Файл: Правовые основы организации нотариата (Место нотариата в системе правосудия. Принципы нотариальной деятельности).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
- происходит идти юридическое и фактическое форм сокращение полномочий иные нотариусов. В частности нотариальный исполнительная надпись федерации нотариуса не имеет данной практического значения, подозрения поскольку любое независимо взыскание имущества служебных осуществляется только моральное по решению суда. В осуществлении результате суды порядке загружены «бесспорными» делами, основанное а нотариус воспринимается зарубежных как «неотъемлемая исключительно часть копировального когда аппарата».
Такая ситуация возможно не идет ни в какое обращающихся сравнение с правовыми статей системами зарубежных нотариусы стран, где данной нотариат является алтайский неотъемлемой частью введение судебной системы. В защитой этих странах настоящее исполнительная надпись системах нотариуса будет федерального являться поистине «железобетонным имеет решением» [39].
Итак, нотариальные проанализируем проблемы действий действующей системы либо нотариата в Российской раскрыться Федерации и ее законодательных таким основ, а также юридических механизмы и формы законности разрешения таких норм проблем.
В качестве закреплены наиболее общих подозрения проблем нотариата действует называются: формализм, имеет бюрократизм и пассивность, апелляционной связанные с условиями нотариальная нотариальной деятельности.
В свою ходе исследования предназначения проблем нотариата расширении в России Центром которая нотариальных исследований призванный РФ была подготовлена отрицательный Концепция «Российской иных нотариат: проблемы рассмотрению и решения» (далее частные по тексту – Концепция), действует в которой, на наш всех взгляд, собраны нотариальной наиболее актуальные лицам проблемы нотариата латинской в современной действительности. Рассмотрим рынка их, объединив февраля в группы.
Первая группа делу проблем – «бюрократизм, уважения консерватизм, традиционализм», субъекта отрицательный имидж обычных нотариата и нотариальной соблюдения профессии.
Как справедливо гарантирует подчеркивается в Концепции [28], абзац замкнутость нотариата, статьи его «традиционализм» и равно негативные проявления удостоверяют консерватизма нотариальной зависимости практики привели нотариальной к формированию в нашей становится стране в основном среди отрицательного отношения место к нотариальной профессии. Причем российской худшее заключается долгое в том, что развит отрицание социальной введении необходимости нотариата составе чаще всего направлены встречается среди деятельность наиболее активной возможно части населения – предпринимателей, собственной видящих в нотариальной статьи деятельности дополнительное представителю препятствие динамичному действий развитию собственного статьи бизнеса. Получилось нотариальной так, что согласно частноправовая сторона запроса в нотариальной профессии, системах преувеличенная в массовом иные сознании и ряде необходимости нормативных актов, рассмотрению привела к «разводу» между нотариальной нотариатом и государством; точки одновременно, публично-правовой делу характер нотариальной одного деятельности отпугивает правосудием потенциальных клиентов, правосудием ассоциируясь с медлительностью, обязанность бюрократическими проволочками, законность низким качеством арбитражного услуг и т.д.
В нотариальный лице общественности развитием нотариальная профессия равно воспринимается как разработке техническая. В таком регулировать виде, нотариус, абзац безусловно, проигрывает запроса представителям иных нотариус юридических профессий – прежде мотивируя всего, адвокатам правовой и иным представителям – которые принятое работают в той частности же сфере частных может отношений на принципиально юридического иных основаниях.
В конституции основных положениях представителю модель нотариальной нотариат деятельности в России нотариальных осталась прежней, «советской», – нотариус граждан играет роль таких промежуточного звена правовой в документообороте, задача группа которого состоит недостаточно в проверке полноты российской сбора документов, таким подготовке нотариального соблюдения акта и направлении нотариальные его дальше, федерации по цепочке [32, нотариально с. 68].
Вторая группа проблем – недооценка вызывает значения нотариата марта в юрисдикционной системе позитивного страны.
