Файл: Понятие и виды правосознания (Правовой нигилизм).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовая культура является явлением исключительно сложным по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она не упирается в знание законов, норм права, хотя и предполагает его в качестве главного условия. Правовая культура включает помимо правового сознания еще и уровень правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочнения правового порядка и законности.

В итоге стоит сказать, что наряду с обоснованно выделяемой стороной правовой культуры – знанием и соблюдением правовых норм – имеет важное значение ее содержание , заключающееся в том, что исполнение правовых норм служит охране и реализации объективно существующих классовых интересов.

Структура – это внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов[2]2. Структура всегда выступает как сумма элемен­тов и их взаимосвязей, как упорядоченность и организованность систе­мы, как характер, закон, способ связи элементов. Выделяют два элемента правосознания – это правовая психология и правовая идеология.

Правовая психология – это оценки, чувства, переживания, традиции, привычки, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Правовая психология является начальной ступенью правосознания, и она происходит на эмпирическом уровне и независимо от деятельности человеческого мозга . Правовая психология так же имеет свою структуру.

Самой изменчивой частью правовой психологии являются правовые чувства, переживания (эмоциональная сторона правовой психоло­гии). Правовые чувства всегда связаны с отношением граждан к праву, законности, с одобрением правовых действий или наоборот негодованием, с доверием или отсутствием его к правовым установлениям и всего правосудия. Они являются отражением на всякого рода события и факты правовой жизни общества. Зачастую причинами правовых чувств являются какие-либо события в правовой сфере жизни общества (нарушения законности, совершение преступлений.) Как правило правовые чувства выступают как психические переживания, которые рождаются в сознании человека по поводу того или иного общественного отношения, регули­руемого правом[3]1. Правовые чувства имеют самостоятельное значение. В правовых чувствах показывается в эмоциональной форме отношение индивидов к поступкам и действиям, установленными правовыми нормами.


Одной из главных сторон правовой психологии являются пра­вовые настроения. Правовые настроения могут подталкивать граждан к пра­вовой деятельности, соблюдению и уважению права или приводят к его нарушению. Правовые настроения накладывают существенный отпечаток на все поведе­ние граждан. Они отличаются от правовых чувств тем, что они носят более массовый характер, намного устойчивее, слабее проявляются. Правовые настроения могут быть не только как отдельный элемент, но как состояние правовых чувств, связанное с опре­деленным поведением индивидов. Эти настроения развиваются под влиянием разных факторов, хотя главная роль принадлежит социальному бытию. Однако большая роль здесь и субъективного фактора: соблюдение принципа равенства всех перед законом, успехи в укреплении законно­сти и правопорядка, активность государства и социума в борьбе с правонарушениями и т.п. Правовые настроения бывают оптимистическими и пессимистические.

Одними из главных элементов правовой психологии являются правовые пред­ставления. У индивидов всегда есть определен­ные представления о праве, правосудии, законности, преступлении, наказании и др. Поэтому этот элемент имеет очень важное значение для реализации норм права, а если у человека складывается не правильное представление о праве, например, только как о системе нормативно правовых актов, это не будет реализовывать дальнейшее развитие его представления о праве в целом, потому что человек перестанет интересоваться правом, так как он будет считать, что он все знает о праве.

В правовой психологии в одном ряду с чувствами, настрое­ниями, представлениями есть и другие элементы, такие как правовые эмоции, правовые навыки. Правовые эмоции – это выражение отношения субъекта к отражаемой действительности в форме положительного или отрицательного или смешанного проявления в виде печали радости восторга и т.д. Правовые навыки – затверженные стереотипы правового поведения.

Особенностью правовой психологии является то, что она возникает всегда как массовое правосознание, являясь продуктом прямой деятельности социальных общностей[4]1. Это имеет место в разных видах правовой деятельности граждан: в правовом творче­стве, в применении и исполнении права.

Второй уровень – правовая идеология. Это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, суждений, осуществляемое на рациональной основе, т.е. связано с логическим мышлением, с его формами, а не с чувственным опытом, который дан нам в ощущениях. Правовая идеология является систематизированным ядром всего общественного правосознания. В ней отражаются и обосновыва­ются интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-правовых средств в данном процессе. Правовая идеология выступает как концептуальная система идей отражающих действительность с определенной позиции[5]1.


Главными признаками правовой идеологии можно считать:

1. Концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей данного общества.

2. Выработ­ка ее идеологами (политиками, юристами, философами).

3. Целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через разные формы сознания, чтобы стать мо­тивом практической деятельности социума, народа. Правовая идеология не является непосредственным продуктом общества как правовая психология, а представляет собой результат сознательной, целеустремленной и организованной деятель­ности теоретиков.

В состав правовой идеологии так же входят элементы: понятие, суждение, умозаключение, принцип, теория, концепция и так далее. Большую часть определений этих элементов можно встретить в формальной логике, что показывает теоретический характер правовой идеологии.

Рассмотрим отличия и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Отличие правовой психологии от идеологии:

- Проявляется в том, что правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, то есть на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходит из рамок жизненного опыта субъекта. Правовая психология наиболее продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, так как субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для более глубокого изучения необходимо время.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем:

- Если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неточной, оторванной от реальности.

