Файл: Функции операционных систем персональных компьютеров (Классификация ОС).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Архитектура ОС. Ее классификация и основные принципы работы
1.1. Архитектура и основной функционал операционной системы
2. Требования, предъявляемые к современным операционным системам
3. Основные операционные системы и их функционал
3.3 Операционная система Mac OS
Командный процессор DOS обрабатывает команды, вводимые пользователем. Командный процессор находится в дисковом файле COMMAND.COM на диске, с которого загружается ОС. Некоторые команды пользователя, например Type, Dir или Cop, командный процессор выполняет сам. Такие команды называются внутренними. Для выполнения остальных (внешних) команд пользователя командный процессор ищет на дисках программу с соответствующим именем и если находит её, то загружает в память и передает её управление. По окончании работы программы командный процессор удаляет программу из памяти и выводит сообщение о готовности к выполнению команды (приглашение DOS).
Внешние команды DOS – это программы, поставляемые вместе с ОС в виде отдельных файлов. Эти программы выполняют действия обслуживающего характера, например форматирование дискет, проверку дисков и т.д.
Драйверы устройств – это специальные программы, которые дополняют систему ввода-вывода DOS и обеспечивают обслуживание новых или нестандартное использование имеющихся устройств. Например, с помощью драйверов возможна работа с «электронным диском» т.е. частью памяти компьютера, с которой можно работать так же, как и с диском. Драйверы загружаются в память компьютера при загрузки ОС, их имена указывает в специальном файле CONFIG.SYS. Такая схема облегчает добавление новых устройств позволяет делать это, не затрагивая системные файлы DOS
3.3 Операционная система Mac OS
Mac OS X абсолютно новая версия операционной системы Mac OS, основой которой является свободное программное обеспечение, называемое Darwin. Darwin включает в себя ядро XNU, созданное с использование технологии Mach и стандартных сервисов BSD. Главным преимуществом данной технологии является то, что ее фундамент основан на всем известной системе UNIX, что обеспечивает новой Mac OS повышенную стабильность, многофункциональность, скорость работы, безопасность и надежность.
Все модификации операционной системы Mac OS X названы различными видами животных из семейства кошачьих. Начиная с версии 10.0 до версии 10.6, операционные системы носят имена: Cheetah (в переводе Гепард), Puma, Jaguar, Panther, Tiger, Leopard и самая последняя версия Snow Leopard (в переводе Снежный Леопард). Каждая из версий имеет свои улучшения и доработки, но всем им присущи общие нововведения, которые делают Mac OS X абсолютно не похожей на Mac OS 9, это привело к тому, что приложения, написанные для предыдущих версий Mac OS, не будут работать на Mac OS X. Изначально работа приложений, написанных под Mac OS 9, осуществлялась посредством виртуальной эмуляции, но со временем от этого отказались совсем.
Неоспоримым преимуществом визуализации графической оболочки Mac OS X является новый интерфейс пользователя, который носит название Aqua. Графический интерфейс Aqua создает иллюзию водной среды, с ощущением прозрачности, глубины и движения. Он остается практически неизменным во всех модификациях Mac OS X, но все это время не теряет своей актуальности и свежести решения. Aqua создан не только для красоты, но и для комфорта и удобства пользователей. Одним из нововведений является возможность складывать окна активных приложений в отдельные секции, которые при желании можно скрыть из зоны видимости, не давая им без необходимости заполнять полезное пространство рабочего стола.
В новой версии Mac OS X реализованы такие функции как, защита памяти, благодаря которой исключается зависание всей системы при сбое в работе одного из приложений, а также вытесняющая многозадачность и симметричная многопроцессорность. В Mac OS X реализовано динамическое распределение памяти, что позволяет выделять и освобождать память непосредственно в процессе работы программ. Это исключает появление сообщений «out of memory» и не требует корректировки количества доступной памяти для каждого приложения.
Лишним подтверждением того, что Mac OS разрабатывается в первую очередь для удобства пользователя, является автоматическая интеграция в сеть. Использование этой функции позволяет подключаться к сети интернет любым доступным методом соединения без дополнительных настроек со стороны пользователя. Новая технология энергосбережения позволяет компьютеру выходить из состояния сна практически мгновенно.
