Файл: Сущность и функции финансов(Сущность и функции финансов. Роль финансов в воспроизводстве ВВП).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 925

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Глобализация экономического пространства стирает границы между основными экономическими категориями и повышает значимость их взаимосвязей. Финансы являются важным элементом экономической системы.

В финансовой науке ведутся дискуссии по таким вопросам, как сущность финансов или финансовой системы, функции финансов или финансовой системы. Спор о  сущности финансов, представлен, например, в  статье[1]. Спор о  функциях финансов представлен, например, в статье[2].

Решение вопроса о сущности финансов необходимо для правильного определения предмета познания финансовой науки и  практики, что, в свою очередь, является условием эффективной организации экономического исследования, как научного, так и практического (деятельности по хозяйственному управлению), в  масштабах общества, или, что то же самое, эффективного распределения исследования финансов между видами исследовательской деятельности.

В научном мире имеются различные трактовки понятия «финансы». Это обусловило актуальность темы курсовой работы.

Объектом исследования курсовой работы являются сущность и функции финансов.

Предметом исследования курсовой работы являются особенности развития сущности и функций финансов и науке.

Целью курсовой работы является анализ сущности и функций финансов.

Указанная цель достигается через ряд последовательных задач курсовой работы:

- раскрыть сущность и функции финансов;

- изучить роль финансов в воспроизводстве ВВП;

- проанализировать понятие «финансы».

Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по проблемам сущности и функций финансов.

Методы исследования курсовой работы. Для реализации цели курсовой работы и выполнения поставленных задач были использованы следующие методы курсовой работы: общелогические - анализ и синтез, изучение и обобщение имеющегося опыта, и метод деконструкции, который представлен в трактовке высказываний различных авторов без их изменения; динамический сравнительный анализ; классификация; традиционный анализ документов; сравнительно-сопоставительный анализ; системный анализ.

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшего совершенствования сущности и функций финансов.


Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и нормативная основа, а также теоретическое и практическое значение курсовой работы.

В первой главе курсовой работы изучены сущность и функции финансов, роль финансов в воспроизводстве ВВП.

Во второй главе курсовой работы проведен анализ понятия «финансы».

В заключении обобщены результаты курсовой работы.

Глава 1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в воспроизводстве ВВП

1.1. Сущность и функции финансов

Финансы - денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных фондов и накоплений у субъектов хозяйствования, государства, их используют на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение потребностей общества[3].

Основной задачей финансов является использование всех возможных рычагов и методов для формирования оптимального размера фондов, которые называются финансовыми ресурсами и служат базисом для ведения определённой деятельности субъекта (государства, частного лица, учреждения и т.д.).

Признаки финансов:

  1. Денежный характер финансовых отношений.
  2. Распределительный характер финансовых отношений.
  3. Использование финансовых ресурсов происходит в большинстве через финансовые фонды специального целевого назначения.

Необходимость финансов обусловлена общественной ролью: государство проявляет заботу о гражданах страны, поэтому должно иметь ресурсы для такого обеспечения, также на содержание аппарата управления.

Финансы ответственны за выполнение двух основных функций: распределительная и контрольная.

Функция распределения проявляется тогда, когда происходит созидание основных или первичных доходов. После процесса перераспределения образуются вторичные доходы.


Централизованные фонды денежных средств формируются вследствие распределения и перераспределения национального дохода. К ним относятся: государственный бюджет; внебюджетные фонды.

Децентрализованные фонды денежных средств созидаются из денежных доходов и накоплений предприятий и населения. Они являются квинтэссенцией финансовой системы, так как именно здесь формируется значительная часть финансовых ресурсов государства.

Большая часть указанных средств предназначена для финансирования бюджетных организаций; а также для коммерческих организаций в форме субвенций, субсидий, возвращения гражданам в виде социальных трансфертов.

Контрольная функция финансов обеспечивает контроль за распределением ВВП в соответствующие фонды и расходованием их в соответствии с целью использования. Контрольная функция отражает своевременность и полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, местных органов власти, соблюдение финансового законодательства.

