ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2019

Просмотров: 1555

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Газета «Московские ведомости». Содержание газеты.

У Ломоносова было две задачи, обе выполнены. В 1756 от Университета начинает выходить газета «Московские ведомости» - 26 апреля. Периодичность – по почтовым дням. За первый год – 72 номера. 8 страниц. Редактировал ее Анатолий Алексеевич Барсов, профессор. В 1756 его сменил профессор Вениаминов. Основной блок – переводы. Но был и университетский отпечаток. Сведения о торжественных собраниях, новых курсах, диссертациях, переведенных студентах, успеваемости студентов. Третий блок: объявления. Это купля-продажа, новые книги и т.д. С 1756 по 1779, она носила казенный характер.

Николай Иванович Новиков берет в аренду типографию университета с 1 мая 1779 года. Он возродил ее. До Новикова расходилось всего 600 экземпляров. Газета была долгожителем. Много приложений (детских, женских) создает Новиков.


По инициативе Ломоносова вслед за открытием в 1755 г. Московского университета была создана вторая русская газета — «Московские ведомости», а еще ранее Ломоносов убедил правительство издавать академический журнал, который и стал выходить под названием «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755).

Вынашивал Ломоносов планы издания еще нескольких периодических изданий, но этим планам не суждено было осуществиться.

Нужно сказать, что многие журналы XVIII в. были недолговечны, а две русские газеты носили официальный характер. Они были достаточно стандартизированы в отборе информации и ее подаче: на первом месте шли династические новости, затем придворная жизнь, сведения о чинопроизводстве и наградах и только затем любопытные известия и культурная информация. Объявления печатали в специальных приложениях, и доход от их публикации поступал в бюджет Академии наук или Московского университета.

В истории газеты «Московские ведомости» выделяется период, когда эта газета вместе с типографией Московского университета была отдана в аренду известному русскому просветителю Н. И. Новикову. Это было в 1779—1790 гг. Новиков не только оживил газету, расширил ее содержание, но и стал издавать ряд интересных приложений к ней, в их числе первый детский журнал.


7. Петербургские частные журналы 1759-60-х годов.

На западе первые издания были частными, а у нас государственными.

В 1759 году появляются возможности для создания частных изданий. Появляются оппозиционные настроения.

В Питере появляются два издания: «Праздное время, в пользу употребленное» (1759-60) и «Трудолюбивая пчела» (1759). «Трудолюбивую пчелу» возглавлял Александр Петрович Сумароков, теоретик классицизма. 14 декабря 1758 – подает прошение о журнале в Канцелярию академии Наук. Периодичность: ежемесячный. Аудитория предполагалась широкая. Тираж: 1200 экземпляров, в то время как оптимальный тираж для 18 века был 600 экземпляров. Январь 1759 года – начало издания.


Смысл названия: сравнение читателей с пчелами, которые должны выбрать из журнала самое полезное, и, таким образом, просвещаться.

Уже с первого номера понятна определенная политическая программа – журнал посвящен Екатерине Алексеевне (будущей великой императрице Екатерине Великой), которая в то время была в немилости. Оппозиция и личный вызов Елизавете, так как Сумароков открыто восхищался Екатериной.

Жанры: притчи, эпиграммы. Борьба с придворной верхушкой, казнокрадством, взяточничеством, откупщичеством, подьячеством. Нападения на Ломоносова.

Издание тяготело к персональному журнализму. Но есть и авторы помимо Сумарокова: его дочь, Тредиаковский, Иван Дмитриевский и др. В целом, многие материалы носили сатирический характер.

«Письмо о некоторой заразительной болезни» - жанр письма, распространенный тип. Основная тема: борьба со взяточничеством. Яркая сатира.

Условно очерк: «О домостроительстве», взаимоотношение помещика и крестьян. Домостроитель (помещик) – доморазоритель. Настаивает на естественном равенстве людей.

Очерк: «Сон. Счастливое общество». Рисует утопическую страну. Монарх – воплощение добродетели, опирается на таких же помощников. Форма сна. Законодательство основано на естественном праве. В обществе все должно быть основано на разуме.

Заканчивается журнал на 12 номере. Скорее всего, был административный нажим, но официальных подтверждающих это документов нет. Декабрь 1759 – эмоциональное стихотворение «Расставание с музами». Там есть намек на административный напор.

«Праздное время» - немного раньше, чем «Пчела». Еженедельный, в этом плане более конкурентноспособный.

Издатели: преподаватели и выпускники Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. Тираж: 600 экз.

