Файл: Шумилова. Письменные работы по основам тв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2019

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эльзы Шумиловой


Основы тележурналистики. Практическое №2

«Новейшая история отечественного телевидения»


3. Коммерциализация ТВ и ее последствия. Оценка качественного состояния ТВ (по материалам журнала «Журналист» и др. источникам)


«Журналистика – это и бизнес, и миссия.

Журналистика без бизнеса – банкротство, а без миссии – цинизм».

польский журналист Адам Михник


Коммерциализация телевидения - превращение телевидения в разновидность бизнеса, рост числа передач, скрыто или открыто рекламирующих товары, услуги, имидж определенной частной компании, выходящей в своей деятельности в области телевидения за рамки рекламы и спонсорства с целью извлечения прибыли из телевещания как из обычного бизнеса.


Последствия. Погоня за высокими рейтингами и прибылью приводит к неутешительным результатам:

- отказ от принципов независимой, объективной журналистики. Лоббирование интересов рекламодателя или акционера в итоге вызывает ущемление прав отдельных граждан, социальных групп на всестороннюю, объективную информацию, сокращение плюрализма мнений.

- нарушение свободы слова.

- снижение профессионального уровня тележурналистов и ведущих и снижение качества контента. Слухи выдаются за факты, инсценировки за действительные события, вчерашние факты за сегодняшние, видеозаписи за трансляцию, чужие кадры за собственные, а комментарий ведущего за всенародную точку зрения.

- персонификация новостей, которая сводит социально-политические проблемы к акценту на личности участника события или личности журналиста. Смещение акцента с сути происходящего на личность приводит к снижению внимания аудитории к общественной проблематики событий.

- снижение уровня объективности отражения событий, акцент на сенсационность.

- потеря нравственности, которая является следствием погони за эксклюзивом, фактами личной жизни, сценами насилия, сенсациями, которые могут поднять рейтинги. Нравственное нездоровье общества.

- повышение объема рекламы (как скрытой, так и явной).

- расширение информационного пространства: появление программ и телеканалов по тематическим (спорт, рыбалка, кино и другие хобби), гендерным (женские, мужские) и возрастным (детские) направлениям.

- распространение инфотеймента и увеличение доли развлекательного контента.


Таким образом, можно сказать, что коммерциализация привела к снижению качества контента телевидения как средства массовой информации. Телевидение всё чаще выполняет в основном развлекательную функцию, позабыв о других функциях журналистики.






Эльзы Шумиловой


Основы тележурналистики. Практическое №6

«Типология жанров на телевидении»


Практическая часть. Проанализируйте программу выбранного телеканала в прайм-тайм. Определите, к каким жанровым группам принадлежат материалы, каково их соотношение в программе. Чем отличаются друг от друга жанровые структуры программы различных телеканалов?


Анализируемый отрезок времени - с 17:00 до 22:00. Для анализа были выбраны три федеральных ТВ-канала, имеющие самый высокий рейтинг (НТВ, Первый, Россия 1) и один местный городской ТВ-канал (Мой город). Ниже приведена программа на будний вечер (вторник).


НТВ

Первый


Россия 1

Мой город


Канал «НТВ» в прайм-тайм предлагает зрителю в основном развлекательный контент, который не относится к деятельности журналистов. Сериалы «Литейный», «Другой майор Соколов», «Пятницкий» сняты в одной криминальной тематике, которая является визитной карточкой канала, видимо, за ней и приходит зритель по вечерам. Между картинками про стрельбу и преступников зрителю дают немного информации о событиях в мире и стране. Час идет ток-шоу «Говорим и показываем», где Леонид Закошанский с гостями в студии поднимает остро-социальные проблемы. Программа сочетает в себе информационную и развлекательную функции. Еще сорок минут отведено информационной программе «Сегодня», создающей картину завершающегося дня. Выполняет информационную функцию.


