Файл: Недостатки теорий происхождения права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Развитое или общегосударственное право

С развитием общество менялось и сознание людей. Все начали понимать, что сохранение мира дает выгоду всем проживающим на той или иной территории. Изменяется и представление о правителе государства.  Теперь глава государства не завоеватель и покоритель новых земель, а управитель государства, задачей которого является не завоевание новых земель, а сохранение мира и поддержка стабильности в стране, а также осуществления правосудия как одного из главных методов разрешения споров между людьми. Вследствие чего происходит значительное уменьшение влияния церкви на управление государством и рост бюрократического аппарата. Это приводит к значительным изменениям права. Появляется множество норм вносящие качественные изменения.  

Ранее законодательную функцию решали представители сословий, собиравшиеся для решения проблем и обсуждения важных вопросов. Теперь функцию законодательную стал выполнять и правители государства. Сначала их законы были лишь ответом на возникавшие проблемы. Но со временем начала расти интенсивность принятия законов не как фиксаторов древних традиций, а как способ поддержания мира и стабильности в государстве. Королевское (царское, императорское и так далее.) законотворчество стало четко выделяться из остальных функций королевской власти.  

Само право стало более сложным. Появилось четкое различие между уголовно-правовыми и гражданско-правовыми нормами. Законы получают определенную структуру и больше не находятся в перемешанном состоянии.  

На этом этапе появляются и нормы процессуального права, которые ранее носили формальный характер. Разрабатываются формы исков для определения правонарушений, устанавливалась единая процедура проведения судебных заседаний, введено судебное следствие, появляется перечень доказательств, которые рассматриваются в суде и другие.  

Право состоит из норм, которые теперь уже являются обязательными для тех людей, которым они адресованы, тогда как ранее субъекты сами решали, выносить ли свои обиды на разрешение суда. Однако степень обязательности правовых норм также может быть различной, и она зависит от того, насколько широк круг лиц, на которых распространяется та или иная норма. Таким образом, право приобрело универсальный характер и стало применяться независимо от желания субъектов.  

Судебная власть становится особой и самостоятельной ветвью государственной власти. В законодательстве устанавливаются принципы осуществления судебной власти, претворение которых в жизнь как раз и позволяет обеспечить определенную автономность судебной власти. К ним относятся:


  1. независимость судей и подчинение их только закону;
  2. несменяемость судей;
  3. неприкосновенность судей.

В обществе, где действует развитое право, правосудие осуществляют

профессиональные судьи. Для осуществления судейской деятельности предъявляются очень серьезные требования: наличие высшего юридического образования, соответствующего возраста для того, чтобы судья успел приобрести необходимые специальные знания и опыт, а также определенного стажа по юридической профессии.  

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии заявления истца, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающего перед судом на удовлетворении своих требований. Но другая сторона вправе приводить аргументы в свою защиту либо самостоятельно, либо используя специалистов в области права.  

Право в каждом государстве дифференцированно на самостоятельные и в то же время взаимосвязанные образования. Учёные выделяют нормами, институты, субституты, отрасли, подотрасли, которые объединены в ассоциативные группы, например, Охранительные и регулятивные, материальные и процессуальные. В этом случае идет речь о структуре права сформированного государством. Но ведь не только государство является субъектом правотворчества. Поэтому в зависимости от того, кто является субъектом правотворчества зависит и характер самих норм права. Развитое право можно разделить на 4 пласта.

  1. Права человека наиболее общие правовые нормы, являющиеся основой позитивного права. Права человека есть у каждого человека с рождения вне зависимости от его финансового и социального положения. Ранее права человека были в основном в виде идей. Теперь они закреплены в международных правовых документах.
  2. Под принципами права подразумеваются основные идеи, выражающие сущность права. Основой правотворчества государства, организаций и граждан являются принципа права. В законодательстве принципы права могут выражаться прямо либо косвенно. В качестве примера можно принципов права можно привести принцип равенства всех перед судом и законом, принцип гуманизма, принцип социальной справедливости и другие.
  3. Нормы, принятые на референдуме. Эти нормы относятся к нормам позитивного права. Они регулируют самые важные принципиальные вопросы жизни страны. Эти нормы зачастую являются основой для разработки принятий норм законодательными органами.
  4. Законодательные нормы разрабатываются и принимаются государственными органами. Помимо законов, принятых парламентом особое место занимают и подзаконные акты, которые регулируются принципом непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим. Поэтому номы законодательные также называют централизованными, так как содержание всех подзаконных актов как бы задается парламентом, центральным законодательным органом страны.

Эти шесть слоев можно сгруппировать и получить части структуры права. Права человека и принципы права образуют базис права. Нормы, принятые на референдуме и нормы, изданные государством, формируют публичное право. Корпоративные и договорные нормы формируют частное право.

Заключение

Развитие права сложный и многогранный процесс изучением которого занимаются ученые и философы уже не одно столетие, однако, этот вопрос до сиих пор является открытым.

Несомненно, на теориях возникновения права сказалось влияние философских и идеологических течениях своего времени, однако, среди них нет абсолютно неверных теорий. В каждой теории отражены свои объективные стороны или же представлена некая фундаментальная идея как, например, в теории естественного права, которая признавала естественные права человека.

Ученые и философы пытались создать едины теории, которые объяснили бы процесс возникновения права во всех странах. Однако очень сложно создать единую теорию, которая могла бы объяснить, как возникло и развивалось право, так как на государства и общества оказывали влияние различные объективные факторы, которые повлияли на развитие права. Поэтому я считаю, что лучше рассматривать этот процесс в каждом государстве и обществе отдельно.

Список использованных источников

1. Кашанина Т.В. — Происхождение государства и права: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 304с.
2. Марченко М.Н – Проблемы теории государства и права: учебник. – Москва: Проспект 2015. – 768 с.
3. Сырых В.М. – Теория государства и права: Учебник для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – м.: ЗАО Юстицформ, 2012. – 704с.
4. Мелехин А.В – Теория государства и права: учеб. — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с.
5. Исаев И. А.- История государства и права России: учебное пособие для бакалавров. – Москва: Проспект, 2014. – 336с.
6. Пиголкин А. С., Дмитриева Ю. А.- Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 744 с.
7. С. С. Алексеев – Государство и право: учебное пособие / С. С. Алексеев. – М.: Проспект, 2010. – 152 с
8. Оксамытный В.В. Общая теория государства и прав: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 511 c.
9. Червонюк В. И. Теория государства и права: учебник / В. И. Червонюк. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 704 с
10. Ильин И.А. – Теория права и государства [Электронный ресурс]/ Ильин И.А.— Электрон. текстовые данные. — М.: Зерцало, 2013.— 552 c