ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.08.2019

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информационные жанры радиожурналистики.


Система жанров складывалась на радио исторически. Некоторые  жанры перешли в радиожурналистику из системы печати, другие возникли и развивались уже на радио в силу его специфики.

Как и в печати, жанры радиожурналистики делятся на три основные группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.  При этом критерии разграничения жанровых групп, свойственные жанрам печати, сохранились. А вот сами радиожанры существенно отличаются и от жанров периодической печати.

Средство передачи информации на радио - звук (речь, музыка, шумы). Именно этот факт и обусловил как специфическое использование в радиожурналистике традиционных жанров печати, так и появление особых радиожанров (беседа, радиоперекличка, радиокомпозиция).

К информационным (новостным) жанрам радиожурналистики относят информационную заметку, радиокорреспонденцию, радиорепортаж и интервью.  

Как и в печати, новостные жанры радио имеют общую функцию - оперативно сообщать слушателям важнейшую информацию об актуальных или интересных событиях.


Информационная заметка -  основной жанр новостных радиопрограмм. Всегда связана с конкретным событием, сообщает аудитории новость или дополнительные сведения об известных событиях. Тематика информационной заметки весьма широка. Основные требования - точность, объективность, оперативность, актуальность. Для подготовки текста радиозаметки вполне годятся схемы построения новостных материалов, применяемые в печати. Однако есть и специфический прием - повторение сути сообщения. Радиослушатель не может вернуться к тому, что уже произнес диктор, поэтому повторение важнейшей информации в конце сообщения помогает ему понять и запомнить сказанное. Отсюда - особая композиционная схема. Например, “перевернутая  пирамида” для радио выглядит так:

 

 

ХЕДЛАЙН  -  ХЕДЛАЙН  - ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН

ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД

КОРПУС - КОРПУС - КОРПУС

КОРПУС ------ КОРПУС

КОРПУС

ХЕДЛАЙН – ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН – ХЕДЛАЙН

 

Такое построение может использоваться и в отдельном материале, и в радиопрограмме в целом:

 

АНОНС - АНОНС - АНОНС - АНОНС - АНОНС

НОВОСТНЫЕ               СООБЩЕНИЯ

по степени убывания значимости

                                  ------------------ // -----------------

                                       -------------- // -------------                                      

                                           --------- // ---------

                                                 ---- // ----

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ ГЛАВНОГО

 

 

Технические возможности радио позволяют достигать полной оперативности, то есть рассказывать о событии в тот момент, когда оно происходит. Наиболее полно это проявляется в радиорепортаже, но и в заметке активно используются приемы актуализации новости за счет подчеркивания оперативности сообщения. Многие радиозаметки начинаются, например, так: “Только что нам стало известно...”, “В эти минуты в Москве начинается матч...” и т. п.


Еще одна уникальная возможность радио - документальная звукозапись. В радиозаметке она чаще всего используется в виде речи участника (очевидца) события, логически продолжающей предшествующий дикторский текст.

Заметки пишут корреспонденты, а читают, как правило, дикторы. Этот факт вместе со спецификой восприятия информации аудиторией (на слух) обусловливает особые требования к языку радиозаметки. Суть их в том, что текст должен быть удобопроизносимым и полностью понятным.

Не следует:

- употреблять незнакомые слушателям слова. Если без этого нельзя обойтись - обязательно пояснить, расшифровать;

- усложнять фразы. Оптимальное количество слов в предложении - 10 - 12. Средняя фраза газетного сообщения превышает 20 слов и содержит несколько смысловых единиц, что оправдано - читатель всегда может приостановить чтение и вникнуть в смысл. Радиослушатель такой возможности лишен. Поэтому в радиозаметке лучше использовать простые предложения, каждое из которых логически продолжает предшествующее.

- употреблять аббревиатуры, сокращения.

На слух с трудом воспринимаются личные имена (особенно иностранные), должности, цифры. Чтобы облегчить их восприятие и запоминание, имена и должности можно повторять в различных формах, сокращения - расшифровывать, цифры - давать в сравнении с тем, что хорошо известно слушателю.


Радиокорреспонденция.  В печати корреспонденция относится к группе аналитических жанров. Радиокорреспонденция - жанр информационный, ее можно соотнести с расширенной информацией. Функция радиокорреспонденции состоит в том, чтобы более подробно, чем в радиозаметке, рассказать о событии и дать ему оценку. Нередко заметка и корреспонденция для радио готовятся одновременно - заметка для выпусков новостей, корреспонденция - как самостоятельный материал. Корреспонденцию, как правило, читает не диктор или ведущий, а сам автор - это повышает уровень достоверности. Иногда радиокорреспонденция строится как подробный, детализированный и хронологически последовательный рассказ о событии. В этом случае она напоминает газетный отчет. Другая схема предполагает условное разделение материала на два элемента - собственно сообщение о новости и авторский комментарий к ней. Такую разновидность радиокорреспонденции называют комментированной новостью.   


