Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Малообеспеченные семьи как объект социальной работы
Глава 2. Социальная защита малообеспеченных семей
§1. Проблема законодательного обеспечения малообеспеченных семей
§2. Принцип адресности, содержание и особенности оказания адресной помощи малообеспеченным семьям
Глава 3. Поддержка малообеспеченных семей в Самарской области
§1. Положение семей в Самарской области
§2. Меры социальной поддержки малообеспеченных семей в Самарской области
Сохранены в полном объеме выплаты региональных единовременных пособий. Общее количество получателей этих пособий по сравнению с 2017 годом возросло на 5 % и составило 4996 человек.
В 2,1 раза по сравнению с 2016 годом увеличилась численность оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (4131 человек).
Получили развитие формы работы по раннему выявлению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в рамках международных проектов.
В результате указанных направлений деятельности в 2017 году в области снизилось число малоимущих семей с детьми.
В целях повышения престижа семьи и материнства, формирования общественного признания и высокого уважения к браку и родительству в 2017 году 11 достойных многодетных матерей награждены региональным почетным знаком «Материнская слава» с денежной выплатой в 50 тыс. руб. 33 семьям области были вручены медали «За любовь и верность».
В 2017 году 17 многодетных матерей, награжденных почетным знаком «Материнская слава», получили единовременную выплату к Международному дню семьи в размере 1,0 тыс. рублей.
В сентябре 2017 года была утверждена новая ДЦП «Реацентре Самарском» на 2018-2020 годы с общим объемом финансирования из различных источников 918,6 млн. рублей, из них на 2011 год 312,9 млн. рублей. Реализация её мероприятий будет способствовать решению задачи по повышению уровня жизни семей с детьми.
Заключение
В настоящее время в Российской Федерации наиболее острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, в стране наблюдается последовательное усиление расслоение населения по доходам и материальному обеспечению, носящее стихийный характер, поскольку до недавнего времени воздействие на него со стороны государства было малозаметно.
В настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Точкой отсчёта бедности является прожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточном минимуме Российской Федерации», он рассчитывается исходя из стоимости потребительской корзины с учетом суммы, затрачиваемой на обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.
Следовательно, основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущих групп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым.
Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств.
Однако адресность социальной помощи может привести к росту иждивенческих настроений. Предоставление адресной помощи исключительно на основании дохода ниже прожиточного уровня приводит к тому, что ее будут получать не только нетрудоспособные граждане, но и вполне трудоспособные. Поэтому система оказания адресной социальной помощи должна быть достаточно гибкой и продуманной, чтобы быть эффективной. Помощь необходимо предоставлять тем, кто не может самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией. Требуется выработать критерии предоставления адресной помощи, например состояние здоровья.
К определению понятия адресной социальной поддержки населения Россия пока лишь ограничилась декларацией о социальном государстве. Многие социальные гарантии права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, либо не обеспечиваются, либо действуют в усеченном варианте.
Таким образом, перед федеральной властью стоит задача путем межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения, уменьшению социальной дифференциации в интересах сокращения бедности. Предстоит повысить нормативно-методическую роль органов исполнительной власти, и прежде всего, Минтруда России, ответственного за разработку и доведение до регионов типовых методик адресного предоставления социальной помощи, оказание содействия местным администрациям в их практическом применении.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что такую проблему как бедность, в частности, бедность семей, можно и нужно рассматривать, анализировать со всех сторон. Бедность и социальное неравенство рассматривалось с древних времен и еще не одно десятилетие, а может и столетие уйдет на решение столь острой проблемы, которая стоит в нашем обществе. И остается только надеяться, что когда-нибудь в обществе не будет не одной семьи, которая оказалась на пороге бедности и нуждалась в поддержке…
В процессе подготовки работы были решены следующие задачи:
. Рассмотрена такую категорию населения, как семья и ее социальные проблемы.
. Изучена система государственной социальной поддержки малообеспеченных семей
. Проведен анализ системы адресной поддержки малообеспеченных семей в Самарской области.
Согласно результатам исследования, система социальной поддержки малообеспеченным семьям в Росси и Самарской области в частности, активно развивается.
Так, по итогам 2017 года адресная государственная социальная помощь (АГСП) была предоставлена 12,44 тыс. малоимущим семьям и 2,51 тыс. малоимущим одиноко проживающим гражданам (всего 40,6 тыс. человек) на общую сумму 166,28 млн. рублей. Размер помощи, полученной одной семьей за год, составил в среднем 11121 рубль, что выше, чем в 2016 году - 9852 рубля (+13%).
Вместе с тем, в условиях бюджетных ограничений и достаточно высокой доли малообеспеченного населения всё актуальнее более полная реализация принципа адресности. Поэтому перед подведомственными учреждениями стоит задача систематизации и активизации механизмов оказания социальной поддержки с учетом определения действительной нуждаемости клиентов и применения дифференцированных подходов.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в процессе подготовки исследования, доказана.
Список использованных источников
Официальные материалы
Конституция РФ (ред. от 28.12.2017г)
Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (действующая редакция 2017).
Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (действующая редакция 2017).
Закон Самарской области от 23.12.2004 № 550-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» // Самарский Вестник. - 2017. - № 246 (25 декабря). - С. 3. (с изменениями и дополнениями на 2017г)
Закон Самарской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Самарской области» // Самарский Вестник. - 2014. -№ 245 (24 декабря). - С. 7.
Книга
Книга одного автора
Абрамушкин Д.О. Что такое адресная помощь и как ее получить. // Законодательство.-2015.-№4.-С.18.
Голод, С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С.И. Голод // Социологические исследования, 2017. - № 1. - С. 75-79.
Басов, Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов, В.М. Басов, О.Н. Бессонова и др. - М. : Академия, 2015. - 288 с.