Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Введение
Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественнозначимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей.
Адаптация к школе это особо важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности всегда волнующа, а перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новые по сравнению с детским садом условия. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе.
Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких [25].
Дальнейшая успешность ученика во многом будет зависеть от того, как он начнёт учиться. Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия.
Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в первом классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть сущность процесса адаптации первоклассников к школе на основе изученной научной литературы.
- Выявить уровень адаптации первоклассников к школе.
- Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.
База исследования – МБОУ «Серебропольская средняя общеобразовательная школа» Алтайского края Табунского района, 1 класс.
В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение.
Практическая значимость – материал может быть использован в работе учителей начальных классов и другими специалистами общеобразовательных учреждений.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы задачи и цели исследования.
В первой главе представлены теоретические основы процесса адаптации, сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования, характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, факторы, влияющие на адаптацию детей к школе.
Во второй главе изучается уровень адаптации первоклассников к школьному обучению на основе диагностических методик изучения этого процесса, а также описаны педагогические условия адаптации первоклассников к школе.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
В приложении дается описание диагностических методик, использованных в работе, программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй школа!»
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
Термин «адаптация» произошел от позднелатинского «adaptio» (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни.
В биологии общая приспособленность живых организмов к условиям существования складывается из множества отдельных адаптаций самого разного масштаба. Все адаптации возникают в ходе эволюции в результате естественного отбора наследственных вариаций (мутаций) и их комбинаций. Эти мутации всегда возникают в любой популяции живых организмов в огромном числе, причём большая их часть не проявляется, а находится в генофонде в скрытом виде. Естественный отбор подхватывает оказавшиеся полезными в данных условиях наследственные вариации. Шаг за шагом, из поколения в поколение посредством преимущественного размножения особей – носителей таких полезных изменений новые свойства становятся характерными для вида. Так возникает адаптация [25].
Таким образом, адаптация – процесс, а так же результат приспособления строения и функции организмов и их органов к условиям среды обитания.
С философской точки зрения, адаптация – приспособление. Приспособление – изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения. Приспособление является непосредственным, если оно вызвано воздействием самих условий существования как таковых, и косвенным, если то, что не приспособлено к данным условиям, уничтожается путём отбора, а то, что приспособлено, «сохраняется». Приспособление является функциональным, если изменения жизнедеятельности организма способствуют изменению форм существования; обоюдным, если два различных организма или органа приспосабливаются друг к другу; пассивным, если в организме происходят изменения без его участия; активным, если приспособление имеет место благодаря деятельности организма; активистским, если среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления [24].
Способность живых существ приспособляться к условиям изменяющейся среды очень различна и может совсем отсутствовать. Превосходство человека над другими живыми существами и состоит как раз в том, что он обладает наибольшей способностью к приспособлению [6].
В социологии приспособление – это способность и стремление человека «принимать участие» в том, что делают другие, и подражать их движениям, жестам, мимике, манерам и поведению. Приспособление есть общение с другими «при осознании различия», без чего было бы невозможно существование отдельной личности и социальных групп [18].
С точки зрения психологии адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Понятие адаптация широко применяется в качестве теоретического понятия в тех психологических концепциях, которые, подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития швейцарского психолога Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания [8].
Сдвиги, сопровождающие адаптацию затрагивают все уровни организма: от молекулярного до уровней психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида [8].
В педагогике выделяют психическую и социальную адаптацию.
Адаптация психическая – явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
Адаптация социальная:
- активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими.
- оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в её ролевую структуру.
- процесс и результат освоения ребёнком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребёнка и его социального окружения – родителей, учителей, сверстников, других людей, всего социума.
Следствием адаптации является адаптированность – уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствие его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек может быть гармоничен, и адаптирован или дисгармоничен и дезадаптирован.
Адаптированности ребёнка может способствовать адаптивная модель школы и адаптивность образовательной среды.
Адаптивная модель школы – новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей разных возможностей и способностей вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.
Адаптивность образовательной среды – способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. Адаптивность образовательной среды для каждого ребёнка и взрослого проявляется в открытом и дружеском характере информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося; в полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления [15].
Определение понятия «адаптация» представляет собой сложную философскую и методологическую проблему.
На основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, все понятия адаптация могут быть объединены в следующие три группы:
- так называемые тавтологические определения, в которых понятие адаптация интерпретируется как буквальный перевод латинского «adaptio» в значении приспособления организмов к среде, то есть «адаптация – процесс и результат приспособления строения и функций организма к условиям среды»;
- определения через «главный признак». Здесь адаптация определяется через выраженность ключевого аспекта структурно-функциональной организации индивида. Эти ключевые аспекты выделяются на следующих уровнях: биохимическом, морфологическом, физиологическом, поведенческом;
- полисемантические определения, которые подчеркивают многозначный, многоаспектный характер самого явления адаптации, и прежде всего выделение адаптации как процесса и адаптации как результата.
Наиболее сложные и разнородные аспекты явления адаптации проявляются в многогранной человеческой деятельности, в которой можно выделить психофизиологические, поведенческие, когнитивные и субъектно-личностные компоненты адаптационного процесса [20].
Таким образом, адаптация - процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.