ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.06.2019
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
Как развить креативное мышление школьников
ТРИЗ и другие подобные методики (их более 500), как всё полезное и необходимое для обучения творчеству, в смысле принимать правильные, высокоэффективные управленческие, технические и жизненно важные решения, весьма – весьма (полезные, эффективные, но очень затратные по обучению). Так же весьма трудно представить реальность такого достаточно непростого обучения (разумеется, в полном объёме) в младших классах, да и в старших классах при существующей предметной нагрузке, а скорее – перегрузке; маловероятно, чтобы Минобрнауки выделило так много времени для обучения ТРИЗ и т.п. методик. Причина простая: мало ТРИЗ – это не ТРИЗ,, а полный ТРИЗ требует много учебного времени, а во ФГОС ООО (1) даже не упоминается «обучение креативному мышлению» (творчество в школах в основном понимается как внеклассное обучение в технических, театральных и т.п. кружках, при чём, даже продвинутые преподаватели чётко этому придерживаются).
С учётом предыдущего абзаца, следует отметить, что школа нагружает учащихся очень даже не слабо, в том числе проблемными задачами и проблемами, требующими незамедлительного решения (от нескольких часов до одной недели максимум). Вопрос только в том, насколько системно были подготовлены условия для успешного решения таких проблем, хотя бы большинством, а лучше всеми. В частности, в РФ в различных отраслях наряду с прекрасными решениями легко в наличии и весьма дорогостоящие ляпы.
Фактически, речь идёт о массовом воспитании в России высококлассных специалистов для всех отраслей, в том числе и управленческой.
Выход в том, чтобы соединять существующие системы обучения со специальным подходом, но сам такой подход должен быть в свою очередь эффективным и не слишком сложным.
Прекрасно изложены цели и направления – приёмы обучения ТРИЗ, а вернее креативному мышлению детей, в книгах различных авторов, например, (2 и 3).
При этом основные цели обучения креативному мышлению выглядят так:
- активизировать мышление детей,
- формировать диалектическое мышление,
- развивать воображение,
- формировать экологическое мышление (как связь с окружающей средой),
- развивать познавательный процесс.
Важно в процессе обучения затвердить в головах детей:
-
что обязательно есть условие задачи или проблемы, есть исходные данные явные и возможно не выявленные, а решение так или иначе обусловлено этим;
-
что – то либо из чего-то состоит или составляется и обязательно в детерминированной связи с объективными начальными условиями задачи или проблемы;
-
что мир разнообразен во всех его проявлениях: в природе, в обществе, в науках.
Что касается конкретного наполнения мероприятий (приёмов) – направлений по обучению креативному мышлению – для них лучше всего подходят география (Г), информатика (И) и обществознание (О), т.к. только эти предметы, в виду своей широты охвата познания, практически всесторонне коррелируют со всеми возможными приёмами обучения креативному мышлению. Особо следует отметить информатику (4), в которой все ниже приведенные приёмы фактически присутствуют, но …, скорей всего, многие школьники прежде всего видят в информатике потребительские возможности и не готовы к системному восприятию креативного мышления, и всё зависит от соответствующей акцентированной подачи материала преподавателем.
Т.к. главное не только объём знаний, но и умение их эффективно применять.
И заключается это, например, в следующем:
-
решать проблемные ситуации:
- после прогулки от снега мокрые рукавички – что сделать, замерз - ?, идёт дождь, а нужно идти - ?, очень жарко, сильно греет солнце - ? (Г);
- компьютер не включается - ?, в слове ошибка - ?, выделить текст - ? (И);
- сосед по подъезду нанёс много грязи после дождя - ?, приехали на машине, а мест для парковки нет - ?, вода не вытекает из раковины в канализацию - ? (О);
2) учить быть внимательным, умению абстрагироваться, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые:
- предлагать рассказать, что такое земля, река, озеро, море, гора, холм, различные деревья, лес, кто живёт на земле, в воде, в «воздухе», сколько веток на дереве, цветов на грядке и т.п. (Г);
- на дисплее «нарисовать» различные фигуры разного цвета, удалить после краткого просмотра, предложить рассказать, что общего, чем различаются фигуры, восстановить графику (И);
- сколько детей в соседнем классе, сколько – всего в школе, сколько людей живёт в городе, в области, в стране, чем все люди похожи, чем отличаются и т.п.? (О);
3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть:
- что кто видит рассматривая дерево, птичку, небо и т.д. (Г);
- компьютер – это? (И);
- что собой представляет школа, дом в котором живёшь, квартира, страна Россия (Российская Федерация), в ней губернии (области), края, республики, города, районы, сёла, деревни (О);
4) умение прогнозировать и представлять прошлое:
- дерево, трава какие были, какие будут, сегодня солнце, а чтобы вы хотели завтра, что было вчера, прогноз о погоде через 10 лет (Г);
- компьютеры в 20 веке, вчера, сегодня, завтра, в ближайшем будущем, в далёком будущем (И);
- семейные традиции, есть ли будущее у однополых браков, развитие семьи в разных странах (О);
5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться:
- предлагать озвучить или показать как журчит ручеёк, как шумит море, ветер ветками деревьев, как поют птички, представьте, что вы лес, гора, ручей, река, море и т.п.: как кто растёт (Г);