В Mac OS X реализована возможность многопользовательского доступа к данным, разграничены права доступа, повышена степень защиты информации пользователей, администрирование системы стало еще более простым, а интерфейс управления шрифтами и шрифтовыми наборами стал более удобным и гибким, к тому же Mac OS X теперь напрямую поддерживает такие форматы шрифтов как: TrueType, Type1 и OpenType. В системе Mac OS X теперь есть встроенная поддержка принтеров фирм Epson, Hewlett-Packard и Cannon.
Двухмерная визуализация и печать документов в Mac OS X организована с помощью технологии Quartz, которая использует уже ставший стандартным графический формат PDF, что обеспечивает расширенную поддержку шрифтов и другие графические возможности системы. Для работы с аудиоданными и видеоданными в Mac OS X используется запатентованная технология QuickTime, которая теперь интегрирована в систему, а 3D графика и игры реализованы с использованием технологии OpenGL.
Mac OS X значительно отличается от предыдущих версий Mac OS. Основу системы составила POSIX-совместимая операционная система Darwin, которая является свободным программным обеспечением. Её ядром является XNU (рекурсивный акроним от «Xnu is Not Unix» — «Xnu — не Юникс»), в котором используется ядро Mach и стандартные сервисы BSD. Все возможности Unix доступны через консоль.
Поверх этой основы, в Apple разработано много проприетарных компонентов, таких как API Cocoa и Carbon, Quartz.
Mac OS X включает множество возможностей, делающих её более стабильной, чем предыдущая версия — Mac OS 9.
В Mac OS X используется вытесняющая многозадачность и защита памяти, позволяющие запускать несколько процессов, которые не могут прервать или повредить друг друга. На архитектуру Mac OS X повлияла OpenSTEP, которая была задумана как портируемая операционная система. К примеру, NeXTSTEP была портирована с оригинальной платформы 68k компьютера NeXT, до того как NeXTSTEP была куплена Apple. Так и OpenSTEP была портирована на PowerPC в рамках проекта Rhapsody.
Наиболее заметным изменением стал графический интерфейс Aqua. Использование закруглённых углов, полупрозрачных элементов и светлых полосок также повлияло и на внешний вид аппаратного обеспечения первых iMac. Некоторым пользователям это не понравилось, они считали это непрофессиональным. Другие были довольны и считали это шагом вперёд. После выхода первой версии Mac OS X другие разработчики тоже стали использовать дизайн Aqua. Для предотвращения использования своего дизайна на других платформах Apple воспользовалась услугами юристов.
Mac OS X включает среду разработки программного обеспечения Xcode, которая позволяет разрабатывать программы на нескольких языках, включая Си, C++, Objective-C, Ruby и Java. Она поддерживает компиляцию в так называемые «универсальные программы» (Universal Binary), которые могут запускаться на нескольких платформах (x86, PowerPC), так же, как «fat binaries» использовались для запуска одного приложения на 68k и PowerPC платформах.
Основами Mac OS X являются:
- Подсистема с открытым кодом — Darwin (ядро Mach, набор утилит BSD).
- Cреда программирования Core Foundation (Carbon API, Cocoa API и Java API).
- Графическая среда Aqua (QuickTime, Quartz Extreme и OpenGL).
- Технологии CoreImage, CoreAudio и CoreData.
3.4 Операционная система WINDOWS
Windows («окна») – повсеместно распространенная, по существу, стандартная многозадачная операционная система для современных IBM – совместимых компьютеров. Существуют два главных её семейства: условно говоря, для домашнего использования (Windows версии 3.1, 3.11, 95, 98 и MillenniumEdition) и для профессиональных применений ( WindowsNT версий 3.5, 4.0, 2000 и ХР). Системы первого типа ставят, конечно же, не только на домашних компьютерах, но и в большинстве учреждений, фирм, институтов. NT же используют тогда, когда хотят создать локальную или глобальную сеть предприятия или учебного заведения (впрочем, тут у WindowsNT есть серьёзные конкуренты ) или когда необходимо обеспечить повышенную устойчивость системы, что, вообще говоря, желательно для всех, но для профессионалов просто жизненно необходимо.
С точки зрения приёмов работы, вида экрана и окон, кнопок и меню системы обоих семейств весьма похожи. Так что если вы умеете работать в Windows 95, то и в NT 4.0 у вас особых проблем не возникает . А если освоили Windows 98 и Ме , то в Win 2000 можете и вовсе никакой разницы не заметить
Нет, кое-что заметите: 98-й и Ме частенько зависают, выдают малопонятные сбои, после которых приходится перезагружаться, а 2k и ХР. этого ничего не делают.
