Файл: «Баланс как историческая категория»(Исторические аспекты формирования бухгалтерского баланса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Термин «баланс» (от лат. bilanx - две весовые чаши) означает равновесие, уравновешивание.

Назначение бухгалтерского баланса - итоговое обобщение информации бухгалтерского учета. Составлением баланса заканчивается процесс сбора информации об определенном периоде производственно-финансовой деятельности организации.

Самостоятельный бухгалтерский баланс согласно ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из признаков юридического лица, т. е. выполняет экономико-правовую функцию. Тем самым обеспечивается реализация одного из принципов бухгалтерского учета - имущественная обособленность хозяйствующего субъекта.

Существенное влияние на внутреннее содержание баланса оказывает сфера деятельности. По этому признаку формы баланса различаются в организациях, ведущих производственную деятельность, бюджетных организациях и банках. Но общий принцип построения бухгалтерского баланса сохраняется - раздельное отражение хозяйственных средств (активов) и их источников (пассивов).

Бухгалтерский баланс является способом группировки, обобщения и отражения в денежной оценке одновременно средств и источников этих средств предприятия на определенную дату. Он фиксирует на определенный момент фактическое финансово-хозяйственное положение предприятия, не показывая каких-либо изменений в нем в результате непрерывно протекающих хозяйственных операций и процессов. Баланс позволяет получить представление о материальных ценностях, о величине запасов, о состоянии расчетов, об инвестициях. На основании данных баланса оценивается финансовое состояние предприятия: платежеспособность, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, правильность использования собственных и привлеченных средств. Балансы являются важнейшей формой отчетности.

Основная задача бухгалтерского баланса - показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем, а также сумеет ли организация в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед третьими лицами - акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др. или ей угрожают финансовые затруднения. Данные баланса широко используются для анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими пользователями финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Он знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. По бухгалтерскому балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные денежные ресурсы и который отражается в виде чистой прибыли или убытка в балансе.


Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). При этом имущество может оказаться равным долгам, быть больше или меньше последних.

Структура и группировка данных баланса не раз претерпевала существенные изменения, но при этом всегда сохраняется балансовое равенство.

В России это равенство выглядит так:

АКТИВ = ПАССИВ.

В западной практике активы уравновешиваются с собственным капиталом и обязательствами, которые для удобства пользователей несколько трансформируются:

АКТИВ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ.

В основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств. В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике в России дается экономическая характеристика активов, обязательств и капитала.

Буквальный перевод терминов «актив» и «пассив» условно отражает характер учитываемых объектов: актив (от лат. activus - деятельный) показывает состав, размещение и использование средств; пассив (от лат. passivus - недеятельный) отражает источники средств по их составу, целевому назначению и принадлежности.

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления проектов ее хозяйственной деятельности, и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.

Значение бухгалтерского баланса столь велико, что его выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является отчет, т.е. совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоит в дополнении, расшифровке тех данных, которые содержатся в балансе; баланс - основа, вокруг которой группируются в качестве приложений к нему остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации.

2.2 Виды и формы бухгалтерских балансов, их классификация и особенности составления и оценки статей в зависимости от видовых отличий баланса


В бухгалтерском учете используется несколько видов балансов, которые можно классифицировать по различным признакам:

времени составления;

объему информации;

объекту отражения;

объему регулирующих статей.

Балансы могут различаться как номенклатурой статей, так и методами их оценки.

По времени составления балансы делятся на две группы:

составляемые в момент образования и в период текущей деятельности организации;

составляемые при преобразовании организации.

Балансы первой группы делятся на вступительные и текущие, балансы второй группы - на разделительные, объединительные, санируемые, ликвидационные.

Вступительный баланс составляют в момент образования предприятия. Составлением вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета в данной организации. В активе баланса отражается состав имущества, полученного предприятием при организации, в пассиве - источники образования этого имущества. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем все последующие балансы, которые отражают результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени. Разновидностью данного баланса является вступительный баланс функционирующего предприятия, образованное на условиях правопреемственности ранее действовавших. Следует различать балансы вновь создаваемых организаций и организаций, являющихся правопреемниками ранее действовавших. В первом случае бухгалтерский баланс будет достаточно простым (показываемая в нем имущественная масса окажется состоящей в основном из вкладов (денежных) и организационных расходов). Во втором случае отличие, например, от периодического баланса может быть обусловлено различиями в методах оценки и составе статей. Вступительный баланс такого предприятия обычно соответствует заключительному (ликвидационному) балансу реорганизованного предприятия. При этом уточняется ряд статей ликвидационного баланса.

