Файл: Юридический состав и виды правонарушений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим перечень видов, а также порядок применения дисциплинарных взысканий к гражданским служащим по ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон, ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»)

В целом, перечень видов дисциплинарных взысканий, применяемых к гражданским служащим, совпадает с теми, которые применяются к работникам, осуществляющим деятельность по ТК РФ. Однако в пункте 3 указан вид дисциплинарного взыскания, который не применяется к работникам, действующим по ТК РФ, – предупреждение о неполном должностном соответствии.

Отметим, что порядок применения дисциплинарного взыскания к работникам по трудовому договору и гражданским служащим по служебному контракту, несколько различается. В частности, в Федеральном законе не указан срок для предоставления гражданским служащим объяснения. Также частью 2 статьи 58 Федерального закона установлено, что перед тем, как применить дисциплинарное взыскание, необходимо проведение служебной проверки, время проведения которой не засчитывается в месячный срок со дня обнаружения проступка, предоставленный для привлечения к дисциплинарной ответственности. Служебная проверка призвана к всесторонней и объективной оценке возникшей ситуации, установлению факта совершения дисциплинарного проступка, причастности лица к его совершению, причин, которые повлияли на совершение проступка и прочих фактов. Срок проведения служебной проверки – не более одного месяца со дня принятия решения о ее проведении. По завершении проведения служебной проверки составляется заключение по результатам служебной проверки, согласно которому будет сделан вывод о том, подлежит либо не подлежит привлечению к ответственности гражданский служащий.

Помимо указанного выше, отметим, что срок ознакомления гражданского служащего с актом о применении в отношении него дисциплинарного взыскания составляет не три, а пять рабочих дней.

В анализируемом законодательстве отмечено, что лица, привлекаемые к дисциплинарной ответственности, имеют право обжаловать соответствующие акты о привлечении к ней. Работник (ТК РФ) имеет право обжаловать дисциплинарное взыскание в комиссию по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в государственную инспекцию труда, а гражданский служащий может обжаловать дисциплинарное взыскание либо в комиссию государственного органа по служебным спорам, либо в суд (досудебное урегулирование спора не является обязательным).


Что касается перечня видов дисциплинарных взысканий, то здесь можно согласиться с мнением Е.В. Кирильчик, которая говорит о целесообразности их сокращения в отношении гражданских служащих до двух – выговора и увольнения.

Указанная выше позиция основана на оценке действующего законодательства и фактическом отсутствии различия в правовых последствиях применения замечания, выговора либо «предупреждения» о неполном служебном соответствии. Мнение о том, что замечание – это наиболее «мягкий» вид дисциплинарного взыскания, а «предупреждение» о неполном служебном соответствии либо выговор – более «жесткие» виды дисциплинарных взысканий не находит своего подтверждения в действующем законодательстве Российской Федерации.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

Основные положения, касающиеся порядка их применения в ТК РФ и ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» совпадают, за исключением некоторых особенностей, предусмотренных для лиц, проходящих гражданскую службу. Перечень действующих видов дисциплинарных взысканий, применяемых к гражданским служащим, целесообразно сократить до двух – выговора и увольнения. Отметим, что при применении дисциплинарных взысканий к лицам, осуществляющим трудовую деятельность в соответствии с ТК РФ, по аналогии также является возможным применение лишь двух указанных выше видов дисциплинарного взыскания.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Согласно ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Из приведенных определений можно увидеть, что административное правонарушение и преступление по своему характеру являются деяниями противоправными, виновными и наказуемыми. В совокупности эти признаки говорят о наличии сходных черт у преступления и административного правонарушения. Но существуют между ними и различия.

Преступление обладает таким признаком, как уголовная противоправность, административное правонарушение – признаком административной противоправности. Говоря другими словами, деяние признается преступным, только если оно запрещено уголовным законом (при этом, как известно, уголовное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации), а административным правонарушением признается только то деяние, которое запрещено административным законодательством (федеративным или региональным). Но следует отметить, что признак противоправности применительно к административным правонарушениям имеет свою специфику, так как большое количество данных правонарушений представляет собой нарушение определенных правил, которые содержатся в различных нормативных правовых актах (например, Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации).


Опираясь на виды противоправности, можно прийти к выводу, что за совершение преступления наступает уголовная ответственность (кроме случаев признания деяния малозначительным в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ, при которых применение уголовной ответственности исключаются и имеют место иные виды ответственности), а за совершение административного правонарушения наступают меры административной ответственности. Привлечение лица к административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения осуществляется на усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении.