Фирма Microsoft собирается постепенно перевести всех домашних пользователей на новую технологию (NT в переводе – NewTechnology), для чего, и созданы были системы Windows 2000 , а затем – ХР. Разработка «старой технологии» прекращена – за Millennium’ум ничего уже не будет.
Системы первого поколения (Windows 3.1 и 3.11, а также NT 3.5), весьма популярные середине 90-х годов, практически вымерли .
Операционная система Microsoft Windows для начинающих и не только
После того, как Джон Соша изобрел Norton Commander командная строка стала раздражать миллионы пользователей ПК, не знающих стандартных команд и параметров дисковой операционной системы. Вскоре в четвертой версии MS-DOS появилось нечто похожее на объектно-ориентированную оболочку -- DOS Shell. Но это программа как-то не прижилась. Можно сказать, что Windows -- это более чем просто операционная система, так как в ней вы можете работать, не вводя с клавиатуры умопомрачительные команды в назойливое приглашение, типа C:\. В Windows вся информация представлена в интуитивно-понятной графической оболочке таким образом, что пользователь персонального компьютера может работать эффективно, легко, без заучивания опостылевших директив и команд. Все, что вам нужно сделать -- это найти нужное приложение или документ и щелкнуть по соответствующему ярлыку клавишей мыши. Для упрощения поиска документов и приложений Windows предлагает пользователю так называемую концепцию рабочего стола. Рабочий стол в Windows есть некая модель поверхности обычного стола с документами и папками.
Преимущества и недостатки Windows .
Преимущества.
Удобство и поддержка устройств. Основное отличие программ для DOS и для Windows состоит в том, что DOS-программа может работать с аппаратными средствами компьютера (монитором, клавиатурой, принтером и т. д.) непосредственно минуя DOS (и, как правило, поступает именно таким образом), в то время как Windows-программа должна обращаться к внешним устройствам только через посредство Windows. Поэтому после установки в Windows драйвера, обеспечивающего поддержку данного устройства (то есть настраивающего Windows на особенности данного устройства) все Windows-программы могут работать с этим устройством. Это ликвидирует весьма болезненную для DOS проблему обеспечения совместимости программ с конкретными устройствами.
Программы (драйверы) для поддержки наиболее распространенных устройств входят в Windows, а для остальных устройств поставляются вместе с этими устройствами или контролёрами.
Единый пользовательский интерфейс. Windows представляет программистам все необходимые средства для создания пользовательского интерфейса, поэтому программисты пользуются ими, а не изобретают аналогичные собственные средства. Вследствие этого пользовательский интерфейс Windows-программ в значительной степени унифицирован, и пользователям не требуется изучать для каждой программы новые принципы организации взаимодействия с этой программой.
Поддержка масштабируемых шрифтов. В таких приложениях, как редактирование документов, издательское и рекламное дело, создание таблиц или презентаций и т.д., необходимо использование большого количества шрифтов – текстовых, заголовочных, декоративных, пиктографических и других, причем символы этих шрифтов могут потребоваться в самых различных размерах. Поэтому в Windows 3.1 была встроена поддержка масштабируемых шрифтов формата TrueType. Масштабируемые шрифты в (отличие от растровых) содержат не растровые (поточечные) изображения символов некоторого фиксированного размера, а описание контуров символов, позволяющие строить символы любого нужного размера. Поскольку изображения символов на экране и на печати формируется из одних и тех же контуров, содержащихся в шрифтовом файле, они, естественно, полностью соответствуют друг другу, что обеспечивает выполнение принципа WYSIWYG – что на экране, то и на печати.
Поддержка мультимедиа. Одним из усовершенствований Windows явилась поддержка мультимедиа. При подключении соответствующих устройств Windows может воспринимать звуки от микрофона, компакт-диска или
MIDI – синтезатора, изображения от цифровой видеокамеры или с компакт-диска, выводить звуки и движущиеся изображения.
Это открывает большие возможности для обучающих, игровых и других программ, позволяя
делать общение с компьютером более лёгким и приятным даже для непрофессионалов.
Многозадачность. Windows обеспечивает возможность одновременного выполнения нескольких программ и переключения с одной программы на другую.
Средства обмена данными. Для организации обмена данными между различными программами Windows предлагает следующие способы:
· Буфер обмена данными ( clipboard ): одна программа может поместить данные в этот буфер, а другая использовать данные из буфера (например, вставив их в документ);