Реализация распределительной и контрольной функции финансов осуществляется с помощью финансового механизма[4]:

  • Финансовый механизм содержит объединение форм финансовых отношений, упорядоченность организации, эксплуатация централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, координация процесса управления финансами и финансовой системой, нормативное и информационное обеспечение улучшения финансовых отношений[5].
  • Финансовый механизм подразделяют на три части:
  1. финансовый механизм фирм и хозяйственных организаций;
  2. механизм страхования;
  3. механизм функционирования государственных финансов.

Элементы финансового механизма:

  • финансовые методы - метод влияния финансовых отношений на хозяйственные операции;
  • финансовые рычаги - способ действия финансового метода;
  • правовое обеспечение - установка норм действия финансового метода;
  • нормативное обеспечение - установка численных параметров финансовых рычагов;
  • информационное обеспечение - система, которая способствует общему и единственному восприятию законов, постановлений и т.д.

Под финансовой системой понимают:

  • объединение всевозможных областей финансовых отношений, в процессе которых создаются и используются фонды денежных средств.
  • система форм и методов создания, распределения и использования фондов денежных средств государства и фирм[6].

Для оптимального функционирования экономики нужно постоянно мобилизовать, распределять и перераспределять финансовые ресурсы между ее сферами и секторами. Финансовая система совершает это при помощи финансового рынка, который мобилизует сбережения на добровольной основе, предоставляет займы или инвестиции.

Финансовый рынок - система отношений между субъектами экономики, касающаяся вопроса обеспечения их финансовыми ресурсами, которое осуществляется через совершение операций купли-продажи, займа, переуступки и других видов сделок.

Главное значение здесь имеют финансовые инструменты, которые направляют потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товарами являются деньги и ценные бумаги.

На рисунке 1.1 изображена структура финансового рынка.

Рис. 1.1. Финансовый рынок[7]

Денежный рынок - рынок краткосрочных кредитных операций.

Учётный рынок - часть денежного рынка, на котором происходит перераспределение краткосрочных денежных средств между кредитными институтами за счет купли-продажи векселей и ценных бумаг со сроками погашения до одного года.

Межбанковский рынок - часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой.

Валютные рынки обеспечивают международный платежный оборот, который связан с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран.

Рынок капиталов включает в себя средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации.

Рынок капиталов - рынок, на котором обращаются бессрочные ценные бумаги и ценные бумаги до погашения которых остается более года.

Ценная бумага - денежный документ, которая отличается от его товарной, денежной форм, обращается на рынке как товар, приносит доход.

Макроэкономические задачи финансовых рынков[8]:

  1. Обеспечить своевременное распределение финансовых ресурсов;
  2. Объединить временно свободные денежные ресурсы государства, юридических и физических лиц, с последующей их эксплуатацией в интересах непосредственных участников соответствующего рынка, экономической системы общества в целом;
  3. Обеспечить децентрализованное регулирование экономики, учитывая отраслевой и территориальный уровни.

Основные участники финансовых рынков:

  • Инвесторы - государство, юридические, физические лица, имеющие финансовые ресурсы, направляемые на соответствующие рынки;
  • Распорядители - специализированные финансовые структуры, осуществляющие мобилизацию финансовых ресурсов и обеспечивающие их распределение среди пользователей за соответствующую плату;
  • пользователи - государство, юридические, физические лица, которые приобретают на различных основаниях нужные финансовые ресурсы, на соответствующем финансовом рынке и оплачивают право на их использование.

Главный орган управления по финансам в РФ – Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственные органы по управлению финансами, включаю:

  • Счётная палата;
  • Министерство Финансов РФ;
  • ЦБ РФ;
  • ФНС России;
  • ФТС России и др.

Ключевой орган управления финансами - Министерство финансов, проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны[9].

Правительство РФ разработало документ «Стратегия развития финансового рынка до 2020 года», в котором определило главные задачи государства в области развития и укрепления финансового рынка указаны:

  1. снижение издержек для участников финансового рынка и уменьшение государственного администрирования;
  2. рост эффекта от использования финансовых инструментов;
  3. обеспечение условий конкуренции на финансовом рынке; укрепление финансовой инфраструктуры, создание в России мирового финансового центра.

Таким образом, финансы играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, с целью выполнения функций и задач государства, можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений. Если учесть, что финансы обусловлены потребностями общественного развития, то можно сказать, что финансы объективно необходимы.

Под распределительной функцией понимается расформирование  ВВП страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.