Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Пути развития сельскохозяйственных кластеров в России).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы сетевой формы организации бизнеса
1.1. Сущность и принципы создания сетевых форм организации бизнеса
1.2. Виды сетевых форм организации бизнеса
1.3. Сетевые формы организации бизнеса в зарубежных странах
Глава 2. Исследование развития сетевых структур на примере сельскохозяйственной отрасли
2.1. Создание сетевых структур в сельском хозяйстве
Глава 3. Пути развития сельскохозяйственных кластеров в России
Сельская агломерация предполагает создание новой системы управления территориальным планированием и организации взаимосвязи сетевых структур в агроэкономическом пространстве с обоснованием возможности межмуниципального сотрудничества между преимущественно сельскими и определенными городскими поселениями, самостоятельными муниципалитетами в форме договорных отношений.
Основные этапы создания кластеров в агроэкономическом пространстве региона можно представить в виде алгоритма формирования кластерной инициативы: создание ядра кластера и сетевой структуры; образование сетевого окружения и юридическое оформление кластера; запуск кластера и вывод его на проектную мощность; разработка и внедрение инноваций в кластере[59].
Одной из приоритетных задач формирования кластера является обеспечение контроля над информационными, материальными и финансовыми потоками, для чего целесообразно разрабатывать системы автоматизации управления ресурсами кластера. При этом интеграционное взаимодействие большого и малого бизнеса в ядре кластера возможно как через взаимодействие по горизонтали (партнерство), так и через вертикальное взаимодействие (управление) [60].
В России имеются возможности для развития моноцентрических сельских (в зоне одного населенного пункта — ядра) и полицентрических агломераций, имеющих несколько взаимосвязанных населенных пунктов-центров.
Сегодня крайне необходимы разработка и законодательное закрепление прозрачного механизма контроля и регулирования производства и реализации продукции органического сельского хозяйства[61].
Государство должно полностью или частично компенсировать экофермерам расходы на экосертификацию. Необходимо также внедрить систему государственной финансовой поддержки небольших фермерских хозяйств.
Сельская агломерация может формироваться на основе создания:
1) стратегии социально-экономического роста сельской агломерации на 15–20 лет;
2) схемы территориального планирования агломерации. Согласно ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации[62] подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта или к ее частям, что применимо к агломерации;
3) комплексной инвестиционной программы, в которую должны включаться положения о том, каким образом изложенные в стратегии и схеме территориального планирования цели увязываются с бюджетами муниципальных образований, входящих в состав агломерации, намерениями частных инвесторов, программами государственно-частного партнерства.
Комплексный инвестиционный план — эффективный инструмент содействия формированию агломераций в современных условиях[63].
2.2. Критерии формирования городской и сельской агломераций в России
При создании агломераций должны соблюдаться следующие принципы:
1) добровольность и общественная воля, сохранение границ существующих муниципальных образований;
2) комплексность подходов к постановке стратегических задач и решению проблем территорий, входящих в агломерацию;
3) существенное финансирование из регионального бюджета;
4) поддержка на федеральном уровне инициатив по созданию сельских агломераций как сетевых структур освоения агроэкономического пространства страны[64].
Фoрмирoвaние преимущественно городских aглoмерaций и oпределение oтветственнoгo кooрдинaтoрa основываются на «Стрaтегии 2020»[65], вытекают из зaдaч по мoдернизaции экoнoмики стрaны, поставленных Президентoм Российской Федерации, и должны осуществляться по направлениям, представленным в табл. 3.
Переход к планированию и организации агломераций должен подразумевать формирование территорий вокруг одного или нескольких центров. С сельскими поселениями в наибольшей степени связаны те городские поселения, в которых свыше половины жителей занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, осуществляют ремонт сельскохозяйственной техники, транспортное обслуживание, чаще всего это существовавшие ранее районные центры, иные малые города и небольшие поселки. Эти города и поселки являются местными центрами, концентрирующими социальную инфраструктуру для ежедневного обслуживания собственного и окружающего сельского населения. Именно такие городские поселения в совокупности с сельскими системами расселения должны создавать взаимосвязанные системы муниципальных образований, которые должны стать основой активизации хозяйственной деятельности и возрождения села. Данные системы взаимосвязанных городских и сельских поселений могут быть объединены в агломерации с целью решения межмуниципальных задач[66].
