Файл: Социальная политика государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В «Словаре социальной работы» Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться[1].

Социальное обслуживание населения – это совокупность социальных услуг населению, которые могут осуществляться как в домашних, так и в специализированных, государственных и муниципальных учреждениях.

По определению Национального стандарта Российской Федерации - трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, пре­клонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в се­мье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр. Право на социальное обслуживание в нашей стране имеют граж­дане Российской Федерации; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами Российс­кой Федерации[2].

С 1993 года в России сложилось несколько моделей социального обслуживания, которые потом были оформлены Законами Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения» и « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 года, согласно которым система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности, включая государственный, муниципальный и негосударственные секторы социального обслуживания.

Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения: структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).

Социальное обслуживание основывается на принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания.


Формально социальное обслуживание - это вид деятельности, осуществляемый через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления пациентам социальных услуг.[3]

Функциями системы социального обслуживания можно считать:

I группа: сущностно-деятельные (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);

II группа: нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Реализация этих функций связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Свойства социальных служб различаются в зависимости от целевой предназначенности, сферы существования и специфики контингентов клиентов социальных служб.

То есть, социальное обслуживание - это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных услуг.

С методологической точки зрения представляет познавательный и практический интерес уяснение сути понятия «социальные службы». В отечественной научной литературе социальная служба рассматривается обычно как организационная форма социальной работы.[4] При этом подчеркивается, что служба столь же сложна, как и то социально-пространственное образование, внутри которого она создается. Она многофункциональна и представляет собой определенную систему, элементы которой адекватно отражают все основные сферы жизнедеятельности населения.

В условиях современной России идет сложный процесс формирования новой системы социального обеспечения и защиты, нацеленный на переход от принципа государственных гарантий для всех к принципу адресной социальной поддержки. Важнейшим звеном этой системы является социальное обслуживание.

Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. По данным Минздрава, в России насчитывается около 5 тыс. социальных учреждений различного профиля, которые ежегодно оказывают помощь более чем 19 млн. человек, нуждающихся в социальной защите, из которых в стационарах проживают 370 тыс. человек, а 1,4 млн. человек предоставляются услуги на дому[5].

Сегодня значительная часть центров социального обслуживания — это многопрофильные учреждения, способные предоставить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и социально-правовые и другие услуги.


Система социальных служб включает государственную, му­ниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учрежде­ния и предприятия социального обслуживания, органы испол­нительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреж­дения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и други­ми негосударственными организациями и частными лицами[6].

Деятельность субъектов негосударственного сектора социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Учреждениями (социальными службами) социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

- комплексные центры социального обслуживания населения;

- территориальные центры социальной помощи семье и детям;

- центры социального обслуживания;

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- социальные приюты для детей и подростков;

- центры психолого-педагогической помощи населению;

- центры экстренной психологической помощи по телефону;

- центры (отделения) социальной помощи на дому;

- дома ночного пребывания;

- специальные дома для одиноких пенсионеров;

-стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

- геронтологические центры;

- иные учреждения, предоставляющие населению социальные услуги.

Организация и деятельность социальных служб базируется на примерных положениях о соответствующих учреждениях.

Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.


В федеральный перечень гарантированных услуг включены следующие виды:

1. услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания (материально-бытовые услуги; услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; организация получения образования инвалидами; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг);

2. услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; содействие в получении образования и профессии инвалидами; содействие в трудоустройстве и в организации ритуальных услуг);

3. дополнительные услуги, оказываемые отделениями помощи на дому (наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной до врачебной помощи; выполнение медицинских процедур и др.);

4. услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения. Предусматривается срочное социальное обслуживание, предусматривающее оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке (обеспечение одеждой, обувью, др.; оказание материальной помощи; содействие в предоставлении временного жилого помещения; обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; организация экстренной медико-психологической помощи; содействие в трудоустройстве; организация юридических и иных консультаций);

5. услуги, предоставляемые в полу стационарных условиях (отделениях дневного или ночного пребывания): услуги по организации питания, быта и досуга; социально-медицинские услуги; содействие в получении образования и профессии; правовые услуги.

На региональном и местном уровне принимаются свои перечни социальных услуг, которые должны содержать не меньшее количество услуг, чем в федеральном перечне.


Глава 2 Социальное обслуживание населения на примере организации досуговой деятельности людей пожилого возраста на примере г. Москвы

2.1 Изучение опыта социальной работы по организации досуга пожилых людей на примере «Дом ветеранов»

На сегодняшний день реализация культурно-досуговых потребностей граждан, в том числе и пожилых в городе Москва осуществляет ряд социальных институтов: театр, цирк, филармония, кинотеатры, музеи, парки, библиотеки, клубы. Сегодня следует констатировать, что организация досуга осуществляют и центры социальной работы различной направленности.

Изучая деятельность различных учреждений, призванных обеспечивать социально - психологическую помощь пожилым людям в городе Хабаровске мы охарактеризуем работу с пожилыми на примере федерального государственного бюджетного учреждения «Дом ветеранов»,

В доме ветеранов живут актёры, режиссёры и художники, участники Великой Отечественной войны, фронтовики, кавалеры боевых орденов, блокадники, узники нацистских и сталинских концлагерей. Каждый одинокий ветеран живет в отдельной комнате, куда при заселении по желанию привозится мебель из его дома. Супруги живут вместе. Такие комфортабельные условия жизни совершенно не похожи на условия в других домах престарелых, этот Дом - скорее пансионат, где все чувствуют себя очень уютно.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Дом ветеранов» Управления делами Президента Российской Федерации (далее - Учреждение) осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Управления делами Президента Российской Федерации и на основании настоящего устава.

Основными целями деятельности Учреждения являются оказание медицинских услуг, а также обеспечение проживания и создание наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности лицам пожилого и старческого возраста - бывшим работникам театров и театральных организаций по представлению Союза театральных деятелей Российской Федерации, ветеранам государственной службы в установленном порядке.

Реставраторы отмечают, что новый Дом ветеранов сцены стал уникальным музеем, который готов не только радушно встречать гостей, но и при этом активно эксплуатироваться проживающими в нем людьми. Заселение жильцов-ветеранов, временно отселенных в дом отдыха в Комарово, запланировано на конец июля – начало августа.