Файл: Юридические факты в гражданском праве(Общие понятия правовой категории «юридический факт»).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
Функции юридических фактов обеспечивают взаимодействие частей механизма правового регулирования. Находясь в прямой зависимости от особенностей правовой системы, то есть способов нормативного закрепления, а также форм осуществления субъективных прав и юридических обязанностей, от принятых мер защиты нарушенного права, функции юридических фактов обусловлены функциями права.
Однако в то же время В.Б. Исаковым приводится иной взгляд на исследуемую проблематику. В частности, он подчеркивает, что исходя из того, что «функции юридических фактов - это обобщенная характеристика их роли и задач в механизме правового регулирования», а «правовое регулирование – это сложная, многоплановая система, соответственно не одинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты». Правовое значение юридических фактов в механизме правового регулирования раскрывается им через анализ основных, дополнительных, а также специальных функций юридических фактов.
При этом важнейшей функцией юридических фактов в правовом регулировании является обеспечение возникновения, изменения, а также прекращения правовых отношений.
Обосновывая изложенный подход, В.Б. Исаков, с одной стороны, предполагает обобщенную характеристику функций юридических фактов в регулировании общественных отношений, с другой - указывает, что функции юридических фактов в конкретных правоотношениях неповторимы. Таким образом, юридические факты наряду с основной функцией выполняют и дополнительные. Необходимо отметить, что такая правовая позиция не является единичной в цивилистике. Так, Н.П. Воронина в своей работе пишет: «Юридические факты... служат не только предпосылкой возникновения субъективного права на жилище, но и его гарантией, обеспечивающей реализацию названного права». Идея Н.П. Ворониной в рассматриваемом случае состоит в том, что юридический факт, который закреплен в норме права, не только создает правоотношение, но также выполняет и иную функцию - он выступает гарантией законности.
К следующей дополнительной функции юридических фактов относят функцию предварительного воздействия норм права на общественные отношения. В возникновении одних юридических фактов субъекты заинтересованы и вследствие этого предпринимают соответствующие действия. Других же юридических фактов они стараются всячески избегать, так как юридические факты воспринимаются субъектами права как средство воздействия на их поведение.
Следует отметить, что классификация рассматриваемой функции характерна для юридических фактов в уголовном праве, так как их наступление (совершение кражи, должностной подлог) отрицательно сказывается на правовом положении соответствующих субъектов права.
Выделение специальных функций юридических фактов связано с включением последних в качестве элементов в фактические составы. Последние, по общему правилу, представляют собой систему юридических фактов. Такое обоснование видится в выполнении юридическими фактами конкретных функций не только в механизме правового регулирования, но и по отношению к элементам фактического состава.
Например, в фактическом составе юридический факт выполняет правопорождающую функцию, которая заключается в том, что юридический факт влечет за собой наступление правовых последствий фактического состава в целом либо в промежуточных правовых последствий.
Также, юридический факт может выполнять правопрепятствующую функцию, когда его наличие играет замедляющую роль в развитии фактического состава и наступлении правовых последствий.
К функциям юридических фактов в фактическом составе относятся правоуничтожающая, то есть аннулирование юридического значения иных фактических обстоятельств и правовосстанавливающая - противоположная правоуничтожающей.
Нельзя обойти вниманием научные взгляды В.В. Яркова, который полагает, что классификация функций юридических фактов, предложенная В.Б. Исаковым, обладает определенным смыслом, однако «вряд ли есть необходимость в подобном их подразделении. Значение каждой группы юридических фактов равнозначно и имеет своим основанием характеристику их назначения в правоприменении...».
В.В. Ярков указывает на отсутствие полной ясности критерия выделения специальных функций юридических фактов, который связан, по рассуждениям В.Б. Исакова, с включением юридических фактов в качестве элементов в фактические составы. Основные и специальные функции юридических фактов в ряде случаев равнозначны. Многие процессуальные юридические факты выполняют свои функции как сами по себе, так и в фактическом составе. Вследствие этого разграничение функций юридических фактов на основные и специальные достаточно условно.
Следует отметить, что юридические факты в фактическом составе не имеют самостоятельного правового значения. Их ценность состоит в синтезе определенного количества относительно самостоятельных юридических фактов, которые и составляют основу и содержание фактического состава. Именно поэтому выделение специальных функций юридических фактов в контексте исследования В.Б. Исакова не раскрывает содержательность функций юридических фактов в механизме правового регулирования, а также не влечет упорядочение взаимодействия элементов указанной системы.
Более того, не вполне обоснованным является традиционный подход, при котором наступление процессуальных юридических фактов связывается лишь с тремя формами правовых последствий: возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Например, В.В. Ярков отмечает, что в данном случае остается неясным юридическое значение таких процессуальных действий, как приостановление производства по делу, отложение разбирательства дела и т.д.
По правовым последствиям В.В. Ярков делит функции процессуальных юридических фактов на правопрепятственную, правообразующую, правоизменяющую, приостанавливающую, правообеспечительную, функцию прекращения, а также правовосстанавливающую.
Аналогичной классификации функций юридических фактов придерживается и В.Г. Крикоть. В частности, им дифференцированы юридические факты по таким ролевым функциям, как правоприменительная, правоизменяющая и правопрекращающая.
