Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты внешней и внутренней среды организации
1.1. Понятие и состав внешней среды
1.2. Понятие и состав внутренней среды
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Кристалл Инвест»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Введение
Актуальность. Современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются
стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те
угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при
определении своих целей и при их достижении.
Цель работы – провести анализ внешней и внутренней среды ООО «Кристалл Инвест» и определить пути развития предприятия.
Задачи работы:
1) исследовать понятие и состав внешней среды организации;
2) рассмотреть понятие и состав внутренней среды организации;
3) дать краткую характеристику ООО «Кристалл Инвест»;
4) проанализировать внутреннюю среду ООО «Кристалл Инвест»;
5) проанализировать внешнюю среду ООО «Кристалл Инвест»;
6) определить пути развития предприятия.
Объектом исследования является ООО «Кристалл Инвест».
Предметом исследования является внешняя и внутренняя среда предприятия.
Научно-методической основой работы являются исследования в области менеджмента, маркетинга, стратегического анализа.
Источниками информации явились данные ООО «Кристалл Инвест».
Методы исследования: сбор и обработка экономической информации, методы стратегического анализа, анализ и оценка абсолютных и относительных величин.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты внешней и внутренней среды организации
1.1. Понятие и состав внешней среды
Изначально внешняя среда предприятия рассматривалась как уже заданные условия, которые руководитель предприятия не мог контролировать. Сейчас же внешнюю среду рассматривают как возможность, которая позволяет развиваться на рынке, постоянно выявляя угрозы и возможности, необходимые для достижения целей предприятия. Любое предприятие должно не просто приспосабливаться к внешней среде, предприятие должно искать возможности получения новых ресурсов из внешней среды[1].
Предприятию необходимо приспосабливаться к воздействию внешней
среды, в противном случае выживание предприятия ставиться под угрозу,
не говоря уже о его эффективности ведения деятельности. Внешняя среда
так же влияет на цели предприятия, его миссию и текущую деятельность.
Поэтому руководителю предприятия, следует здраво оценивать ситуацию и
не игнорировать влияние внешней среды[2].
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния[3].
Факторы влияния могут быть следующими:
1) экономические факторы;
2) правовые факторы;
3) политические факторы;
4) технологические факторы;
5) факторы социального характера;
6) природные факторы.
Данные факторы никак не зависят от деятельности предприятия, но они
оказывают очень сильное влияние на его нормальное функционирование и развитие, поэтому требуют особого внимания со стороны руководства. Однако воздействие этих факторов на различные предприятия может быть совершенно разное. Предприятие само определяет, какие факторы, и в какой
степени могут воздействовать на результат его деятельности, как в текущий
момент, так и в будущем. Предприятие должно проводить исследования и
разрабатывать конкретные методы для ограничения воздействия негативных факторов, которые влияют на его деятельность в большей степени[4].
Внешняя среда предприятия довольно разнообразна, поэтому учитывать все факторы нет смысла. Достаточно определить первоочередные проблемы. Для учета влияния на предприятие факторы внешней среды разделяют на две группы:
1) микросреда;
2) макросреда[5].
Следует учитывать и то, что факторам макросреды присуща непредсказуемость и неопределенность, что делает их более опасными, чем факторы
микросреды[6].
В последние годы во всем мире, в том числе и в России произошли значительные изменения условий, в которых существуют предприятия. Серьезные изменения внешней среды оказали серьезное влияние на управляемость предприятия, в связи с этим возросло число задач, многие из которых не могут решаться, исходя из полученного ранее опыта. Это повышает уровень неожиданности и может нанести непоправимый урон деятельности
предприятия.
Анализ предприятия дает время для составления плана непредвиденных обстоятельств. Это позволяет заранее спрогнозировать и предугадать возможные угрозы, разработать систему мер, которые помогут предотвратить надвигающуюся катастрофу и превратить угрозы в возможности.
Предприятие должно не только определять и оценивать все факторы
внешней среды, но и прогнозировать нестабильность будущего. Непредсказуемые изменения внешней среды могут нанести серьезный ущерб организации, что обязывает предприятие постоянно следить за всеми изменениями[7].
При анализе внешней среды предприятие может использовать концепцию «сильных и слабых сигналов» предложенную И. Ансоффом в работе[8].