- вы супер компьютер, новый последней модели телефон, телефон будущего (И);
- вы огород, дом, коттедж, город: «чего» желаете?(О);
6) обобщать представление о веществах в различных агрегатных состояниях:
-предлагать вспомнить, что на реке зимой, летом, как выглядит земля в разное время года, что происходит в небе, от чего дождь, град, снег? (Г);
-
можно ли сразу включать компьютер, с
улицы зимой, почему? (И);
- почему
образуются сосульки и лёд на крышах,
почему не замерзают системы охлаждения
двигателей машин? (О);
7) развивать умение сравнивать и обобщать: чем они (см. п.7) отличаются друг от друга, а что одинаково или общего (Г,И,О);
8) развивать синкретичность мышления – связывать всё со всем:
- чем схожи разные породы деревьев, в чём их отличия, что общего у карандаша с деревом, в чём разница (Г);
- что общего у разных программных языков, в чём отличия, есть ли у них социальные аналоги (И);
- ораторы бывают …: какие функции они смогут исполнить эффективно?; на кухне есть …, где ещё можно это использовать, для чего? (О);
9) анализировать причины и следствия различных действий - явлений:
- дождь прошёл – почему?, всё высохло после дождя - ?, снег растаял – куда? И т.п. (Г);
- алгоритмы действий для чего, как работает поисковый интернет, скайп и т.п. в смысле причинно – следственной связи (И);
- революция 1917 года, ВОВ 1941-1045, «перестройка» М.С.Горбачёва, политика В.В.Путина – проанализировать (О);
10) умение моделировать физические и другие процессы:
- сделать гору и холмы из снега или песка, полить водой - что получилось? , нарезать бумажек, собрать листья – сделать ветер. И т.п. (Г);
- напишите алгоритм решения задачи по математике, по устранению пожара, перехода улицы по нерегулируемому переходу (И);
- вы «зелёный» - защитник окружающей среды, ваши действия, исходя из фактической ситуации в городе, в стране (О);
11) развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения:
- один и тот же объект природы или улицы, или карты разные дети должны описать по разному, не повторяясь (Г);
- компьютеры бывают …, телефоны бывают …, написать разные алгоритмы решения одной и той же проблемы, задачи и т.п. (И);
- в чём проблемы нарушений ПДД, как их можно решить (О);
12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий:
- обсудить с этой целью землю, траву, деревья, различных птиц и животных, воздух, небо, горы и т.п. (Г);
- какие явные и скрытые возможности у телефонов, у компьютеров, информационных поисковиков (И);
- что можно ожидать от родителей, от одноклассников, от учителей, от директора (О);
13) умение абстрагироваться (1. отвлечение от того, что в данном контексте не имеет существенного значения, – изолирующая абстракция; 2. образование понятий, в которых фиксируются нематериальные - новые свойства объектов):
- например, играя в «устами младенца»: одни дети описывают только существенные признаки объекта, явления, события, не называя их, а другие отгадывают, о чём речь (Г);
- опишите информационно – коммуникационные системы в далёком будущем (И);
- опишите квартиру, город будущего, власти в будущем (полиция, суды, администрация) (О);
14) развивать сложное вариативное мышление, развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения:
- земляную грядку можно вскопать, рыхлить, засеять …, посадить лук, что можно сделать с горой, с деревом, с облаками, с ветром, с рекой и т.п. (Г);
- несколько человек должны написать алгоритм решения одной и той же проблемы, после провести анализ этих алгоритмов (И);
- весной на дорогах в России много ям, что делать (провести «мозговой штурм») (О);
15) решать сложные проблемные ситуации:
- набрал в ботинки (в сапожки) в луже воды или снег, а он растаял, можно заболеть, на улице весна - ?, снег растаял – реки вышли из берегов и затопили дома - ?, плывёте в лодке, а в неё набралась вода - ? (Г);
- составить информационную модель несанкционированного митинга или демонстрации (И);
- пожар в большом ТЦ, есть погибшие и пострадавшие, провести анализ ситуации (О);
16) информационно – детерминированно решать проблемы, как результат полученных знаний и навыков по п.п. 1-15:
- составить информационную модель (ИМ) любой рассматриваемой проблемы (Г, И, О),
- охарактеризовать каждый существенный признак исходной ИМ функциональными характеристиками с их значениями по отношению к рассматриваемой проблеме,
- сформировать ИМ решения из значимых исходных признаков и характеристик,
- идентифицировать ИМ решения в реальный объект или действие.
При каждом удобном случае повторять, повторять, повторять приёмы, разнообразя.
НАПОМИНАНИЕ:
- все выше приведенные мероприятия по воспитанию креативного мышления у школьников, это систематизированные, но лишь возможные варианты, примеры;
- все выше приведенное не противоречит ФГОС ООО;
- когда допущен разрыв в школьном воспитании креативного мышления детей, то об этом обществу остаётся только сильно сожалеть, что сейчас и происходит во многих случаях: не штатные ситуации, откровенно плохие решения, аварии, катастрофы, трагедии – и почти всегда причиной является человеческий фактор.
Литература:
-
ФГОС ООО. Утверждён приказом Минобрнауки от 17.12.2010 №1897.
-
Гин С.И. ТРИЗ - педагогика для малышей: конспект занятий для воспитателей и родителей.- М. КТК «Галактика», 2018.
-
Гин А.А. ТРИЗ – педагогика. М., 2015.
-
Под редакцией профессора Н. В. Макаровой. Информатика 10–11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие. М., Бином. Лаборатория знаний. 2016.