При этом стоит отметить, что меры уголовной ответственности гораздо строже, чем меры административной ответственности. Некоторые виды административных наказаний (например, штраф, исправительные работы и арест), по своему содержанию являются схожими с одноименными уголовными наказаниями, но при этом не влекут таких правовых последствий, как судимость.

Судимость — это особое правовое положение лица, совершившего преступление, которое является следствием назначения ему уголовного наказания. Поэтому в случае освобождения лица от наказания лицо считается несудимым. Судимость указывает на то, что лицо уже наказывалось за совершение преступления, и влечет за собой ряд неблагоприятных уголовно-правовых и общесоциальных последствий для осужденного в течение срока, установленного уголовным законом. Продолжительность такого срока зависит от тяжести совершенного преступления.

Говоря о субъектах, которые могут применять (назначать) наказания, можно увидеть значительные отличия между преступлением и административным правонарушением. Так, лицу, которое совершило преступление, наказание может назначить только суд. Лицо, совершившее административное правонарушение, может подвергнуться наказанию не только судом, но и рядом должностных лиц и соответствующих государственных органов, которым дано право назначения такого наказания (например, инспектор ДПС).

Общественная опасность выступает одним из главных критериев отличия преступления от административного правонарушения. Тем не менее это не значит, что правонарушения являются неопасными, они являются вредоносными, то есть наносят определенный вред общественным отношениям, которые охраняются законом, но данный вред по своим количественным и качественным характеристикам не достигает уровня общественной опасности.


Стоит отметить, что одно и то же деяние в зависимости от последствий может квалифицироваться как преступление или как административное правонарушение. Например, ответственность за мелкое хищение предусмотрена административным законодательством, но в том случае, если причиненный ущерб превышает две тысячи пятьсот рублей, деяние будет квалифицироваться как кража, которая считается преступлением (ст. 158 УК РФ).

Объектом преступления могут являться социально более важные общественные отношения по сравнению с объектами правонарушений (например, жизнь человека, государственная безопасность и т.д.).

И наконец, субъектом преступления согласно УК РФ может быть только вменяемое физическое лицо, которое достигло установленного законом возраста. Субъектом же административного правонарушения исходя из ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ может быть как физическое, так и юридическое лицо, в некоторых случаях специальным субъектом административного правонарушения выступает должностное лицо, для которого предусмотрены специальные санкции и их размеры.

Таким образом, разграничение преступления и административного правонарушения можно произвести по следующим основаниям: объект правонарушения; субъект правонарушения; характер и степень общественной опасности; вид противоправности и меры ответственности за совершенное деяние; лица (органы), которые могут применить наказание к субъекту правонарушения; наступление или ненаступление общественно опасных последствий.

2.2 Отличие правонарушений от преступлений

Рассмотрим отличие административного правонарушения от преступления.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Согласно ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Из приведенных определений можно увидеть, что административное правонарушение и преступление по своему характеру являются деяниями противоправными, виновными и наказуемыми. В совокупности эти признаки говорят о наличии сходных черт у преступления и административного правонарушения. Но существуют между ними и различия.


Преступление обладает таким признаком, как уголовная противоправность, административное правонарушение – признаком административной противоправности. Говоря другими словами, деяние признается преступным, только если оно запрещено уголовным законом (при этом, как известно, уголовное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации), а административным правонарушением признается только то деяние, которое запрещено административным законодательством (федеративным или региональным). Но следует отметить, что признак противоправности применительно к административным правонарушениям имеет свою специфику, так как большое количество данных правонарушений представляет собой нарушение определенных правил, которые содержатся в различных нормативных правовых актах (например, Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации).

Опираясь на виды противоправности, можно прийти к выводу, что за совершение преступления наступает уголовная ответственность (кроме случаев признания деяния малозначительным в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ, при которых применение уголовной ответственности исключаются и имеют место иные виды ответственности), а за совершение административного правонарушения наступают меры административной ответственности. Привлечение лица к административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения осуществляется на усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении.

При этом стоит отметить, что меры уголовной ответственности гораздо строже, чем меры административной ответственности. Некоторые виды административных наказаний (например, штраф, исправительные работы и арест), по своему содержанию являются схожими с одноименными уголовными наказаниями, но при этом не влекут таких правовых последствий, как судимость.

Судимость — это особое правовое положение лица, совершившего преступление, которое является следствием назначения ему уголовного наказания. Поэтому в случае освобождения лица от наказания лицо считается несудимым. Судимость указывает на то, что лицо уже наказывалось за совершение преступления, и влечет за собой ряд неблагоприятных уголовно-правовых и общесоциальных последствий для осужденного в течение срока, установленного уголовным законом. Продолжительность такого срока зависит от тяжести совершенного преступления