Файл: Литературный процесс (1 вопр).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2019

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый билет

Вторая треть ХIХ в. (1840—1860 гг.) — один из самых яр- ких и насыщенных периодов в литературно-общественной и духовной жизни России. Начало его связано с идейными искания- ми в русском обществе, спорами славянофилов и западников об историческом развитии страны, с проникновением и распро- странением идей утопического социализма, упрочением позиций реализма (возникновение «натуральной» школы) и началом литературной деятельности почти всех великих русских писателей, от А.И. Герцена и до Ф.М. Достоевского. На середину и конец этого периода пришлись такие исторические события, как Крымская война, позорно проигранная Россией, подготовка и проведение разного рода реформ — военной, судебной, земской и др., важнейшей из которых стала крестьянская реформа. Борьба, развернувшаяся вокруг крестьянской реформы, привела к размежеванию общественных и литературных сил, к формированию революционно-демократической, либеральной и консервативной идеологий. В это время начинается бурное развитие журналистики. Журналы и газеты становятся трибуной для выражения разных общественно - политических и эстетических взглядов на прошлое, настоящее и будущее России, на развитие экономики, просвещения, куль- туры и искусства. Все это не могло не оказать существенного влияния на литературу. В эти годы в полной мере развернулось дарование И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевско- го, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова. Новый импульс развития получила поэзия, во всем своем разнообразии раскрылся талант Н.А. Некрасова, под влиянием которого возникла целая поэтическая школа, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, А.Н. Майкова и др. И наконец, сформировалась демократическая литература с особыми идейными и эстетиче- скими принципами, выдвинувшая из своих рядов талантливых писателей-разночинцев — Н.В. Успенского, Н.Г. Помяловско- го, Ф.И. Решетникова, В.А. Слепцова, А.И. Левитова и др. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1840—1860-х годов 7 Сложность литературного процесса, богатство и разнообра- зие творческой деятельности писателей и поэтов, творивших в это время, требует самого пристального внимания при изучении столь важного раздела истории русской словесности. Представленные в пособии материалы помогут студентам вечерних и заочных отделений лучше сориентироваться и успешно освоить этот этап в истории отечественной литературы.







Литературно-общественное движение 1840—1855 гг. Переходный характер периода. Революционные события в Западной Европе и их влияние на Россию. Административно-полицейский произвол, цензурный гнет «мрачного семилетия» (1848— 1855). Социальная борьба, ее обострение, вызвавшее оживление прогрессивно-демократического движения. Влияние на передовую молодежь идей утопического социализма, атеизма и революции. Кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. Революционно-демократические тенденции в общественно-литературной жизни России. Славянофилы и западники, сущность их общественно-политических воззрений. Идейная борьба между ними. Роль Белинского и Герцена в борьбе против защитников «официальной народности», славянофилов и либерально настроенных западников. Отражение социальных противоречий в художественной литера- туре. Охранительная беллетристика (Ф. Булгарин, Н. Кукольник, Н. Полевой) и охранительная периодика («Маяк», «Северная пчела», «Библиотека для чтения», «Сын Отечества»). Журнал «Москвитянин» и его «молодая редакция». Типология реализма в русской литературе периода становления в ней художественных принципов критического реализма. Роль журналов «Отечественные записки», «Современник» и сборников «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник» в формировании художественных принципов реализма. «Натуральная школа» — ведущее направление прогрессивной литературы. Основные принципы, проблематика и характерные особенности поэтики писателей «натуральной школы». Идейно-эстетическая дифференциация «натуральной школы».


Тенденции социально-политической и сатирической трактовки характеров и обстоятельств в творчестве Н.А. Некрасова, А.И. Гер- цена, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.П. Огарева. Демократический пафос произведений И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, А.Н. Островского. Особенности творчества Д.В. Григоровича, В.А. Сологуба, А.В. Дружинина, В.Н. Даля, Я.П. Буткова. Реализм и натуралистические тенденции в творчестве писателей «натуральной школы». Появление первых произведений Л.Н. Толстого. Своеобразие его реализма, психологизм, раскрытие «диалектики души».