Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Анализ распределения и использования прибыли «АЛИКОВСКОЕ РАЙПО ЧПС»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Единство функций в их зависимости и взаимообусловленности делает прибыль тем элементом хозяйствования, в котором увязывают­ся экономические интересы общества, коллектива предприятия и каж­дого работника.

Для того, чтобы прибыль выполняла эти функции, необходима реализация ряда условий:

  • механизм формирования и налогообложения прибыли должен стимулировать вложение прибыли на развитие предприятия и расши­рение его деятельности, а не на текущее потребление
  • механизм определения затрат по производству и реализации продукции, работ, услуг должен быть научно обоснованным; [8, с.105]

Процесс производства продукции и услуг является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресур­сы, формирует себестоимость продукции и услуг, что, в конечном сче­те, при прочих равных условиях существенно влияет на финансовые результаты деятельности предприятия - его прибыль или убыток. По­лучение максимально возможной прибыли является одной из основ­ных целей предприятия в условиях рыночной экономики.

Прибыль становится важнейшим показателем для оценки дея­тельности предприятий, она характеризует степень деловой активно­сти и финансового благополучия предприятия. По прибыли определя­ются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия - рентабельность предприятия.

В условиях рыночной экономики, когда предприятия вы­нуждены функционировать в условиях минимального внешнего фи­нансирования или при полном его отсутствии, прибыль является важ­нейшим показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности.В отечественной экономической литературе можно выделить многочисленные определения того, что считать фи­нансовым результатом. При этом зачастую категории прибыли и свя­занной с ней рентабельности трактуются неоднозначно.В постановле­ниях Правительства, документах Минфина РФ и отечественной лите­ратуре имеются следующие определения финансового результата:

•сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имуще­ства предприятия и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям;

•разница между доходами и расходами, относящимися к одному периоду, балансовая прибыль (убыток), представляющая собой конеч­ный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за от­четный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей баланса;


•показатель, отражающий реальные достижения хозяйствующе­го субъекта [11, с.15].

В работах российских экономистов предлагаются следующие определения: экономические и юридические последствия хозяй­ственных операций. При этом финансовый результат в экономическом смысле необязательно должен совпадать с финансовым результатом в юридическом смысле.

Важнейшими показателями финансовых результатов являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономике состав­ляет основу экономического развития предприятия.

Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности фирмы, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль фор­мируется в результате взаимодействия многих компонентов как с по­ложительным, так и с отрицательным знаком.

Финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких за­трат или недополучения доходов от реализации в связи с уменьшением объёма поставок, снижением покупательского спроса. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, по­лученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты дея­тельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно- хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей. Значение прибыли состоит в том, что она отра­жает конечный финансовый результат.

Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортиза­ционных отчислений. В известной степени зависят от предприятия та­кие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработ­ная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конку­рентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.


Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявле­ния конечного финансового результата необходимо сопоставить стои­мость объема реализуемой продукции и стоимость расходов и ресур­сов, используемых в производстве.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является фи­нансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшей­ся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обяза­тельных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работ­ников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формиро­вания бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных по­требностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно- технических и социальных программ. В условиях рыночной экономи­ки значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производ­ства продукции, нужной потребителю, снижение расходов на произ­водство.

При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потреб­ностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указываю­щим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, органи­зации производства и сбыта продукции. Экономическая нестабиль­ность, монопольное положение товаропроизводителей искажают фор­мирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению полу­чения доходов главным образом в результате повышения цен.

Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ [12, с. 52].

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности фирмы вместе с тем не означает его уникальности и универсальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах пре­обладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб социальному развитию коллектива. Более того выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т.е. обра­зующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции. Вме­сто производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В ряде слу­чаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.


Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансирован­ных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. В процессе управления прибылью предприятия используются различные инструменты.

Операционный анализ и методы оптимизации прибыли исполь­зуются в процессе планирования и формирования прибыли.

Дивидендная политика и капитализация прибыли являются ин­струментами распределения и использования прибыли.

Рассмотрим указанные на рисунке 1 инструменты управления прибылью более подробно.

Финансовый менеджер ориентируется на достижение высокой или постоянно растущей прибыли от реализации. Получение желаемо­го результата зависит от трех составляющих - затрат на производство и реализацию продукции, планируемой цены единицы продукции и объ­ема реализации продукции.

Взаимосвязь составляющих определяется в процессе опера­ционного анализа, который также называют анализом «издержки- объ­ем-прибыль». В основу операционного анализа положено разделение затрат на переменные (пропорциональные) и условнопостоянные (не­пропорциональные) (таблица 3).

Таблица 3

Разделение затрат на переменные и условно-постоянные

Переменные

Изменяются

Затраты на сырье, материалы,

Условно

Не изменяются или

незначительно изменяются

Амортизационные отчисления,

проценты за кредит, арендная плата

Некоторые элементы затрат состоят из постоянной и перемен­ной частей (почтовые и телеграфные расходы, плата за электроэнергию расходы на оплату труда, на текущий ремонт оборудования и др.) и их называют смешанными.

Из-за наличия условно-постоянных затрат предприятие, реали­зуя каждую единицу продукции (товаров, работ, услуг) с прибылью, заложенной в цене, будет оставаться убыточным, пока не достигнет такого объема реализации продукции, выручка от которого покроет все условно-постоянные затраты.

В операционном анализе используют расчет промежуточного финансового результата деятельности предприятия, т. е. результат от реализации после возмещения переменных затрат. Этот показатель называют валовой маржой (или маржинальным доходом); рассчиты­вают его как разность между выручкой и переменными затратами.


Следовательно, валовая маржа - это источник получения при­были и покрытия постоянных затрат. Задача финансового менеджера - увеличить валовую маржу. Наилучший вариант - сочетание низких условно-постоянных затрат с высокой валовой маржой.

Основными методами оптимизации прибыли любой организа­ции является снижение издержек и увеличение доходов [14, с.151].

Поскольку уровень затрат и себестоимости влияет на величину финансовых результатов предприятия, снижение себестоимости явля­ется важным фактором роста прибыли и эффективности деятельности всего предприятия в целом и его руководства в частности. Поэтому обычно предприятия стремятся к снижению себестоимости произво­димой ими продукции.

Решающим условием снижения себестоимости служит не­прерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, ком­плексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов ма­териалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом произ­водительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

1.2. Формирование и распределение прибыли предприятия

Среди внутренних источников финансовых ресурсов важней­шим является прибыль, которая рассчитывается как разность между до­ходами, полученными предприятием от всех видов деятельности, и расходами.

В составе доходов учитываются:

  • доходы от перевозок грузов и пассажиров, от других видов ра­бот и услуг (погрузочно-разгрузочных, транспортно-экспедиционных и др.);
  • суммы дивидендов (доходов) от вкладов в уставный капитал других предприятий и в совместную деятельность;
  • операционные доходы (от продажи, списания и прочего выбы­тия имущества предприятия — основных средств, нематериальных ак­тивов, ценных бумаг; сдачи имущества в аренду);
  • внереализационные доходы, куда включаются штрафы, пени,

неустойки, полученные за несоблюдение договорных обязательств.

Прибыль является одним из основных показателей деятельности коммерческих предприятие. Она характеризует конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности всего пред­приятия, т.е. составляет основу его экономического развития.