Таблица 3 Основные критерии формирования городской и сельской агломерации в России |
||
Городская агломерация |
Сельская агломерация |
|
Направления создания |
||
Экономические преимущества агломераций |
Высокий социально-демографический и экономический потенциал территорий |
|
Создание нормативной базы и эффективной структуры управления |
+ |
|
Транспорт и доходы от отрасли |
- |
|
Рациональная структура поселений |
+ |
|
Четкое определение роли городских центров в рамках агломерации |
Центрами агломерации могут быть как городские, так и сельские поселения |
|
Установление компетенций институтов и ядра (лидеров) сети |
+ |
|
Глобальная и региональная конкуренция |
Конкуренция на внутреннем и мировом рынках |
|
Условия формирования |
||
- |
Формирование стратегии устойчивого роста |
|
Четкая специализация различных территорий внутри агломерации |
+ |
|
Наличие маятниковой миграции |
На начальном этапе +, затем переход на принципы воспроизводства населения |
|
Общий потребительский рынок и «рынок капиталов» |
+ |
|
Сопоставимые стандарты качества и уровня жизни |
+ |
|
Землепользование в общих интересах |
+ |
|
Рекреационные связи |
+ |
|
Укрепление инфраструктуры |
+ |
|
Координация системы территориального планирования и использования земель |
+ |
|
Совершенствование социокультурного пространства |
Сохранение традиций и перспектив жизни в сельской местности, в малом и среднем городе |
|
Ресурсное обеспечение |
Реализация проектов, направленных на решение вопросов в ресурсном обеспечении (стройматериалы, электроэнергия, водоснабжение) |
Параллельно должна решаться проблема восстановления малых городов, которые могут стать агломерационными центрами и подцентрами. Объединение сельских и малых городских пoселений в aглoмерaцию позволяет преврaщать территoрию в пространство (ареал) устoйчивoгo и динaмичнoгo рoстa сo знaчительным сoциaльно-экoнoмическим эффектoм[67].
На этой базе может формироваться новый каркас агроэкономического пространства российской экономики. Малые и средние города получат при включении в агломерацию новые источники для своего возрождения благодаря концентрации, диверсификации производства и формировании полифункциональной структуры экономики.
Создание национального «ребрендинга» в сфере производства экологически чистого продовольствия (продукта) и агротуризма (услуги) должно стать началом формирования сельских агломераций.
Именно на этой основе возникает синтетическое явление аглокластеризации, наиболее очевидным выражением которого выступает качественно новый бренд российской сетевизации[68]. Муниципальные образования, включенные в агломерацию, получат следующие преимущества по сравнению с аналогичными субъектами, действующими автономно: укрепление и подъем сельских поселений, малых и средних городов, преобразование агроэкономического пространства; увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех жителей агломерации пользоваться услугами, доступными проживающим в городах; предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, культурным, торговым и другим возможностям; возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов и связанного с ними сервиса, коммуникаций, образовательной и инновационной инфраструктуры; рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении преимуществ проживания в сельской местности, малом и среднем городском пространстве, что позволит уменьшить миграционный отток населения; возможность более эффективной координации стратегий устойчивого роста[69].
Основными характеристиками интегрированной территории сельской агломерации должны стать наращивание человеческого потенциала, создание рабочих мест, инфраструктура, экологическое равновесие, защита культурных традиций[70].
Среди ограничений на пути формирования сельских агломераций в России можно назвать отсутствие специального правового регулирования и системного подхода государства и его регионов в деле формирования и поддержки сетевых структур в агроэкономическом пространстве регионов.
Содействие адекватному формированию агломераций как формы и комплексного инструмента модернизации экономики должно стать важной государственной задачей на перспективу. Следствием процесса сетевизации является возникновение агломерационного и сетевого эффектов, которые позволяют суммировать экономический и демографический потенциал нескольких поселений.
