Файл: Корпоративная культура в организации (ПАО Росбанк ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность корпоративной культуры компании
1.1 Понятие корпоративная культура
1.2 Элементы корпоративной культуры
1.3 Процесс формирования корпоративной культуры
1.4 Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности компании
В современных подходах изучения корпоративной культуры можно выделить следующие элементы корпоративной культуры:
Видение развития компании – направление, в котором движется организация, ее стратегические цели
Ценности – что является наиболее важным для компании
Традиции (история) – сложившиеся со временем привычки, ритуалы
Нормы поведения – этический кодекс организации, в котором прописаны правила поведения в определенных ситуациях
Корпоративный стиль – внешний вид офисов компании, интерьер, фирменная символика, дресс-код сотрудников
Взаимоотношения – правила, способы коммуникации между департаментами и отдельными членами коллектива
Вера и единство команды ради достижения определенных целей
Политика ведения диалога с клиентами, партнерами, конкурентами
Люди – сотрудники, которые разделяют корпоративные ценности компании.
Функции корпоративной культуры
Корпоративная культура как многоэлементная структура, активно влияющая на жизнь и развитие организации, обладает разнообразными функциями. В процессе систематизации различных мнений ученых и исследователей выявлены основные функции корпоративной культуры.
1. По воздействию на объект (работник/организация) функции корпоративной культуры классифицируются на адаптивную, деятельностную, конструктивистскую, персонифицирующую, мотивирующую, мобилизационную, интегративную, духовное развитие личности как функцию.
Адаптивная функция корпоративной культуры способствует познанию и усвоению корпоративной культуры новым работником. Она направлена на включение его в жизнь коллектива, в коллективную деятельность, определяет его успешность[11]. Корпоративная культура, являясь процессом изменения и трансформаций, направленных каждый раз на достижение новых целей (когда изменяется ситуация во внешней среде), беспрерывно циркулирует и адаптирует персонал организации к новым условиям и требованиям.
Деятельностная функция корпоративной культуры способствует целенаправленной и определенным образом мотивированной активности сотрудников[12].
Конструктивистская функция корпоративной культуры способствует удовлетворению потребности сотрудников в самовыражении, самоутверждении и творческой деятельности.
Персонифицирующая функция корпоративной культуры способствует росту духовного потенциала, самосознания и жизненных притязаний личности. Персонифицирующая функция проявляется в актуализации потребностей сотрудника, которые бы отвечали новому уровню его самосознания[13].
Мотивирующая функция корпоративной культуры направлена на стимулирование роста производительности труда персонала. Этому способствует ряд факторов: сама принадлежность сотрудников к сильной компании, высокая миссия, привлекательные цели, система мотивации и социального стимулирования персонала, стиль и процедуры управления и т.п.
Мобилизационная функция корпоративной культуры обеспечивает максимальное использование человеческих ресурсов и выражается в том, что побуждает сотрудников к определенным активным действиям в период, когда руководству необходимо осуществить глубокие преобразования в организации.
Интегративная функция корпоративной культуры направлена на формирование механизмов и оснований для обеспечения устойчивых форм совместной деятельности членов организации (единые для всех цели, общие интересы и потребности, система значимых образов, символов, моделей), которые становятся основой для интеграции людей во внутренней среде организации и самоидентификации во внешней среде.
Духовное развитие личности как функция корпоративной культуры способствует личностному развитию работника и позволяет реализовать такие индивидуальные черты, как склонность к научным исследованиям и анализу, стремление лучше осознать свой внутренний мир и свои сильные и слабые стороны, определить свое место и статус в коллективе и т.п.
2. По направленности на внутреннюю/внешнюю среду функции корпоративной культуры подразделяются на коммуникативные, ценностнообразующие, инновационные.
Коммуникативная функция корпоративной культуры направлена на установление и использование посредством познанных и усвоенных ценностей норм делового поведения и этики общения эффективных коммуникационных потоков, которые обеспечивают взаимное понимание, доверие, взаимодействие и однозначность в анализе и оценке информации и деятельности – таким образом усиливается вовлеченность каждого работника в бизнес компании.
Ценностнообразующая функция корпоративной культуры способствует формированию у людей взглядов, оценок и отношений к смыслу жизни и адекватному пониманию тех ценностей, которые предлагает окружающая среда. Чувства идентичности и принадлежности к определенной общности позволяют человеку осуществить выбор и освоить ее ценности. Общности играют роль фильтра, ускоряя, замедляя, а иногда даже препятствуя освоению ценностей.
Инновационная функция корпоративной культуры ориентирует организацию на внешнюю среду: потребности клиентов, конкурентную борьбу, занятие передовых позиций в экономике. Система целей, социальная ответственность и готовность к риску способствуют внедрению инноваций и созданию позитивного имиджа организации.
3. В зависимости от организационных процессов – упорядочивания (систематизации/стабилизации) – функции корпоративной культуры подразделяются на нормативно-регулирующую и стабилизирующую.
Нормативно-регулирующая функция корпоративной культуры способствует идентификации работников с организацией, определяет регулирующие нормы поведения работников, делая это поведение контролируемым, управляемым и предсказуемым.
Стабилизирующая функция корпоративной культуры способствует росту сплоченности коллектива и развитию системы социальной стабильности в организации на основе объединяющего действия важнейших элементов, устоявшихся моделей поведения и трансляции их новым работникам.
Современные подходы в изучении корпоративной культуры определяют следующие функции[14]:
Имиджевая. Сильная внутренняя культура помогает создавать положительный внешний образ компании и, как следствие, привлекать новых клиентов и ценных сотрудников.