На протяжении всей деятельности организации составляются текущие балансы. Эти баланс, в свою очередь, делятся на четыре вида.

Начальный баланс составляют в начале финансового года (календарного).

При составлении начального баланса следующего финансового года должно соблюдаться правило преемственности балансов: данные заключительного (исходящего) баланса предыдущего года являются начальными (входящими) данными для баланса следующего финансового года.

Промежуточный баланс составляют за отчетный период несколько раз в год.


В зависимости от периода составления он называется: квартальный баланс (за три месяца), полугодовой баланс (за шесть месяцев), баланс за девять месяцев. В промежуточных балансах указывают сведения нарастающим итогом.

Пробный (предварительный) баланс составляют заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества организации.

Баланс основан на фактических данных о состоянии хозяйственных средств (активов) и источников (пассивов) на определенный момент. В него также включается условная информация о хозяйственных операциях, запланированных на отчетный период.

Провизорный баланс используется для оценки финансового положения организации, которое может сложиться к концу отчетного года. По информации такого баланса можно проводить предварительный анализ экономического состояния, разрабатывать мероприятия для его улучшения.

Годовой баланс составляют в конце финансового года.

Годовой бухгалтерский баланс выступает в качестве как заключительного, являющегося завершением отчетного года, так и вступительного, служащего обоснованием для открытия счетов в новом отчетном году. Заключительный и вступительный балансы формально должны быть тождественны, так как только при этом условии обеспечивается выполнение одного из важнейших требований к бухгалтерской отчетности - преемственность балансов.

Данные баланса подтверждаются итогами полной инвентаризации по всем статьям баланса. Информация, содержащаяся в этом бухгалтерском документе, наиболее полно отражает экономическое состояние организации.

Промежуточный и годовой бухгалтерские балансы по форме могут не отличаться один от другого (как правило, используется одна и та же форма бланка). В то же время в технике формирования промежуточного (месячного, квартального) и годового бухгалтерских балансов существуют значительные различия.

При изменении статуса или организационного состава предприятия используются специальные балансы.

Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой доли капитала для образования новой организации.

Разделительный баланс составляют и тогда, когда в организации выделяется структурная единица и передается в подчинение другому предприятию. В таком случае баланс называется передаточным.

Соединительный (фузионный) баланс составляют при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо или при присоединении одной или нескольких структурных единиц одной организации к другой. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.


Санируемый баланс составляется в случаях, когда организация проходит одну из стадий банкротства - санацию. Санация (лат. sanatio - оздоровление) - это система мер, в период которой управление передается специально назначенным лицам, которые проводят мероприятия по предотвращению банкротства организации.

Санируемый баланс составляется с привлечением аудитора до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации, наиболее реально отразить все активы и пассивы для последующего заключения о возможности существования организации. В отличие от обычного, в котором отдельные статьи рассматриваются как реальные, в санируемом балансе указанные статьи могут не приниматься в расчет, либо подвергаться значительной уценке, если будет установлено, что их данные не отвечают действительности, например отдельные виды дебиторской задолженности.

Ликвидационный баланс составляют при ликвидации организации как юридического лица. В зависимости от периода процесса ликвидации можно выделить виды балансов:

вступительный ликвидационный баланс составляют на начало периода ликвидации;

промежуточный ликвидационный баланс составляют в течение периода ликвидации, иногда несколько раз. Количество балансов зависит от продолжительности периода ликвидации;

заключительный ликвидационный баланс составляют в конце периода ликвидации организации.

Ликвидационный баланс отличается от других балансов главным образом оценкой статей. Некоторые обычные для отчетного баланса статьи в ликвидационном балансе могут отсутствовать, например, бюджетно-распределительные статьи «Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов», в то же время могут появиться новые статьи, например стоимость репутации фирмы (гудвилл), стоимость патента. При ликвидации организации применяются специальные правила оценки имущества. Оно оценивается не как в обычном балансе, т. е. не по балансовой стоимости, а по цене возможной реализации. Экономическая суть ликвидационных балансов состоит в превращении актива баланса (условно или реально) в деньги по сложившейся на рынке конъюнктуре и сравнении активов с возможностью удовлетворения имеющихся обязательств.

Составлением ликвидационного баланса занимается ликвидационная комиссия после выяснения всех претензий кредиторов, возможной реализации имущества и урегулирования расчетов с дебиторами. К такому балансу должен прилагаться проект распределения активной массы между кредиторами в очередности, установленной законодательством.