Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Ежедневный складской учёт».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
Введение
Объектом исследования дипломного проекта является розничный магазин ЗАО «ТД Перекресток», а предметом исследования – учет товарно-материальных ценностей, а именно автоматизация выполнения задач менеджера склада.
Подсистема складского хозяйства используется для оптимизации всего комплекса складских операций, к которым относятся приемка и маркировка товаров, их расфасовка, выдача и выдача товаров в торговый зал, ведение точного контроля за наличием товара и логистикой. Для этого реализуются два модуля этакой системы: центральный склад и удаленный склад. А пользоваться такой системой будут товароведы и кладовщики.
Складским учетом товаров принято называть деятельность, связанную с отслеживанием поступления, хранения и выбытия товаров, и их оплатой[13].
В момент учета отслеживается поступление, движение по складу и выбытие с территории склада товаров в двух выражениях: натуральном и стоимостном, при этом используются данные товарных приходных и расходных документов. Каждое движение ТМЦ четко документируется.
Отпуск продукции реализован по накладным с указанием лица, которое получает товар, даты отгрузки, полного наименования, итогового количества и стоимости. В случае выявления бракованной продукции готовится акт на списание. Складские документы передаются в бухгалтерию, где их проверяют и либо ставят на учет, либо списывают с учета (для расходных документов).
Целью работы является проектирование информационной системы учета товарно-материальных ценностей для розничного магазина ЗАО «ТД Перекресток».
Задачами работы являются:
• Анализ бизнес-процессов компании, выделение процесса складского учета и обоснование необходимости его автоматизации;
• Анализ существующих разработок, выбор способа приобретения информационной системы;
• Обоснование проектных решений по видам обеспечения – программному, информационному, техническому;
• Описание используемых классификаторов;
• Разработка информационной модели;
• Описание входной, нормативно-справочной и результатной информации;
• Описание программных компонент информационной системы;
• Описание контрольного примера реализации проекта.
1. Аналитическая часть.
1.1 Выбор комплекса задач автоматизации.
Компания ЗАО «ТД Перекресток» (Х5; X5 Retail Group N.V.) представляет собой крупный и стабильный бизнес, возникший более 20 лет назад из предпринимательской инициативы построить в России компанию современной розничной торговли по аналогии с лучшими мировыми практиками; это бизнес, сохраняющий предпринимательский дух и роль драйвера отрасли.
В деятельности рассматриваемой компании можно выделить несколько уровней бизнес-процессов (Рис. 1.1):
- основные;
- обеспечивающие;
- бизнес-процессы управления.
Рисунок 1.1 Деятельность магазина
Основные бизнес-процессы — это те, которые приносят компании прибыль (Рис. 1.2):
- хранение и складирование товара.
- продажа товара;
- учет деятельности магазина;
- подготовка различных видов отчетности.
Рисунок 1.2 Характеристика основных бизнес-процессов компании
Обеспечивающие бизнес-процессы — это вспомогательные процессы, которые обеспечивают стабильную деятельность компании, но не приносят прибыль.
- Административно-хозяйственное обеспечение.
- Обеспечение безопасности.
- Юридическое обеспечение.
- ИТ-обеспечение и связь.
- Внутренний контроль.
- Бухгалтерский учет и отчетность.
- Другие (более 10).
Бизнес-процессы управления — вспомогательные процессы, с помощью которых осуществляется управление деятельностью компании и основными объектами:
- Стратегическое управление.
- Управление маркетингом.
- Управление рисками.
- Управление персоналом.
- Управление бизнес-процессами и развитием.
- Региональное управление.
- Другие (более 10).
Среди всего разнообразия процессов, происходящих в компании, выбираем для автоматизации процесс учета товарно-материальных ценностей как наиболее ответственный и в то же время неавтоматизированный.
В учет товарооборота на фирме занимающейся торговой деятельностью входит учет товаров на складе (на нескольких складах);
Основной задачей ставится правильная организация структуры хранения информации (т.е. структуры баз данных.), алгоритмов ввода, чтения, корректировки информации. А сама программа представляет собой справочную систем.
Предметной областью исследования является учет товарно-материальных ценностей, осуществляемых на предприятии.
Цели учета товарно-материальных ценностей заключаются в следующем:
• минимизация потери запасов в результате краж, злоупотреблений,
• порчи, непроизводительного расходования;
• обеспечение эффективного взаимодействия с другими отделами.
Характеристика существующих бизнес – процессов
Для анализа деятельности компании воспользуемся методологией IDEF.
Процесс учета товарно-материальных ценностей достаточно сложен, поэтому его можно разделить на ряд элементов (рисунок 1.3 и 1.4):
-
- заказ товарно-материальных ценностей;
- учет поступающих товарно-материальных ценностей;
- учет выданных товарно-материальных ценностей;
- учет списанных товарно-материальных ценностей;
- подготовка отчетов по движению товарно-материальных ценностей.
