Файл: ПРИЧИНЫ И ВИДЫ КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Классификация корпоративных конфликтов

Учитывая достаточно широкий концептуальный подход к собственно категории «корпоративный конфликт» представляется необходимым и методологически оправданным строить типологию современных корпоративных конфликтов (особенно в России) с использованием нескольких классификационных критериев.

Первый критерий – оценка корпоративных конфликтов по широте охвата им корпоративных отношений, формирующихся в связи с бизнесом и стратегическим управлением данной компанией. По этому классификационному признаку следует выделить:

  1. «внутренние» корпоративные конфликты, в которых участвуют классические участники акционерных отношений – или корпоративных отношений в узком смысле; это совладельцы компании и ее ведущие менеджеры;
  2. «внешние» корпоративные конфликты, участниками которых являются потенциальные инвесторы и соискатели должности единоличного исполнительного органа, а также различные стейкхолдеры[6].

Второй критерий – группировка корпоративных конфликтам по их конкретным участникам, использующая как базу первую классификацию.

«Внутренние» корпоративные конфликты представлены следующими группами:

  1. Конфликты между различными группами акционеров, например, между контрольными и миноритарными участниками компании, корпоративным центром вертикально-интегрированного холдинга, в состав которого входит данная компания и крупными «независимыми» акционерами компании, «старыми» акционерами, получившими права совладения компании в период первичной приватизации и «новыми» - приобретателями акций на вторичном рынке, между значимыми миноритарными акционерами, имеющими различные взгляды на перспективные направления развития компании, между акционерами, входящие в различные корпоративные альянсы;
  2. Конфликты между акционерами и дирекцией предприятия, например, между группой держателей доконтрольных пакетов акций и генеральным директором. Противоборство такого уровня типично для компанией с сильной диффузией акционерного капитала, характеризующейся отсутствием мажоритарного акционера[7];
  3. Конфликты между менеджментом – администрацией предприятия и сплоченным трудовым коллективом;
  4. Конфликты между арбитражным управляющим предприятия, находящегося на ранних стадиях процедуры банкротства, и акционерами компании.

В класс «внешних» корпоративных конфликтов входят следующие группы:

  1. Конфликты в формате «контрольные и надзорные государственные органы против акционерной компании в целом», основанные на систематических и часто труднореализуемых претензиях;
  2. Различные версии недружественных поглощений, основанные чаще либо на открытых претензиях потенциального инвестора на обладание контрольным пакетом акций вопреки намерениям его легального обладателя, либо на применении разного рода мошеннических схем отъема бизнеса (хищение «личного дела» предприятия из инспекции ФНС России по итогам представления контрафактных документов о реорганизации предприятия путем присоединения его к другому хозяйственному обществу, вывод объектов недвижимости посредством направленной в Федеральную регистрационную службу России подделанной купчей зданий и сооружений и т.п.);
  3. Конфликты между государством в целом как активным участником рынка капитала и компанией. Пример – «вызов» в региональную администрацию законного мажоритарного участника компании с изложением в ультимативной форме «мнения» о целесообразности уступки контрольного пакета акций «стратегическому партнеру региона»;
  4. Конфликты между органами управления управляющей организации, реализующей полномочия генерального директора данного акционерного общества и акционерами последней в ситуации невозможности оперативного принятия решения собрания о досрочном прекращении полномочий такой управляющей компании;
  5. Конфликты между жителями населенного пункта, в котором предприятия является «опорным» работодателем и налогоплательщиком, и дирекцией компании.
  6. Противоборство общественных объединений, пропагандирующих социально – значимые цели, реализации которых препятствует данная компания (экологические организации, пацифистские движения) и компанией, которая данных целей не признает.