Радиорепортаж - наиболее специфический жанр радиожурналистики. Именно в нем особенно ярко реализуется способность радио рассказывать о событии в тот момент, когда оно происходит. Выполняя ту же функцию, что и газетный репортаж (оперативно, достаточно подробно и эмоционально сообщить об авторском видении неординарного события), радиорепортаж использует для этого собственные выразительные средства радио - слово, шумы, музыку.

Рассказ журналиста о событии по мере его развития с одновременной передачей в эфир называется прямым репортажем.           Именно этот вид репортажа развивался на радио до внедрения электромагнитной звукозаписи. И хотя современная техника позволяет радиожурналистам вести “репортажи” не выходя из студии, профессионал всегда понимает, что только прямая причастность репортера к событию создает ту эмоциональную искренность, адекватную происходящему динамичность, без которых слушатели никогда не ощутят эффект присутствия.


И все-таки необходимость записи репортажа на пленку есть. Во-первых, событие может происходить в то время, когда большая часть аудитории не слушает радио. Во-вторых, не всегда на освещение события можно выделить столько эфирного времени, сколько оно длилось в действительности. В таких случаях, перемещая событие во времени или сокращая его действительное время, журналист выбирает для монтажа самое существенное, динамичное, эмоциональное - те наиболее яркие фрагменты, совокупность которых воссоздаст достаточно полную картину происходившего.

Разумеется, такой репортаж уже нельзя назвать прямым - мы имеем дело не с реальным событием, а с его воспроизведением. Факты, отраженные в рассказе репортера, сжимаются, уплотняются, соединяются друг с другом путем исключения разделявших их промежутков времени.

Воспроизводимые фрагменты события соединяются не механически - журналист связывает их своим комментарием, описательным рассказом или иным способом.



Композиция радиорепортажа.  Вводная часть включает два обязательных элемента - мотивировка темы и описание места события. Мотивируя тему репортажа, журналист сообщает, о чем идет речь, объясняет значение события и определяет свою задачу. Описательный рассказ предполагает описание места действия, погоды, обстановки, внешности и настроения участников события. Основная часть - рассказ репортера о событии. Кроме речи автора, может содержать интервью с участниками и очевидцами, комментарии специалистов. В заключительной части автор подводит итог происшедшего, дает его оценку.

Репортажи о крупных, многоплановых событиях могут вести несколько репортеров. В такой ситуации особенно важно четко распределить их обязанности. Один журналист, например, может описывать развитие события, другой - комментировать и оценивать происходящее, третий - интервьюировать участников. Поочередное включение микрофонов позволит слушателям получить более полную информацию о событии.

Радиорепортаж функционирует как самостоятельно, так и в качестве составной части большой радиопередачи. При этом, однако, он полностью сохраняет свое основное качество - представляет собой достоверное отражение реального события, увиденного автором.      


Интервью.  Интервью, как и репортаж, пришло на радио из печатных СМИ. Используется и как самостоятельный материал, и как составная часть сложной радиопередачи (новостной программы, радиожурнала), и как  элемент другого жанра (репортажа, очерка).

В первом варианте интервью обладает композиционной и сюжетной завершенностью.

Композиция:

- вводная часть (мотивировка темы, представление собеседника, постановка задачи);

- основная часть (взаимосвязанные и взаимообусловленные вопросы журналиста в рамках определенной темы и соответственно ответы собеседника, освещающие тему);


- заключение (как правило, журналист напоминает, с кем и о чем шел разговор и повторяет основные выводы).

Совпадая с газетным по предмету отражения, по функции и другим критериям, радиоинтервью имеет специфические черты, обусловленные способом передачи информации. Так, журналист-газетчик сам излагает ответы собеседника. Даже диктофонная запись беседы, как правило, специально обрабатывается для печати. Радиоинтервью нередко идет в прямой эфир, то есть создается в тот момент, когда его получает слушатель.

Конечно, предварительная запись на пленку позволяет вносить в текст коррективы, например, изменить порядок вопросов, переформулировать некоторые из них, сократить затянутые ответы. Но и в этом случае радиоинтервью сохраняет голос, стиль речи, интонацию говорящего. Таким образом, если в газетном интервью важно, что  сказал собеседник, то в радиоинтервью - что и как  сказал.

 Следовательно, интервью для радио требует особенно тщательной подготовки. Чаще всего она проводится в форме предварительной беседы с интервьюируемым, во время которой выясняется его взгляд на обсуждаемую проблему, настрой на беседу, корректируются и уточняются вопросы, определяется их последовательность.

Интервью, использованное в качестве элемента сложной передачи или другого жанра, чаще всего не имеет композиционной и сюжетной завершенности и может существовать только в рамках целого.



3