ВУЗ: Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова
Категория: Методичка
Дисциплина: Проектирование информационных систем
Добавлен: 18.10.2018
Просмотров: 917
Скачиваний: 10
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия
имени академика Д. Н. Прянишникова»
Кафедра Информационных технологий
и автоматизированного проектирования
Проектирование
информационных систем
Объектно-ориентированное проектирование ИС
Методические указания к контрольной работе 2.
Пермь 2016
Содержание
1. Цели и задачи контрольной работы
Выполнение контрольной работы должно способствовать:
-
закреплению, углублению и обобщению знаний, полученных студентами в процессе изучения лекционного курса по дисциплине «Проектирование информационных систем»;
-
развитию умений и навыков, полученных при выполнении лабораторных работ;
-
применению этих знаний, умений и навыков к решению конкретных проектных задач с позиций объектно-ориентированной технологии проектирования информационных систем;
-
развитию навыков работы со специальной литературой и навыков проектирования с использованием CASE-средств.
2. Тематика и содержание контрольных работ
Задание контрольную работу посвящено проектированию информационной системы (ИС). При этом предусматривается закрепление знаний и навыков системного проектирования с применением объектно-ориентированной технологии (ООТ) в рамках RUP (Rational Unified Process).
При выполнении контрольной работы студент должен:
-
выполнить системный анализ и анализ требований к создаваемой ИС, разработать модель предметной области, модель проектирования, модель данных и модель реализации;
-
оформить пояснительную записку и приложения (диаграммы, фрагмент кода шаблона для одного из прецедентов).
3. Задания для контрольной работы
Индивидуальное задание на контрольную работу складывается из основного варианта проектов ИС (таблица 1) и варианта предметной области, в которой должна функционировать информационная система (таблица 2).
Примечание: студенты заочной формы обучения индивидуально согласуют вариант предметной области с руководителем курсового проектирования.
Таблица 1
Основной вариант |
Разработка информационной системы для автоматизации процесса предметной области. |
Таблица 2
Вариант |
Предметная область |
1 |
Страховая медицинская компания. |
2 |
Диспетчерская учебного заведения. |
3 |
Агентство недвижимости. |
4 |
Букмекерская контора. |
5 |
Ателье. |
6 |
Компания по разработке программных продуктов. |
7 |
Кадровое агентство. |
8 |
Строительная организация. |
9 |
Ресторан. |
10 |
Отдел вневедомственной охраны. |
11 |
Библиотека. |
12 |
Мебельный центр. |
13 |
Гостиница. |
14 |
Компьютерная компания. |
15 |
Компания по предоставлению телекоммуникационных услуг. |
16 |
Управляющая компания ЖКХ. |
17 |
Авиакомпания. |
18 |
Автобаза. |
19 |
Рынок ценных бумаг. |
20 |
Туристическое агентство. |
21 |
Сервисный центр. |
22 |
Культурный центр. |
23 |
Больница. |
24 |
Автоцентр. |
25 |
Компания по оказанию услуг кабельного телевидения. |
26 |
Налоговая. |
27 |
Спортивный комплекс. |
28 |
Банк. |
4. Правила оформления пояснительной записки
Пояснительная записка выполняется на одной стороне листа бумаги формата А4. Общий объем не менее 25 страниц (без приложения). Все схемы, формулы, графики должны быть пронумерованы и снабжены подписями и ссылками в тексте. Оформление пояснительной записки должно соответствовать требованиям: ГОСТ 7.32-2001 СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
Материалы в пояснительной записке следует располагать в следующем порядке:
-
Титульный лист (приложение 1)
-
Содержание
-
Введение
-
Раздел 1. Системный анализ и анализ требований
-
Раздел 2. Модель предметной области
-
Раздел 3. Модель проектирования
-
Раздел 4. Модель данных
-
Раздел 5. Модель реализации
-
Заключение
-
Список использованных источников
-
Приложение (приложения).
Законченная пояснительная записка подписывается студентом. Изложение должно быть ясным и четким, без повторений. Следует избегать необоснованного использования в тексте пояснительной записки большого количества теоретического материала.
5. Правила оформления графического материала
Графическая часть проекта является не иллюстративным материалом, а технической документацией на разработанный студентом проект ИС. Графический материал, помещенный в пояснительной записке - по формату, условным обозначениям, шрифтам и масштабам должен соответствовать требованиям единой системы конструкторской документации (ЕСКД). При выполнении графического материала с использованием CASE-средства CaseBerry в нотации UML, этому международному стандарту.