Третий критерий – группировка корпоративных конфликтов по их основному предмету. Ключевые цели, реализуемые участниками наиболее распространенных акционерных конфронтаций таковы:

  1. Обретение контроля над предприятием с намерением сохранить его как бизнес. В этой группе оказывается значительная часть схем недружественного поглощения. Данная группа представлена двумя основными подгруппами:
    1. Спекулятивные проекты, ориентированные на так называемую «упаковку бизнеса» и последующую продажу его на рынке капитала или стратегическому инвестору
    2. Участие приобретенной в результате корпоративного захвата компании в конструировании вертикального или горизонтального холдинга
  2. Стремление приобрести права собственности на основные активы предприятия – цели, в числе которых земельные участки, здания, сооружения, оборудование, ценные бумаги;
  3. Завоевание места на рынке товаров, услуг, технологий и идей, занимаемого компанией – целью. Здесь в числе конечных целей фигурируют «захват бизнеса» или устранение организации - конкурента[8];
  4. Изменение управленческих технологий участия значимых акционеров, контрагентов компании или иных лиц в реальном распределении доходов компании;
  5. Обеспечение или расширение участия в теневом распределении доходов компании;
  6. Обоснованная защита прав участников корпоративных отношений в случаях их нарушения кем-либо из других агентов корпоративных связей;
  7. Увеличение процентного участия в капитале компании, обеспечивающего наращивание акционерной власти;
  8. Восстановление или упрочнение личного авторитета того или иного лица аппарата управления компании[9].
    1. Межличностные конфликты
    2. Борьба топ-менеджеров и «освобожденных» председателей советов директоров за неформальное лидерство и инициирование при принятии управленческих решений.

Определение типа возникшего корпоративного конфликта является очень важным звеном в цепочке его последующего урегулирования.

Корпоративные конфликты приносят обществу и государству непоправимый моральный и экономический ущерб. Уже вошли в ежедневную практику многочисленные судебные разбирательства относительно нарушения процедурных вопросов в ходе проведения собраний акционеров, совершения управленцами компаний противозаконных сделок по выводу активов предприятия, по непредоставлению информации акционерам о деятельности компании и др.

Вывод:

Таким образом классификация корпоративных конфликтов имеет множество различных критериев, на которые можно распределить конфликты. Так же разные авторы выделяют другие критерии для классификации, такие как: участники конфликтов, цели участников конфликтов, используемые участниками конфликта методы и друие. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время не создано единой классификации конфликтов и наиболее распространенным критерием классификации организационных конфликтов является масштаб.

3. Обнаружение корпоративных конфликтов

Древнегреческие философы считали, что причина возникновения какого-либо обстоятельства в жизни кроется в нас самих. Здесь так же стоит обратить внимание на менталитет участников экономических отношений в России, да и за рубежом, а так же не понятное бездействие государственных органов. Ничего нет легче, чем критиковать действующее законодательство. Основной опасностью открытой стадии корпоративного конфликта является его свойство разрушать корпорацию и расшатывать стабильность общества в целом. Это свойство корпоративного конфликта хорошо объяснимо с позиций синергетики.

Корпорация является открытой сложной системой, которая подчиняется закономерностям развития любых систем. Корпоративный конфликт для корпорации может стать точкой бифуркации, в которой корпорация становится чувствительной к мелким, незначительным в обычном состоянии возмущениям (флуктуациям), причем эффект, который они могут оказать, непредсказуем.

Особенности конфликтов в АО

Корпоративный конфликт в акционерном обществе может иметь самые разные причины:

- от спора между корпорацией и акционером, считающим, что ему неверно начислили или выплатили дивиденды


- до многолетнего конфликта между двумя основными акционерами, связанного, например, с разногласиями в порядке управления корпорацией, который сопровождается созданием параллельных органов управления, предъявлением множества разнообразных исков, применением обеспечительных мер, злоупотреблением правами и прочее.

Очевидно, что последствия для развития корпорации в первом и втором случаях существенно различаются. Если первый конфликт является относительно безопасным для существования корпорации, то второй создает угрозу, становясь точкой бифуркации с непрогнозируемыми для корпорации последствиями.