Однако следует отметить, что эта точка зрения не раскрывает специфику юридического факта в механизме правового регулирования, поскольку исключает возможность исследования взаимодействия элементов внутри сложного образования - механизма правового регулирования.
В то же время автор полагает, что дать правильную оценку значению функций юридических фактов можно лишь в их связи с другими элементами механизма правового регулирования, прежде вего, с такими, как правовая норма и правоотношение.
Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования.
Общепризнано, что правовые нормы составляют нормативную основу механизма правового регулирования. Только в них сконструирована модель общественного отношения, которая соответствует потребностям и интересам граждан правового государства.
Норма означает долженствование. Реальностью же служит правоотношение. Таким образом, можно сказать, что в правоотношении долженствование (норма) превращается в действительность. Связь нормы и правоотношения рассматривается как реализация нормы, ее воплощение в жизни со всей сложностью опосредующих их связей. Юридический факт в рассматриваемом случае выступает в качестве средства данного опосредования.
Юридические нормы бессмысленны, если они не определяют взаимообусловленное поведение субъектов, не влекут за собой возникновение правоотношений, то есть если они не функционируют.
Норма права служит идеальной абстрактной основой правового отношения, которая закрепляет определенную модель поведения, которой должны придерживаться участники складывающегося реально социального взаимодействия.
Значит, нормативная урегулированность общественных отношений достигается не столько благодаря существованию самой нормы гражданского права, сколько путем функционирования определенной инструментальной системы, которая воплощает эту норму в жизнь, обращая ее из сферы должного (цель правового регулирования в нормах) на сферу сущного (соответствие общественных отношений требованиям нормы), а фактически соответствие реальных действий модели, которая предусмотрена нормой права.
Юридические факты являются тем инструментарием, который вынуждает нормы права действовать. Правовые нормы не могут реализоваться без юридических фактов, а поэтому и правоотношения не могут возникнуть либо прекратиться без юридических фактов. Значит, весь механизм правового регулирования теряет свой смысл, так как не может действовать и выполнять основную цель - регулировать общественные отношения. Значение юридических фактов в этом случае можно определить, обратившись к достаточно удачному суждению В.Г. Красовской: «Следует обратить внимание, что механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности».
Следовательно, юридический факт выступает средством превращения обезличенных прав и обязанностей, которые закрепленных в нормах права, в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности субъектов права.
Так, В.А. Тархов указывает, что «ни одна норма не создает непосредственно правоотношений, для их возникновения во всех случаях требуется наличие обстоятельств, с которыми данная норма связывает определенное юридическое последствие, требуется наличие соответствующих юридических фактов».
По мнению Ю.К. Толстого, также «ни одно субъективное право не может возникнуть непосредственно из нормы права, без наступления предусмотренного нормой юридического факта».
Отсюда вытекает обеспечительная функция юридического факта. Благодаря правовой норме создается юридическая возможность возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Правовая норма - это формально-юридическое основание для возникновения правоотношения. Далее из взаимодействия конкретных фактических отношений людей с нормами права рождаются правоотношения. Только с помощью юридического факта обеспечивается создаваемая нормой права возможность зарождения и движения конкретного правоотношения. Юридический факт обращает созданную правовой нормой модель поведения лица в действительное содержание взаимоотношений субъектов права.
Во многих случаях издание правовой нормы рассчитано на установление правовых отношений между конкретными лицами. С возникновением правоотношения начинается реальное действие права. Правоотношения как надстроечное явление взаимосвязаны с ядром правовой надстройки - правом. Основное в этой связи состоит в том, что правоотношения рассматриваются как явления, которые являются производными от права.
В существующей правовой системе юридические связи возникают, а также существуют только на основании правовых норм.
Правоотношения можно определить как некий синтез права (нормы права) и общественного отношения, которое подпадает под влияние права. Так, по мнению Б.В. Шейдлинга, «везде, где возникает юридическое отношение, существует необходимая связь фактического общественного отношения и нормы права, которая регламентирует данное отношение, то есть та, которая предоставляет ему вид или форму регулируемого правом общественного отношения».
Правоотношения относятся к звену правовой системы, которое охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, разные виды правового поведения людей, а также правотворческую и правоприменительную деятельность государства и т.д.
Многие общественные отношения, бесспорно, не имеют правового характера. Когда то или иное отношение попадает в сферу правового воздействия и когда появляются нормы права, которые направлены на упорядочивание этого общественного отношения (или действие существующих правовых норм распространяется на отношения, ранее не урегулированные ими), оно приобретает правовое значение, то есть становится правовым отношением.
В этой связи неизменно возникает вопрос: можно ли рассматривать юридические факты как причины возникновения, изменения или прекращения правоотношений?
Во-первых, те или иные факты могут обусловить юридические последствия только при наличии соответствующей нормы права, в гипотезе которой содержится указание на этого рода факты. Необходимой предпосылкой возникновения, изменения или прекращения правоотношений являются, следовательно, нормы права, в которых выражена закономерно возникшая воля государства. Только они связывают с теми или иными фактами юридические последствия во всех конкретных случаях, где эти факты соответствуют содержанию правовых норм. При отсутствии соответствующих норм права или при ином их содержании факты не становятся юридически релевантными и никаких правоотношений не вызывают.