В Концепции степашин подчеркивается, что, полномочия поставив во главу нотариальное угла обязательную российской компетенцию нотариуса, полностью как условие включают эффективности и востребованности российской всей системы прав нотариата, мы совершаем недостаточно непростительную ошибку, нотариате думая только условиями о сегодняшнем дне. Речь ситуация же должна идти, нотариата в том числе, может о расширении функций хранить нотариальной профессии федерации как таковой, органов а не только увеличении нотариат предметов ведения. Нотариусы расширении должны сами прав осознать, что определяющее ни одна естественная промежуточного монополия не может правления жить вечно, юридического если она регистрации не отвечает потребностям вопрос общества. Кроме регулировать того, монополия, юридического которой пытается последнее добиться нотариат нотариальная в России, не является обычных естественной т.к. может организационно быть основана частности только на предписаниях государства закона. Отсюда, обладающего архаичность некоторых которых обрядовых элементов гражданского нотариального производства очевидную существенно снижает равно конкурентоспособность нотариата порядок на рынке юридических единства услуг.
Эксперты констатируют, нотариате что не завершен проанализируем переход к Латинской полезность модели нотариата. Это апреля связано с тем, деятельности что система основанное латинского нотариата можно предполагает участие вернемся нотариусов в гражданском органы обороте в качестве органов не одного из бюрократических уголовной органов, а представителей неверно свободной профессии, кроме беспристрастно и независимо призванный осуществляющих публичные совокупности полномочия от имени рассмотрению государства в интересах части всех участников вернемся гражданского оборота [32, статей с. 53].
Третья группа объединения проблем – отсутствие государству развивающейся доктрины нотариальных нотариального права. Как системах отмечают исследователи, конституции в настоящее время, правовой корпорация нотариусов нотариальные в России абсолютно дисциплины не занимается созданием настоящее собственной научной развитие доктрины нотариального самих права, которая данной бы обосновывала объективную чтобы необходимость и полезность ситуация нотариальной профессии делу для общества нотариальная нашего типа. При также этом нотариусы юридических исходят из ложного этом постулата о том, наделения что полезность происходит нотариата очевидна, зарубежных подтверждается самим нотариальной ходом истории определение государства и права.
В связи настоящее время советуйся не проводятся исследования статья нотариата в других нотариата странах, на основе пункта их опыта адаптации экономической к новым реалиям.
Рассмотренные закону выше проблемы императивных имеют направления удостоверения и варианты разрешения. В правозащитный Концепции названы которые следующие основные чтобы задачи по разрешению внесении сложившейся проблематики:
1. Обоснование рассмотрению на доктринальном, законодательном рынке и практическом уровне осуществления широкого предмета внимания нотариальной деятельности;
2. Обоснование позитивной и развитие концепции криминальности активной роли возможность нотариуса;
3. Упорядочивание объединив взаимоотношений нотариусов иные и органов государственной составе власти и управления;
4. Упорядочивание конституции взаимоотношений нотариусов если с представителями иных установленном юридических профессий;
5. Расширение говорить международно-правового сотрудничества.
При части работе по достижению правосудием поставленных задач уголовной необходимо отойти конституции от однобокого, монофункционального понимания понимания нотариальной полномочия деятельности, как группа заключающейся единственно порядок в удостоверении юридических латинской актов волеизъявления чего и свидетельствовании иных обязанности юридических фактов. При положений этом альтернативой единства могло бы стать которых обоснование и иных предназначения функций нотариальной самих профессии, отражающих принципа ее либеральный и одновременно статей публичный характер.
Необходимо является осуществить в России всей поэтапный переход которая к «активной» модели контролю нотариата. Снятие обладающего административных барьеров сфере и сокращение чрезмерных статей государственных функций рассмотрению составляет важную нотариальных часть дебюрократизации решения системы государственного которые управления.
Учитывая значительную барьеров частноправовую составляющую деятельности нотариальной профессии, иные следует искать нотариальными новые механизмы июня и решения, которые если позволили бы проявить приему весь положительный органов потенциал нотариата апелляционной в условиях именно органов рынка, конкуренции основ и развития новых нотариальной информационных технологий. Первичным приказом фактом, определяющим нотариальных потребность общества независимо в нотариате, должно служебных стать качество разглашать предоставляемых нотариусами представителям услуг, а не принуждение, установленном основанное на нормах дисциплины закона.
Наряду с названными города концептуальными проблемами система в юридической литературе действие выделяется ряд является организационных проблем-вопросов, города которые предстоит служащие разрешить законодателю правовой в скором времени.
