ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.08.2019
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
14. Эссе как жанр публицистики: предмет, цели, функции, методы отображения действительности.
Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с ее изложением, ориентированным на массовую аудиторию. Основой жанра является философское, публицистическое начало и свободная манера повествования. Эссе относится к жанрам с нестрого заданными жанровыми характеристиками
Жанроопределяющим элементом эссе является процесс познания мира, отраженный в процессе самопознания личности»
Эссе характерны следующие особенности(Дмитровский):
1) подчеркнуто индивидуальная позиция автора, индивидуальный взгляд, субъективность в трактовке предмета;
2) самый широкий содержательно-тематический разброс – от науки до беллетристики (но при этом материалом произведения становятся лишь экзистенциально окрашенные впечатления и размышления автора – результат самоанализа);
3) свободная композиция;
4) стиль, ориентированный на бытовую, разговорно-непринужденную речь.
Предмет
Факты автор отбирает тщательно, рассматривает их, поворачивая, всесторонне, но интересует они его не сами по себе, не как разрозненные и единичные, а в сложной мыслительной взаимосвязи до тех пор, пока не приобретут новый, нужный ему, философски-обобщенный смысл
Функции:
-
информативная;
-
директивная (влияние);
-
фатическая (поддержание коммуникативных связей);
-
эстетическая (создание художественного эффекта);
-
экспрессивная (эмоционально-оценочное отношение).
Цель
В эссе предполагается, что читатель с предметом выступления уже знаком, , поэтому цель эссе –ознакомление читателя со своим, авторским видением уже известного. Исходя из выше сказанного, можно заключить, что эссе характерны личностный характер восприятия и освещения предмета речи, позволяющий увидеть новое в знакомом; повышенная модальность текста как отражение субъективности тех или иных авторских характеристик.
Виды эссе в зависимости от предмета
-
Публицистическое
-
Литературно-критическое
-
Искусствоведческое
-
Научно-популярное
-
Философское
А.Л. Дмитровский говорит, по крайней мере, о трех видах эссе:
-
познавательном (если духовной доминантой является теоретизм),
-
лирическом (эстетизм),
-
нравоописательном (этизм).
Масштаб охвата действительности
Глобальность помогает четче увидеть актуальные, быстротекущие события в системе более общих, более фундаментальных явлений, закономерностей.
А.Л. Дмитровский называет композицию эссе свободной, но при этом выделяет три формы композиционного построения эссе:
линейный тип,
циклический и
фрагментарный.