6. Содержание контрольной работы
6.1. Введение
Введение (общим объемом не более 2 стр.) должно содержать общие сведения о проекте, его краткую характеристику, резюме. В нем необходимо отразить актуальность выбранной темы, цель и задачи, решаемые в проекте, используемые методики, практическую значимость полученных результатов. Во введении необходимо также перечислить вопросы, которые будут рассмотрены в работе, выделив вопросы, которые предполагается решить практически.
6.2. Системный анализ и анализ требований
При выполнении этого раздела в пояснительную записку включаются:
-
схема, позволяющая определить рамки системы;
-
перечень исполнителей и их задач;
-
перечень исполнителей и их задач на основе анализа внешних событий;
-
перечень элементарных бизнес-процессов и соответствующих им прецедентов;
-
все прецеденты в сжатом формате;
-
один прецедент в развернутом описании или «контрольный» прецедент (на примере которого будет выполнено ООП);
-
диаграмма прецедентов;
-
диаграмма последовательностей для сценария «контрольного» прецедента;
-
описания системных операций для «контрольного» прецедента;
-
дополнительная спецификация;
-
документ «Видение»;
-
документ «Словарь терминов».
Замечание: Все последующие диаграммы, входящие в состав моделей выполняются в CASE-средстве CaseBerry.
6.3. Модель предметной области
Модель предметной области отображает основные (с точки зрения моделирующего) классы понятий (концептуальные классы). Модель предметной области – это визуальное представление концептуальных классов или объектов реального мира в терминах предметной области. Другими словами, она представляет собой визуализацию понятий предметной области, напоминающую статическую модель сущностей предметной области.
Состав модели предметной области:
-
Объекты предметной области (или концептуальные классы);
-
Ассоциации между концептуальными классами;
-
Атрибуты концептуальных классов;
-
Модель предметной области.
Алгоритм построения модели предметной области состоит в следующем:
-
Отображение концептуальных классов в модели предметной области, а именно
- идентификация концептуальных классов;
- кандидаты на роль концептуальных классов.
-
Добавление ассоциаций (отражающих связи, для которых требуется выделение памяти).
-
Добавление атрибутов (необходимых для выполнения информационных требований).
6.4. Модель проектирования
Это набор диаграмм, описывающих логику проектного решения. Состав модели проектирования:
-
диаграмма последовательностей;
-
диаграмма кооперации;
-
диаграмма (программных) классов (и интерфейсов).
6.5. Модель данных
Включает схему базы данных и стратегию отображения объектов в необъектное представление. Модель данных необходимо построить в ERwin.
6.6. Модель реализации
Здесь также вставляются экранные формы приложения и схема взаимодействия уровней пользовательского интерфейса.
Состав модели реализации:
-
Выбор языка программирования;
-
Экранные формы приложения;
-
Схема взаимодействия уровней пользовательского интерфейса.
6.7. Заключение
Рекомендуется сделать выводы по контрольной работе, определить пути и направления дальнейшего совершенствования ИС.
6.8. Приложение
7. Список рекомендуемой литературы
-
Бугорский, В.Н., Соколов, Р.В. Сетевая экономика и проектирование информационных систем: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.
-
Грекул, В.И. Проектирование информационных систем: курс лекций: учебное пособие. – М.: Интернет-Университет Информационных технологий, 2008. – 304 с.
-
Калянов, Г.Н. CASE-технологии. Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. – 3-е изд. – М.: Горячая линия-Телеком, 2002. – 320 с.
-
Коваленко, В.В. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – М.: ФОРУИМ, 2011. – 320 с.
-
Кулямин, В.В. Технологии программирования. Компонентный подход. – М.: Интернет-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 463 с.
-
Емельянова, Н.З., Партыка, Т.Л., Попов, И.И. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2013. – 432 с.
-
Маклаков, С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. – М.: Диалог-МИФИ, 2003. – 432 с.
-
Смирнова, Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 512 c.
-
Соловьев, И.В., Майоров, А.А. Проектирование информационных системы: фундаментальный курс. – М.: Академический проект, 2009. – 398 с.
-
Орлов, С.А., Цилькер Б.Я. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. 4-е издание. Стандарт третьего поко ления. – СПб.: Питер, 2012. – 608 с.
-
Шевчук, И.С. Проектирование информационных систем: конспект лекций – Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2012. – 59 с.