Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Анализ механизма исчисления и взимания налога на доходы с физических лиц в ООО «Оазис»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном мире налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налогами именуются платежи, обязательные к уплате. Они взимаются с организаций и физических лиц и перечисляются на государственные нужды. Налоги – это самая большая часть от всех доходов государства. Именно налоговые сборы впоследствии идут на пенсии, оборонную сферу, стипендии, социальные выплаты. Роль налогов в экономической системе государства очень велика, государство заинтересовано в увеличении процентов и в своевременном сборе.

Выбранная тема курсовой работы «Налоги с физических лиц и их экономическое значение» является актуальной для исследования на сегодняшний день, так как определяет теоретическую и практическую значимость исследования.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики.

Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса.

Налогообложение представляет собой сложный процесс, имеющий внутреннюю структуру и функциональные связи, ключевым элементом которого является налоговое обязательство.

При этом интересы участников налоговой системы противоположны: - для государства первостепенной задачей является максимизация поступлений в бюджет, а для плательщика — минимизация налоговых изъятий.

По-видимому, этим объясняется то обстоятельство, что научные исследования в области налогообложения направлены в основном на решение теоретических и практических вопросов исчисления и уплаты отдельных налогов, а также на разработку фундаментальных проблем налогообложения, связанных с осуществлением налоговой политики.


Между тем при анализе проблем налогообложения весьма важно уделять внимание также малоизученным областям налоговых отношений, которые, на первый взгляд, не играют существенной роли для соблюдения интересов сторон, участвующих в налоговом процессе. В частности, это касается оптимизации налогообложения.

Целью данной работы является изучение налога с физических лиц и их экономическое значение.

Объектом исследования является налог на доходы физических лиц. Предмет исследования – механизм исчисления и взимания налога на доходы физических лиц у источника выплаты (ООО «Оазис»).

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

В ходе написания работы использовались следующие методы: изучение литературы; обобщение материалов периодической печати; работа с нормативно-правовыми актами в области гражданского законодательства, налогообложения.

Методологической основой в изучении данных вопросов являются нормативные и законодательные акты регулирующие вопросы налогового учета, налогообложения, налоговой оптимизации и планирования, а также учебная и научная литература.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, логически разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Теоретические основы исчисления и взимания НДФЛ

1.1 Экономическая сущность применения налога на доходы физических лиц для граждан

Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов[1].


Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы[2].

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор[3].

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.[4]

Налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов[5].

Взаимоотношения налогоплательщиков и государства в целях создания и накопления государственных финансов выражают экономическую сущность налогов[6].

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством.


В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

В консолидированный бюджет РФ в 2017 году поступило 17,3 трлн рублей, что на 20%, или на 2,9 трлн рублей, больше, чем в 2016 году. По отношению к ВВП увеличение поступлений составило 3,1%. В федеральный бюджет поступило 9,2 трлн рублей налогов (рост на 32%). По сравнению с планами, предусмотренными законом о бюджете РФ на 2017 год, дополнительно поступило 228 млрд рублей.

Таблица 1

Поступления основных налогов в бюджет расширенного правительства Российской Федерации, %ВВП[7]

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

2017 к 2016

п.п.ВВП

Реальный прирост %

Доходы, всего

33,3

33,7

31,9

32,1

32,6

1,0

7,9

Налог на прибыль

2,9

3,0

3,1

3,2

3,6

0.4

15,9

НДФЛ

3,5

3,4

3,4

3,5

3,5

0,0

5,1

Страховые взносы

6,3

6,3

6,4

6,6

6,4

0,1

15,1

НДС

5,0

5,0

5,1

5,4

5,6

0,2

8,2

Акцизы

1,4

1,4

1,3

1,6

1,7

0,1

15,1

НДПИ

3,6

3,7

3,9

3,4

4,5

1,1

37,5

Ненефтегазовые доходы, обеспечили 60% прироста поступлений, или 1,7 трлн рублей. Драйверами роста стали налог на прибыль - 3,3 трлн рублей (рост на 18,8%) и НДС - 3,1 трлн рублей (рост на 15,5%). Поступление акцизов выросло на 17,6%, до 1,5 трлн рублей, имущественных налогов - на 11,9%, до 1,2 трлн рублей, НДФЛ - на 7,7%, до 3,3 трлн рублей (зарплата в 2017 году выросла на 7,2%)[8].


Статистика налогов РФ демонстрирует улучшение показателей. При этом уменьшилось влияние внешних экономических факторов на госбюджет.

Экономическое содержание НДФЛ заключается в формировании бюджетных ресурсов государства и регулировании уровня доходов граждан[9].

Налог на доходы физических лиц – важная составная часть налоговой системы РФ. С его помощью государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений и инвестиций, а также на структурные изменения в экономике[10].

Поступления по НДФЛ относительно ВВП остались на уровне 2016 г. (рис. 1).

Рисунок 1 – Поступления страховых взносов и НДФЛ, фонд оплаты труда (по начисленной заработной плате), % ВВП [11]

Экономическая сущность налогов выражается и в их функциях.

Фискальная функция НДФЛ обеспечивает формирование бюджета и реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода с целью осуществления мер, направленных на регулирование социальной сферы[12].

Регулирующая функция проявляется в использовании государством налогового механизма подоходного налога для достижения желаемого экономического и социального эффекта. Регулирующая функция НДФЛ реализуется через такие элементы как налоговые вычеты, льготы, ставки. Продуманное использование элементов НДФЛ оказывает воздействие на экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Стимулирующая функция НДФЛ заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция НДФЛ реализуется через систему налоговых льгот и вычетов, создающих более льготный режим в определенных финансовых отношениях[13].

Налог на доходы физических лиц, являясь федеральным, полностью поступает в местные и региональные бюджеты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, отчисления НДФЛ в бюджеты субъектов РФ составляют 85%, в местные бюджеты — 15%. От этой суммы в бюджеты муниципальных районов отчисляется 5% и в бюджеты поселений 10%, в бюджеты городских округов отчисления составляют - 15%.

В объеме поступлений налогов в бюджет этот налог составляет около 20% и занимает третье место после налога за пользование природными ресурсами и налога на прибыль организаций. В приложение 1 представлено распределение поступлений от налога на доходы физических лиц по бюджетам разных уровней в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.