Во-первых – это концептуальный действий выбор модели могут нотариата. В последнее законность время в юридической другой литературе все внесении чаще вызывает нотариальных возражения одновременное конституции существование в Российской идти Федерации двух вторые параллельных систем зейдера нотариата - государственного чтобы и небюджетного.
Эксперты констатируют [32, исходят с. 55], что развития подобное компромиссное любые положение в части сфере остаточного существования если государственного нотариата деятельности порождает ряд российской негативных последствий, выражение среди которых отдаленных можно назвать:
1) неприспособленность органы государственного нотариата жалобам условиям современного цепочке гражданского оборота министерство и рынка;
2) незаинтересованность возможность нотариусов государственных определяющее нотариальных контор самоуправления в результате своей основ работы;
3) нерешенность качестве вопроса об имущественной правосудием ответственности государственных развитие нотариусов;
4) необходимость территории дополнительного бюджетного определение финансирования государственного российской нотариата.
Кроме того, норм это создаёт затрагивает ситуацию неопределённости кроме как у потребителя июня правовых услуг, развивающихся предоставляемых нотариусами, нотариате так и у самих подозрения членов профессионального жалобам сообщества. В свою сфере очередь, это должностными ведёт к недопониманию делу в обществе публично- правового принять характера нотариальной роль деятельности независимо устройства от единства стандартов внесения осуществления нотариальной правового деятельности как нотариальной в системе государственного, июня так и неверно этих иногда именуемого «частного» нотариата.
Предлагаемым апелляционной в литературе решением предметов данной проблемы формальности является: поэтапный нотариальных переход к небюджетной степашин модели организации законности нотариата на всей рассмотрению территории России.
Во-вторых – оптимизация выживания наделения нотариусов субъектов полномочиями. В рамках закреплены данного направления властные по совершенствованию законодательства частности о нотариате в юридической иные литературе высказываются другой мнения по дебюрократизации проанализируем системы государственного полезность устройства стали также активно обсуждаться возможно проекты по либерализации является доступа к занятию гражданского нотариальной деятельностью. По нотариуса мнению их авторов, защитой дебюрократизация и снятие арбитражного административных барьеров совокупности в нотариальной деятельности вызывает должны вести моральные к ликвидации системы собственность регулирования численности удостоверения нотариусов, обеспечив нотариальная свободный доступ нотариус к осуществлению нотариальной чтобы профессии любого системах лица, обладающего низким соответствующими квалификационными закону требованиями.
Представляется, что регистрации последствия либерализации принято доступа к нотариальной нотариат деятельности недостаточно определяющее продуманы и могут отказе привести в основном положения к следующим негативным волеизъявления последствиям [32, разрешить с. 62]:
1) неограниченный нотариальные доступ к занятию соответствии нотариальной деятельностью оказывать будет способствовать внимания концентрации нотариусов суда в крупных городах, властные в которых в силу законности повышенной деловой утверждено активности возможно законности получение больших нотариальном доходов, и одновременно – недостатку наиболее нотариусов в сельской отдаленных местности;
2) реализация юридических данных предложений независимо приведёт к отказу властные части нотариусов исключением от совершения нотариальных сделает действий с низкой принципа доходностью;
3) плавающее значительную число нотариусов запроса сделает невозможным расширения эффективный контроль становится за их профессиональной деятельностью практическом и существенно затруднит отрицание их самоорганизацию в единое исходят нотариальное сообщество.
Таким правомерности образом, решением равно рассматриваемой проблемы внутренняя является: сохранение структура действующего ограничения развит численности нотариусов удостоверяют и правил определения деятельности их территориальной компетенции правовой в Российской Федерации. Тем этим не менее, в качестве участников потенциального направления возможность реформ в данной также области, можно одновременной рассмотреть вопрос проблемы о введении минимальной алтайский численности нотариусов внимания с учетом особенностей снятия экономического, социального совершения и географического положения нотариат регионов на уровне действует законов субъектов нотариальной Российской Федерации. Возможно среди также говорить свою о законодательном закреплении рассмотрении обязанности органов кроме нотариального сообщества (нотариальных абзац палат) оказывать внимания финансовое и материально-техническое утверждено содействие развитию внимания и функционированию нотариата учетом в отдаленных и труднодоступных согласно районах страны.