IV Статей Соглашения МВФ центральным звеном надзора МВФ на двустороннем уровне (или надзора по отдельным странам) являются консультации, которые проводятся МВФ с каждой страной-членом на регулярной основе. В ходе таких консультаций фонд проводит детальную оценку экономических и финансовых изменений и политики каждого их государств-членов, а также на основе анализа предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики. [9,c.19]


1.2. Актуальные проблемы взаимодействия России и МВФ

В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора. Решением совета директоров МВФ в 2005 г. страна была включена в План финансовых операций (ПФО) МВФ - механизм, посредством которого фонд осуществляет кредитование его членов в случае ухудшения их платежных балансов, используя средства участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закреплено в разделе 3 статьи V Устава МВФ.

Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая покупку и продажу СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др.

МВФ продолжает оказывать России активную консультационную поддержку и техническое содействие, включая проведение семинаров, конференций, учебных мероприятий и пр. [13,c.21]

Долгое время ключевым вопросом в отношениях России и МВФ является проблема перераспределения квот и голосов внутри фонда. В основу необходимости пересмотра квот стран в МВФ легли сразу два тренда. Первый из них связан с изменением баланса сил в мировой экономике и усилением роли развивающихся стран в мире. С 1990 г. доля развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в мировом ВВП существенно возросла: с 36,1% в 1990 г. до 58,1% в 2016 г. [14]

Еще в период, предшествующий мировому финансовому кризису 2008-2009 гг., многие страны выражали недовольство сложившейся системой глобального финансового регулирования. По их мнению, неэффективность МВФ была связана в том числе с ключевой ролью стран «Большой семерки» в принятии решений, в то время как формирующиеся экономики практически не оказывали влияния на политику фонда. Такая ситуация не отражала происходящих изменений в мировой экономике. [15,c. 44]

Несбалансированность системы глобального финансового регулирования можно проиллюстрировать на примере, приведенном Р. Брайантом в статье «Реформа квот и голосов МВФ: потерянные возможности». Автор рассматривает две группы стран, первая из которых состоит из 5 стран ЕС (Италии, Нидерландов, Бельгии, Швеции и Швейцарии), а вторая - из крупнейших на 2006 г. стран с формирующимися рынками (Китая, Республики Корея, Мексики, Индии и Бразилии). [16, c.22]

До первого раунда увеличения квот в отношении четырех стран (Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции) в соответствии с постановлением, принятым Советом управляющих МВФ на своей сессии в Сингапуре 18 сентября 2006 г., обе группы располагали примерно 1/10 от общего объема голосов (10,4 и 8,2% соответственно). При этом вклад европейских стран в мировую экономику был существенно меньше. [16,c.21]


Так, доля пяти стран ЕС в мировом ВВП, рассчитанном по рыночным ценам, составляла 8,1% по сравнению с 11,9% для стран второй группы. В случае расчета ВВП по ППС соотношение составляло 5,8% против 20,7% (рисунок 1).

Помимо изменения баланса сил в мировой экономике, менялась и роль развитых и развивающихся стран в международных финансовых институтах. Все большее число развитых стран стали обращаться за получением финансовой помощи, предоставляемой МФИ, в то время как страны с формирующимися рынками выступали в качестве кредиторов.

Рисунок 1. Соотношение голосов и экономических показателей стран группы 1 и группы 2, % от соответствующих мировых показателей [20]

Примечание: группа 1 — Италия, Нидерланды, Бельгия, Швеция и Швейцария; группа 2 — Китай, Индия, Республика Корея, Мексика, Бразилия

Так, в период кризиса 2008-2009 гг. за помощью к МВФ обратились такие европейские страны, как Исландия, Венгрия, Латвия. В период с 2010 по 2013 гг. в результате развития долгового кризиса в Европе реципиентами финансовой помощи МВФ стали Греция, Ирландия, Португалия и Кипр. [26, c. 25]

Рост спроса на предоставление финансовой помощи в результате кризисных явлений привел к необходимости увеличения ресурсов МВФ. На Лондонском саммите «Группы двадцати», состоявшемся в апреле 2009 г., был принят «План действий по выходу из глобального финансового кризиса», в рамках которого страны, среди прочего, приняли решение увеличить втрое финансовые ресурсы МВФ до 750 млрд долл. Вклад в реализацию этой инициативы внесли и страны с формирующимися рынками: в частности, Китаем были предоставлены средства в размере 31,2 млрд СДР (около 40 млрд долл.), Россией, Индией и Бразилией — по 8,7 млрд СДР (около 13 млрд долл.), ЮАР — 340 млн СДР (около 500 млн долл.). Участие в увеличении финансирования МВФ приняли и такие государства, как Малайзия, Таиланд, Мексика, Сингапур. [24, c. 23]

При этом привлечение финансовых ресурсов от стран с формирующимися рынками не способствовало увеличению квот и голосов последних в организации. Это было связано с тем, что финансирование фонда было осуществлено через специальный механизм «Новых соглашений о займах» (НСЗ). Он предусматривает временное финансирование МВФ, которое производится только в случае необходимости. Средства в рамках НСЗ не являются основным капиталом фонда. [27, c.88]

Такая ситуация не устраивала отдельные государства. В частности, основным сторонником проведения реформы квот МВФ стала группа стран БРИКС. С самого начала своей деятельности они рассматривали продвижение реформы международной финансовой архитектуры в качестве одного из ключевых приоритетов. По итогам первой встречи министров финансов БРИК в ноябре 2008 г. стороны в Совместном коммюнике призвали к «реформированию многосторонних институтов, чтобы они могли отражать происходящие структурные изменения в мировой экономике и увеличивающуюся роль стран с формирующимися рынками». Также было отмечено, что реформа МВФ должна быть «направлена на достижение более справедливого баланса голосов и участия между развитыми и развивающимися странами». [22,c.76]