Рисунок 1.3 Характеристика процесса учета движения товарно-материальных ценностей
Рисунок 1.4 Декомпозиция процесса учета движения товарно-материальных ценностей
Рисунок 1.5 Декомпозиция процесса формирования отчетов
Рисунок 1.6 Декомпозиция процесса учета выдачи ТМЦ
Оценка товарно-материальных ценностей осуществляется каждый раз при его приеме на склад или выдачи со склада.
В результате деятельности лиц формируются следующие документы:
- Накладная на выдачу МЦ со склада;
- Накладная на получение МЦ со склада;
- Журнал актов списания товарно-материальных ценностей;
- Журнал движения товарно-материальных ценностей.
В настоящее время все данные документы заполняются вручную, без использования средств автоматизации.
В результате от сотрудников предприятия требуются большие затраты времени, имеет место нерациональное использование ресурсов, а также отсутствие хорошо спроектированного информационного хранилища. Исходя из этого, представляется целесообразным создание специализированной ИС, которая позволит автоматизировать операции, выполняемые в рамках рассмотренных бизнес-процессов. Ее внедрение будет способствовать созданию единой базы МЦ, стандартизации отчетности и экономии времени сотрудников.
1.2 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
Схема документооборота основных документов в процессе учета ТМЦ представлена на рис 1.7.
Очевидно, что для автоматизации необходимо использовать такие средства, как персональные компьютеры, принтеры, а также специальное программное обеспечение[2].
Оценим временные затраты на выполнение повседневных операций начальником отдела при учете ТМЦ.
Рисунок 1.7 Схема документооборота
Таблица 1.1
Существующие показатели
Действие |
Среднее количество за рабочий день |
Время, необходимое для выполнении одного действия, минут |
Общее время, минут |
---|---|---|---|
Учет поступления ТМЦ |
10 |
5 |
50 |
Учет плана внедрения |
10 |
10 |
100 |
Формирование нарядов на установку ТМЦ |
10 |
20 |
200 |
Закрытие нарядов |
10 |
15 |
150 |
Формирование ведомости учета ТМЦ |
10 |
5 |
50 |
Формирование отчетных документов |
10 |
10 |
100 |
Получение статистической отчетности за период (раз в неделю) |
0,14 |
60 |
8,4 |
ИТОГО, минут: |
658 |
В таблице 1.2 произведен расчет эффекта внедрения.
Таблица 1.2
Расчет эффекта внедрения
Действие |
Среднее количество за рабочий день |
Время, необходимое для выполнения одного действия, минут |
Общее время, минут |
---|---|---|---|
Учет поступления ТМЦ |
10 |
5 |
50 |
Учет плана внедрения |
10 |
10 |
50 |
Формирование нарядов на установку ТМЦ |
10 |
2 |
100 |
Закрытие нарядов |
10 |
15 |
20 |
Формирование ведомости учета ТМЦ |
10 |
1 |
150 |
Формирование отчетных документов |
10 |
1 |
10 |
Получение статистической отчетности за период (раз в неделю) |
0,14 |
1 |
10 |
ИТОГО, минут: |
340 |
Таким образом, ожидаемая экономия рабочего времени составляет около 320 минут (более 5 часов) ежедневно, что позволяет увеличить эффективность работы сотрудников ЗАО «ТД Перекресток».
Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Информационное обеспечение включает в себя данные, сохраненные в определенной форме для компьютерной обработки. Организационное и методическое обеспечение - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание работоспособности компьютера и ПО для получения необходимого результата.
Главной частью внутримашинного ИО становится информационная БД.
Информационная база (ИБ) представляет собой структурированную совокупность данных, хранимых в памяти ЭВМ в виде файлов, с помощью которых реализуются информационные запросы управленческих процессов и решаемых задач.
Есть несколько способов организации подобной базы:
• Связанные локальные файлы — реализуется при помощи пакетов прикладных программ;
• Встроенная БД — базируется на применении универсальных программных средств хранения, записи, поиска и поддержания актуальности данных, т.е. СУБД.
Организация локальных файлов так или иначе подразумевает дублирование данных в ИС, что ведет к несогласованности данных в разных приложениях, а также усложненным доступом к данным, поэтому зачастую используется только в специализированных приложениях.
Для нашего проекта информационная база реализована в виде встроенного информационного хранилища. Подобное расположение дает возможность объединять разные источники данных, управлять файлами разных форматов. Также очевидны преимущества применения в процессе размещения информации в таких базах данных:
• Полная совместимость данных;
• Соответствие данных текущему состоянию объекта;
• Увеличение скорости совместной обработки информации;
• Поддержание целостности данных.
База данных (БД)представляет из себя совокупность данных, позволяет отражать совокупность объектов и их отношений в указанной предметной области.
Главным способом реализации БД становится разработка централизованных и распределенных БД. Базовым критерием отбора метода организации ИБ остается стремление к минимальным трудовым и стоимостным затратам на создание структуры ИБ, ПО системы, структуры ведения файлов. Базируясь на этих критериях и необходимости реализации стабильности хранения данных используется централизованный способ создания БД.
По способу реализации связей между данными могут различать:
• Иерархическую модель;
• Сетевую модель;
• Реляционную модель.
Главными компонентами любой из представленных моделей становятся файлы или таблицы.