«Первый канал» делает ставку на развлекательные программы своего производства, а не сериалы. В прайм-тайм канал сочетает программы, которые выполняют развлекательную и информационную функции. «Наедине со всеми» - программа в жанре телевизионного интервью с известной личностью (развлекательная). «Вечерние новости с субтитрами» - формирование картины дня (информационная). «Давай поженимся!» - ток-шоу о поиске второй половинки, существующее на канале не первый сезон, с высокими рейтингами (развлекательная). «Пусть говорят» - ток-шоу со звездой телеканала Андреем Малаховым, где в студии он вместе с гостями обсуждает резонансные события (информационно-развлекательная). «Время» - традиционная новостная программа (информационная). Цикл журналистских программ в прайм-тайм завершает сериал («Петля Нестерова»).


«Россия 1», которая славится своими мелодрамами и сериалами, заставляющими замереть у экранов женскую половину России, в прайм-тайм пытается завоевать аудиторию по-другому. Основу вечернего эфира составляют информационные программы, которые выходят за вечер по два раза. «Вести» рассказывает о событиях в России и за рубежом, а «Местное время. Вести-Кузбасс» - о жизни в области. В центре вечера – ток-шоу «Прямой эфир» с самыми громкими обсуждениями общественных проблем (развлекательная). Традиционной для канала является программа «Спокойной ночи, малыши!». Стоит сказать, что это единственный общественно-политический канал, который транслирует детскую программу (пусть и 10ти минутную) в прайм-тайм. Нерушимая традиция. Бантиком прайм-тайма становится рейтинговый сериал «Тайны следствия», который выходит в эфир уже много лет и неизменно собирает у экранов большую аудиторию.



Региональный канал «Мой город» не отстает от федеральных старших братьев. Прайм-тайм начинается с сериала «Море. Горы.Керамзит», далее эфир продолжают программы, созданные телеканалом. Стоит отметить, что большинство программ, на мой взгляд, в первую очередь, к сожалению, выполняют рекламную или имиджевую функцию. «Телегид» рассказывает о товарах города аж два раза за вечер (рекламная). В программе «Скоро новый год» зрители увидят, как местные жители в рамках городского конкурса украшают свои дворы к празднику, строят снежные городки и делают город еще красивее (имиджевая, информационная). «Наш бренд» представляет основных представителей бизнеса нашего города (имиджевая, рекламная). Нетрадиционная для прайм-тайма программа «Кем быть?» - о профессиях и профессионалах, которая направлена на профориентацию молодежи (познавательная, информационная). Изюминка вечера – реалити-шоу о боксе «ШоуБой», зрелище не для слабонервных, которым канал очень гордится (развлекательная). Канал не отходит от традиций и вечером выпускает в эфир новостную программу «Новости» о событиях города (информационная). Новости моего города сменяются спортивной темой. «Хроника кузбасского спорта» рассказывает о спортивных достижениях и развитии спорта в области (информационная, имиджевая).


Подводя итог, можно сказать, что все каналы в прайм-тайм используют два основных жанра: выпускают информационную программу и какое-либо развлекательное ток-шоу. Соотношение развлекательного и информационного контента на разных каналах варьируется в большую или меньшую сторону в зависимости от потребностей целевой аудитории. «Первый» умело сочетает и то, и другое. «Россия 1» за день сполна накормив зрителя сериалами по вечерам выдает большую порцию новостной информации. Смотря «НТВ», сразу и не разберешься, где правда, а где вымысел, поскольку развлекательный и информационный контент зачастую имеет криминальную тематику. «Мой город» при внешнем программном сходстве с федеральными каналами старается создать положительный образ города и региона в целом, да еще к тому же при этом заработать на рекламе, что, на мой взгляд, негативно сказывается на контенте (для меня он неинтересен).




Эльзы Шумиловой


Основы тележурналистики. Практическое №5

«Журналистские «амплуа» на телевидении»


Практическая часть. Таблица. Приведите примеры разных «амплуа» журналиста (не менее 5-ти имен), основываясь на российской телевизионной практике.