- Если выполнить предыдущую операцию наоборот, то правосознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми правовая психология сталкивается.

- Правовая психология очень важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на неисполнение. Только в единстве эти две сферы правового сознания со всех сторон показывают социальное бытие и оказывают большое воздействие на всю социальную жизнь общества


3. Виды правового сознания.

Разделяют два основных основания, по которым можно разделить правосознание на виды. Первое основание для классификации, в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. По этому основанию разделяют индивидуальное, групповое и правовое сознание общества. Второе основание, зависит от способа отражения, разделяют на обыденное и теоретическое или научное правосознание.

Мое мнение заключается в том, что существует два этапа существования социального правового сознания. Первый этап связан со становлением социального сознания. Второй этап связан с влиянием общественного правосознания на становление правосознания индивида. То есть первый этап связан с формированием правосознания социума и формирует его индивидуальное сознание. Другими словами общественное сознание это есть нечто абстрактное, и оно представляет собой не один какой-нибудь мозг, а как я думаю, наиболее устоявшиеся идеи, представления, концепции по поводу права и его институтов. В конечном итоге, можем сказать, что они обусловлены экономическим базисом, так как право явления надстроечные. И тогда общественное правосознание складывается из более общего отражения юридической реальности, свойственного основной части социума. Таким образом когда общественное сознание существует в обществе, то новые люди, которые появляются в данном обществе, они принимают эти общие черты отражения правовой действительности, навязанные им существующим государством и правом, но не целиком. В этом случае и проявляется влияние общественного правосознания на индивидуальное, то есть проявляется второй этап. В связи с этим и появляются разные мнения у ученых, одни видят, что общественное сознание имеет верх над индивидуальным, другие наоборот, что индивидуальное преобладает над общественным. Но не стоит идеализировать общественное и индивидуальное правосознание, так как социум не стоит на месте, он развивается и меняется (но это практически не заметно). Вместе с социумом развивается и изменяется и общественное правосознание. А так как источником общественного правосознания являются наиболее общие идеи, представления, концепции о праве и его институтах, и последние формирует индивидуальное правое сознание. Здесь мы видим несомненное влияние индивидуального правосознания на общественное. Вот так я вижу взаимодействие и взаимовлияние общественного и индивидуального правосознания. Отталкиваясь от этого можно уточнить понятия общественного и индивидуального правосознания. Так же стоит указать в этой системе роль группового правосознания. Группы индивидов появляются на основе общих интересов и потребностей, исходя из этого, правовое сознание у членов данной группы будет включать, те представления о праве и его институтах, которые наиболее схожи у членов данной группы. Правосознание людей этой группы отражает правовую действительность через призму своих потребностей и интересов, что и объясняет схожесть индивидуального правосознания и объединение в правовое сознание этой группы. При следующем рассмотрении каждого вида правового сознания, мы будем исходить из того, что общественное сознание уже сформировалось в социуме. Индивидуальное правовое сознание – это правовое сознание, которое принадлежит конкретному индивиду. Оно появляется в результате включения человека в систему общественных связей и осознание им группового и общественного правового сознания. Но общественное и групповое сознание воспринимаются с учетом жизненного опыта индивида. Не исключено влияние индивидуального правового сознание на групповое и общественное. Этот вид правосознания уникален и неповторим, но имеет конечное время своего существования, заканчивается со смертью индивида.


Групповое правовое сознание – такое правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу. Возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. И осознание правовой действительности преломляется через их потребности и интересы, этим и отличается групповое от индивидуального правового сознания.

Правовое сознание общества. В нем закрепляется типичные устойчивые взгляды на право и его институты, существующие в данном обществе. Лишь на этом уровне окружающая правовая действительность отражается в целом и все сторонне. Можно изобразить общественное сознание с помощью круговых схем Эйлера.

По способу отражения правовой действительности, как уже говорилось, выделяют обыденное и научное (теоретическое). Особенностью этих способов является то, насколько они связаны или нет с использованием научной методологии.

Обыденное правосознание происходит без использования научной методологии. Этот вид правового сознания присущ основной массе членов общества, поскольку они не имеют специальной юридической подготовки. Это отражение правовой действительности происходит стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой лишь иногда. Обыденное правосознание представляет отражение правовых явлений на основе опыта индивида. Наибольшее значение здесь имеет психические формы отражения, но не стоит отождествлять с правовой психологией. В обыденном сознании присутствуют элементы рационального и логического, т.е. элементы правовой идеологии. Так же необходимо указать, что этот вид правового сознания имеет разрозненный, хаотичный характер, наряду с правильными могут уживаться ошибочные взгляды и представления о праве и его институтах.

Главной особенностью теоретического правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Итогом этого отражения является получение научных знаний. Но не стоит так же отождествлять научное правовое сознание с правовой идеологией, т.к. присутствуют элементы чувственного, эмоционального сознания, такие как интуиция и другие. В рамках правовой идеологии не всегда достигаются научные знания, примером может служить теологические концепции.

Не маловажно указать на взаимодействие обыденного и теоретического правового сознания. Во-первых, общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Во-вторых, теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.