Мотивационная. Вдохновляет сотрудников на достижение поставленных целей и качественное выполнение рабочих задач.
Вовлекающая. Активное участие каждого отдельного члена коллектива в жизни компании.
Идентифицирующая. Способствует самоидентификации сотрудников, развивает ощущение собственной ценности и принадлежности к команде.
Адаптивная. Помогает новым игрокам команды быстро вливаться в коллектив.
Управленческая. Формирует нормы, правила управления командой, подразделениями.
Системообразующая. Делает работу подразделений системой, упорядоченной, эффективной.
Еще одна функция – маркетинговая. На основе целей, миссии и философии компании разрабатывается стратегия позиционирования на рынке. Более того, корпоративные ценности естественным образом формируют стиль коммуникации с клиентами и целевой аудиторией.
Существуют разные подходы к определению набора критериев, которые прослеживают влияние корпоративной культуры на эффективную деятельность организации. Американский исследователь В. Сате в своей модели определил сем главных критериев, по которым культура влияет на организационную деятельность: сотрудничество между отдельными лицами и частями организации; принятие решений; контроль; общение; лояльность организации; обеспечение сотрудников организационной средой; обоснование их поведения[15].
Первые три связаны с поверхностным уровнем корпоративной культуры, а следующие четыре связаны со вторым внутренним уровнем, который имеет «стоимостную» основу. Эффективность предприятия зависит от взаимодействия критериев.
В целом связь между культурой и производительностью предприятия отражена в моделях американского социолога Т. Парсонса. Модель основана на определенных функциях, которые должна выполнять любая социальная система, включая организации, чтобы выжить в конкурентной среде и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функции в аббревиатуре, давшие ей название – AGIL: adaptation (адаптация); goal-seeking (достижение целей); integration (интеграция) и legiacy (легитимность). По модели AGIL, любая организация для своего выживания и процветания должна иметь способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, а также добиваться выполнения поставленных целей, интегрировать свои части в единое целое и быть признанной людьми и другими организациями[16].
Влияние корпоративной культуры на деятельность организации рассматривается в единстве трех направлений.
Влияние корпоративной культуры на процессы роста в организации: коммуникационные процессы и коммуникационная деятельность; процессы принятия решений, карьеры и социализации; производственные и трудовые процессы.
Влияние корпоративной культуры на организационное поведение: поведение человека в организации – правила, формы общения (формальные и неформальные), приоритет личных или совместных интересов, отношение работника к предприятию, коллективизм или индивидуализм и т.д.; социально-психологический климат – психологические условия работы, символы и значимость статуса, наличие и частота конфликтов и т.д.: групповое поведение – отношение к власти, лидерские качества, принятые в команде и отношение к ним, сотрудничество между членами группы, возможность группового принятия решения и т.д.
Влияние корпоративной культуры на конкурентоспособность предприятия, среди потребителей, деловых партнеров, общественности.
Достижение главной цели корпоративной культуры является повышение работоспособности. Это связано с тем, что компетентные сотрудники могут выполнять работу на новом оборудовании, используя прогрессивный метод, генерировать новые идеи, творческие подходы.
Предпосылками для формирования корпоративной культуры на предприятии являются: осведомленность о ведущих ценностях, приоритетах, подходах, направленных на поддержку перспективной стратегии развития; изучение соответствия корпоративной культуры бизнеса.
1.3 Процесс формирования корпоративной культуры
Формирование корпоративной культуры – длительный и сложный процесс. Отметим основные его шаги: 1. определение миссии организации; 2. определение основных базовых ценностей; 3. формулировка стандартов поведения членов организации исходя из базовых ценностей; 4. описание традиций и символики, отражающих все выше перечисленное[17].
Все эти шаги и их результаты описывается в корпоративном руководстве. Этот документ особенно полезен в ситуациях приема на работу и адаптации новых сотрудников и позволяет сразу понять, насколько потенциальный сотрудник разделяет ценности организации.
В целом формирование корпоративной культуры, как процесс стратегических изменений (по Курту Левину), проходит последовательно несколько этапов: «размораживание» существующей корпоративной культуры – диагностика, исследование; «перевод в жидкое состояние» - планирование и проведение необходимых изменений; «замораживание» - закрепление результата[18].
При детальном изучении внутренней среды компании можно определить сразу несколько показателей гибкость или стабильность, динамизм или порядок и контроль, единство или соперничество, интеграция и объединение или дифференциация и разделение.
Как и в характере человека, где основой является сочетание нескольких типов темперамента, так и в корпоративной культуре компании проявляются несколько основных типов культуры.
Основные этапы процесса формирования корпоративной культуры организации: 1) сбор данных, описывающих состояние основных элементов конкретной корпорации; 2) качественный анализ степени прогрессивности основных элементов культуры корпорации, их соответствие признакам прогрессивной культуры корпорации; 3) установление перечня мероприятий, необходимых для формирования прогрессивной культуры данной корпорации; 4) обоснование и проектная проработка каждого мероприятия; 5) обоснование проектных параметров каждого мероприятия по трансформации элементов существующей культуры корпорации; 6) реализация на практике предложений по формированию прогрессивной культуры; 7) анализ эффективности предложенных мероприятий[19].
Но прежде чем начинать исследовать состояние корпоративной культуры необходимо изучить факторы, оказывающие влияние на ее формирование.
Первый фактор, который оказывает сильнейшее влияние на формирование корпоративной культуры – это культура руководителя (лидера)[20].