«Амплуа» журналиста

Пример

Репортер (корреспондент)

Аркадий Мамонтов, Александр Рогаткин, Александр Бузаладзе, Евгений Попов («Специальный корреспондент» Россия1), Жанна Агалакова (спецкор в Париже «Новости», Первый), Клим Санаткин («Новости» Первый), Евгений Ксензенко (спецкор во Франции, РенТВ), Константин Гольденцвайг (спецкор в Германии, НТВ), Алексей Стоянов («Местное время. Вести-Кузбасс» Россия1/24)

Комментатор (коммуникатор)

Михаил Леонтьев («Однако» Первый), Ирада Зейналова («Воскресное «Время» Первый), Дмитрий Киселев («Вести недели» Россия1), Андрей Добров («Добров в эфире» РенТВ), Анатолий Вассерман («Открытым текстом» РенТВ), Михаил Шевченко («Точка» НТВ) Андрей Андреев («События недели» Вести-Кузбасс. Россия1/24)

Обозреватель

Алексей Пиманов («Человек и закон» Первый), Иван Ургант («Вечерний Ургант» Первый), Митрополит Кирилл («Слово пастыря» Первый), Вадим Такменев («Центральное телевидение» НТВ), Игорь Виттель («Обозреватель недели» РБК), Владимир Кондратьев (полит. обозреватель НТВ), Алексей Пушков («Постскриптум» ТВЦ), Александр Гаврилов («Афиша» Культура), Сергей Кудряшов («Власть факта» Культура)

Интервьюер

Владимир Познер («Познер» Первый), Борис Ноткин («Приглашает Борис Ноткин» ТВЦ), Татьяна Пушкина («Две жены» Россия1), Тимур Кизяков («Пока все дома» Первый), Юлия Меньшова (Наедине со всеми» Первый), Борис Берман и Ильдар Жандарев («На ночь глядя» Первый), Ирина Муромцева («Гости по воскресеньям» Первый), Андрей Макаревич и Иван Ургант («Смак» Первый), Олеся Судзиловская («Субботник» Россия1), Ксения Собчак («Собчак живьем» Дождь), Татьяна Толстая («Школа злословия» НТВ), Дарья Спиридонова/Златопольская («Белая студия» Культура), Андрей Андреев («Полит-чай» Вести-Кузбасс Россия1/24)

Модератор

Владимир Соловьев («Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» Россия1), Андрей Малахов («Сегодня вечером» Первый), Глеб Ворошилов (голос «Что?Где?Когда?» Первый), Валерий Фадеев, Петр Толстой («Структура момента» Первый), Александр Гордон («Закрытый показ» Первый), Юрий Вяземский («Умницы и умники» Первый)

Шоумен (ведущий ток-шоу)

Андрей Малахов («Пусть говорят» Первый), Лариса Гузеева («Давай поженимся» Первый), Александр Васильев («Модный приговор» Первый), Юрий Вяземский («Умники и умницы» Первый), Иван Ургант («Вечерний Ургант» Первый), Борис Корчевников («Прямой эфир» Россия1), Леонид Закошанский («Говорим и показываем» НТВ) Лолита Милявская («Лолита» НТВ)

Ведущий информационной программы (информатор)

Дмитрий Борисов, Екатерина Андреева («Новости», Первый), Дмитрий Смирнов («Вести. Дежурная часть» Россия1), Николай Петров и Татьяна Мирошникова («События», «Московская неделя» ТВЦ), Эрнест Мацкявичюс, Марина Ким, Татьяна Ремезова («Вести», Россия1), Лилия Гильдиева, Дмитрий Завойстый («Сегодня» НТВ), Максим Ушев, Надежда Силина, Андрей Свиридов, Наталья Преловская («Местое время. Вести-Кузбасс» Россия1/24), Дмитрий Козачинский, Анна Морозова («Другие новости» СТС-Кузбасс)