Это свойство конфликтов отмечают в литературе, подчеркивая, что если «конфликт не будет разрешен, или будет разрешен несвоевременно, это может причинить серьезный материальный и моральный ущерб его участникам, привести к уничтожению одной из сторон, негативно повлиять на стабильность в обществе».

Отмеченными разрушительными свойствами обладает не любой корпоративный конфликт в открытой стадии, а только имеющий некоторые отличительные черты.

Так, исследование практики российских корпоративных конфликтов, которые смогли привести к существенным изменениям в развитии корпорации, позволяет сделать вывод об обязательном наличии следующих общих черт:

1) в корпоративном конфликте оказываются задействованы все или большая часть субъектов корпоративных правоотношений;

2) интересы участников корпоративного конфликта противоречат друг другу, при этом удовлетворение какого-то или любого интереса участников конфликта противоречит цели корпорации;

3) существует такой потенциально возможный способ развития корпорации после разрешения корпоративного конфликта, который приводит к существенному изменению элементов корпорации как системы (состав участников, имущество корпорации, структура и состав органов управления, цели корпорации как социальной системы).

Такие корпоративные конфликты предлагается именовать системными, противопоставляя их частным — не носящим свойства угрозы стабильности корпорации.

Только системные корпоративные конфликты становятся точкой бифуркации для корпорации, тогда как могут возникать и протекать в стадии стабильного развития корпорации.

В связи с выявленными рисками системных корпоративных конфликтов для корпорации большое значение приобретает своевременное обнаружение корпоративных конфликтов в начале открытой стадии. Это дает возможность эффективно воздействовать на них правовыми средствами.


Кроме того, целесообразно было бы оценить перспективы и механизм предупреждения начала открытой стадии корпоративных конфликтов.[10]

Можно выделить следующие причины возникновения конфликтов:

- объективные

- субъективные

Объективной причиной возникновения корпративных конфликтов является отсутствие эффективных норм, обеспечивающих гарантии корпоративных прав акционерам и участникам хозяйственных обществ, несовершенно действующих механизмов применения юридической ответственности за нурушения корпоративных обязательств, а так же за действия по корпративному захвату бизнеса третьих лиц.

Субъективными причинами выступают стремление к экономическому господству, желание поглотить компанию-конкурента на соответствующем рынке, «сведение личных счетов» и т.д.

Любой корпоративный конфликт может иметь место при наличии спора (пробела) в области корпоративного права[11]. Конфликт интересов в корпорации связан прежде всего с отделением собственности от управления. Менеджеры в корпорациях далеко не всегда являются их собственниками. Интересы менеджеров заключаются в сохранении прочности своего положения, а их усилия сконцентрированы на оперативной деятельности корпорации. Несовпадение интересов менеджеров и собственников акций (долей) уставных капиталов, крупных и мелких акционеров (участников), топ-менеджеров и органов государства – основная проблема в корпоративных отношениях.

Не всегда удается осведомится о готовящемся корпоративном конфликте (споре) поскольку на ранних стадиях его легче разрешить. Обнаружение корпорацией или акционером (участником) готовящегося корпоративного конфликта (захвата бизнеса) возможно по определенным признакам или, проще говоря, по действиям (бездействиям), которые направлены на возникновение определенных правовых последствий:

  • Готовящаяся реорганизация корпорации;
  • Рассылка пустых бюллетеней для голосования акционерам (участникам) на общем собрании;
  • Косвенные иски;
  • Одобрение либо заключение экономически нецелесообразных договоров (купли-продажи акций и долей уставного капитала, ручательства, займа);
  • Инициирование поправок в устав общества;
  • Объявление о дополнительной эмиссии акций;
  • Уведомление об использования акционером (участником) преимущественного права покупки;
  • Обнаружение несоответствия данных у регистраторов относительно количества и владельцев долей и акций уставных капиталов;
  • Отказ общества от предоставления участнику (акционеру) сведений о деятельности корпорации.