Сильными сигналами является очевидная информация, на основании которой предприятие может дать оценку значимости факторов и принять соответствующие меры. Слабые сигналы представлены неочевидной информацией, которую можно охарактеризовать как неточную или как ранние проявления определенных факторов.
Внешняя среда предприятия является источником ресурсов, которые
предприятие использует в своей деятельности. Она также является как потребителем, так и оценщиком результатов деятельности предприятия. От
внешней среды зависит, выживет ли предприятие или погибнет, поскольку его продукция не будет принята, и доля рынка, которую сможет занять
предприятие[9].
Методы анализа внешней среды дают возможность предприятию оценить состояние и перспективы развития важнейших факторов, таких как
рынки, отрасли, поставщики, на те факторы, на которые предприятие не
имеет возможность оказывать влияние. Руководство должно определить
обладает ли предприятие нужными ресурсами, чтобы воспользоваться открывшимися возможностями. И сможет ли предприятие противостоять будущим проблемам, которые связаны с внешними угрозами[10].
1.2. Понятие и состав внутренней среды
Внутренняя среда предприятия включает в себя потенциал, который дает возможность существовать и выживать в определенном промежутке времени. К внутренним факторам, влияющим на деятельность предприятия можно отнести: наукоемкость производства и наличие экспериментальных производств; наличие непрерывных производств; тип производства в отдельной отрасли; влияние факторов сезонности; энергоемкость производства; уровень качества продукции; наличие вредных производств; уровень квалификации работников; износ оборудования; приближенность к потребительскому рынку[11].
Основу современного анализа внутренних переменных и окружающей среды организации составляет представление об организации как об открытой системе. Исходя из этой позиции, можно говорить о том, что между внутренней и внешней средой имеется множество связей, а также и внутренняя, и внешняя среда состоят из множества элементов[12].
Ситуационные факторы внутри организации являются внутренними переменными. Вследствие того, что организации являются системами, созданными людьми, внутренние переменные являются по большей части результатом управленческих решений. Однако это не свидетельствует о том, что внутренние переменные полностью контролируются руководством. В классическом представлении, изложенном в источниках литературы, внутренняя среда состоит из нескольких переменных. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимании руководства, это цели, структура, задачи, технологии и люди[13].
Согласно определению, организации - это группа людей с общими осознанными целями. Организация может рассматриваться, как средство для достижения целей, которое позволяет людям делать коллективно то, что они не смогли бы сделать в одиночку. Цель, в свою очередь, представляет собой конкретные конечные состояния или желаемый результат, которых группа стремится добиться, работай вместе. В процессе планировании разрабатываются цели, которые сообщаются всем членам организации. Таким образом, этот процесс является мощным механизмом координирования, который позволяет каждому члену организации знать, к чему необходимо стремиться[14].
Следующим важнейшим элементом является структура организации, которая представляет собой логические фиксированные взаимоотношений уровней управления и функциональных областей. Необходимо отметить, что построение этих взаимоотношений должно быть в такой форме, которая позволит достигать организацией ее поставленных целей наиболее эффективно[15].
Задача - это предписанная работа, серии работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее оговоренные сроки. Задачи являются производной из целей, конечным элементом ветвлении «дерева целей». Если рассматривать задачи с технической точки зрения, то необходимо отметить, что они предписываются не какому-то определенному работнику, а должности, которую занимает этот человек[16].
Еще одна из важных внутренних переменных – технологии. Значение технологии более широкое, чем предполагает большинство людей, олицетворяя технологию с чем-то, что связано с машинами и изобретениями. Следует отметить, что технологии и задачи тесно связаны между собой. Для того чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо использовать определенную технологию, которая является средством для преобразования поступающего на входе материала в форму, получаемую на выходе[17].
В ситуационном подходе к управлению существуют три основополагающих аспекта человеческой переменной индивидуальное поведение человека, поведение отдельных людей в группах, поведение менеджера, работа менеджера в роли руководители и его влияние на поведение отдельных лиц и групп.
Важными характеристиками для персонала могут быть предрасположенность, способности, одаренность, ожидания, восприятие, потребности, ценности, точка зрения, отношения. Кроме того, при организации деятельности персонала необходимо учитывать групповую динамику и влияние лидерства в организации[18].
Выводы
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния: экономические факторы, правовые факторы, политические факторы, технологические факторы, факторы социального характера, природные факторы.