Источниками финансирования проектов сельских агломераций на основе государственно-частного партнерства могут стать средства частных инвесторов, регионального и федерального бюджетов — бюджеты Инвестфонда России, Фонда реформирования ЖКХ, федеральных целевых и ведомственных программ[71].
Выводы
Для решения стратегических задач по обеспечению удовлетворения национальных интересов страны необходимы стратегия и целевая программа развития сетевых структур в агроэкономическом пространстве регионов страны, укрепление сельских территорий и поселений посредством создания кластерных и агломерационных систем. Целевая программа должна быть направлена на формирование интегрированной социально-экономической территории с высоким качеством жизни населения, диверсифицированной экономикой и инфраструктурой.
Глава 3. Пути развития сельскохозяйственных кластеров в России
XXI веке кластеры становятся ведущим звеном развития мировой экономики. Они являются гибридной формой, занимающей промежуточное место между рынком и иерархией, синтезируя их функции и устраняя недостатки. Кластеры интегрированы вокруг совместного проекта, но имеют возможность для привлечения новых участников, подвижную внутреннюю структуру и способность к быстрому изменению состава, что позволяет принимать решения, адаптируясь к постоянной турбулентности внешней среды.
Рассмотрим перспективы развития сельскохозяйственных кластеров в России на примере Курской области.
В Курской области за счет создания кластеров можно обеспечить устойчивое развитие АПК области, который играет значительную роль в экономике региона. Для этого в регионе есть необходимые условия: достаточные объемы производства основных видов продукции растениеводства и животноводства; развитая производственная база по переработке сельскохозяйственной продукции, которая не используется полностью; высшие учебные заведения, способные готовить высококвалифицированные кадры как для сельского хозяйства, так и для перерабатывающих предприятий АПК, проводить научные исследования по всей вертикали цепочки выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции; предприятия производственной инфраструктуры; торговые, в том числе фирменные, предприятия.
Рассмотрим целесообразность создания мясного кластера в г. Курске.
Основой его может стать Курский мясокомбинат. В настоящее время объемы производства на предприятии изменяются разнонаправлено, что связано с ростом закупочных цен на мясо и, соответственно, на конечную продукцию, сокращением потребления основных видов мясной продукции в связи с недостаточно быстрым ростом реальных доходов населения, обострением конкуренции на внешних рынках сбыта (табл. 4).
Таблица 4
Производство основных видов мясной продукции на Курском мясокомбинате[72]
Наименование |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Мясо и субпродукты пищевые, тыс. т |
73,4 |
84,9 |
95,0 |
115,8 |
116,8 |
123,8 |
Изделия колбасные, тыс. т |
39,7 |
33,7 |
31,9 |
29,1 |
27,9 |
22,8 |
Сокращение объемов производства обусловливает недостаточно высокое использование производственных мощностей. По производству мяса мощности загружены на 78,5%, колбасных изделий — на 56,8%. Такие тенденции развития рынка сказываются на финансовом положении предприятия. В 2015 г. мясокомбинат имел убыток в размере 30,6 млрд. руб. В 2016-2017 г. предприятие получало прибыль: в 2016 г. — 397 млн. руб., в 2016 — 1 029 млн. руб., но уровень доходности составил в 2016 г. — 0,11%, в 2017 г. — 0,29%.
Курский мясокомбинат имеет фирменную торговую сеть, на которую приходилось в 2017 г. 19,1% продаж. Более 50% продаж приходится на Курскую область. При этом предприятие испытывает жесткую конкуренцию на областном рынке, так как в области есть еще два мясоперерабатывающих предприятия. На прилавках магазинов области реализуется мясная продукция из других областей, а также импортная продукция. Существенную конкуренцию составляют крупные торговые сети «Магнит», «Перекресток», «ОКей», имеющие собственные участки по переработке мяса и производству полуфабрикатов. В этих условиях предприятию необходимо повысить свою конкурентоспособность за счет оптимизации производства, снижения издержек производства, обновления ассортимента и повышения инновационности выпускаемой продукции, расширения географии поставок продукции.