1760 – редактором-издателем становится преподаватель Петр Пастухов. В 1759 году ярких литературных персон не было, хотя журнал и создан при корпусе. 1760 – сюда приходит Сумароков.

В первый год – благонамеренно-нравоучительный тон. Сатира появлялась, но не такая, как в «Пчеле». В 18 веке существовало две линии сатиры – сатира на конкретное лицо и абстрактная сатира, направленная на общечеловеческие пороки и слабости. Сумароков придерживался первой линии, «Праздное время» - второй. Три главные страсти: честолюбие, сребролюбие и сластолюбие. В своей сатире ни Сумароков, ни журнал не оригинальны. Много материалов походят на журналы Стиля и Аддисона (1711-1714) «Зритель».

С марта 60 года печатается Сумароков, он изменяет общий тон издания. Привносит элементы злободневности, продолжает продвигать свои идеи. Сумароков предлагает все те же сатирические жанры (эпиграммы, притчи) и материалы. То есть, по сути, «Праздное время» становится продолжением «Пчелы».

1760 – закрывается так же, без объяснений. Декабрь 1760 – последний номер.


Все издания в первой половине 18 века подготавливались чиновниками. Эти два издания показали возможность существования изданий и без академиков. Потом появляется много частных изданий в Москве и Питере.

Деятельность Сумарокова, хотя и урезанно, показывает возможности персонального журнализма.

Постепенно начинают создаваться группы журнальных сотрудников.

Тенденция: ведущий тип издания в 18 веке – журнал, хотя журналистика и начинается с газеты.


8. Журналистика Московского университета в начале 1760-х годов. Издания М.М. Хераскова.

В начале 60-х годов при МУ возникает целая группа периодических изданий. В МУ развернул свою деятельность Михаил Матвеевич Херасков. Он окончил Сухопутный шляхетный кадетский корпус, в 1755 году пришел преподавать в университет. Работал там на разных должностях примерно 30 лет.

Издатель многих журналов, так как мог на полную мощность использовать типографию. Вокруг Хераскова возникает своеобразный кружок. Он выпускал: «Полезное увеселение» (1760-1762), «Свободные часы» (1763), «Невинное упражнение» (1763).

Напрямую не связаны с Херасковым, но издают сотрудники его редакции: «Добрые намерения» (1764). Не связаны с ним: «Собрание лучших сочинений» (1762).

Группа Хераскова около 30 человек, большинство – молодые литераторы. Поэты.

Характерный темы мало связаны с увеселением. Тема личного усовершенствования. Херасков был масоном. Тема любви, дружбы, религиозны мотивы.

Херасков – очень влиятельный, влиял на библиотеки, публичные театры (Русский и итальянский).

Наиболее важным изданием был журнал «Полезное увеселение». Январь 1760-июнь 1762. Периодичность его менялась. Сначала еженедельный, потом ежемесячный, что свидетельствовало об ослаблении интереса. Тираж неизвестен, много таких белых пятен в 18 веке. Основные сотрудники: Херасков, Ипполит Богданович, Д.И. Фонвизин и его брат Павел, братья Нарышкины, Карин, Домашнев. Исключительно литературное издание. На первом месте – стихи. Тема бренности всего земного. Чем более высокий пост занимал Херасков, тем более жизнеутверждающие мотивы. Принципиальный отказ от сатиры обоих видов. Херасков считал сатиру неспособной исправлять людей, а способной только озлоблять их. Предлагал утопические меры: людей можно перевоспитать самосовершенствованием, каждый улучшает себя сам, можно улучшиться при помощи печатного слова.

Журнал не оправдывал названия – нет увеселения. Херасков недоволен результатами за первый год. Пороки журнал не исправил, Херасков дал этому две версии: либо общество слишком порочно, либо статьи недостаточно убедительны. Не надо обличать пороки, показ положительных примеров. Верили в силу печатного слова.

В 61-62 году происходит смена правителей. Журнал приветствовал вступление на престол в 62 году Петра 3, с кем он связывал надежды на окончание Семилетней войны, так непопулярной среди дворян. Но на престол взошла Екатерина, Херасков поспешно закрывает журнал. На июньском номере журнал прекратил издание – Херасков проявил недальновидность.


На смену «Полезному увеселению» с января 1763 года приходит ежемесячный журнал «Свободные часы». Издатель – Херасков. Сотрудники в основном те же, но добавились А.П. Сумароков и Василий Майков. Теперь Херасков прославляет Екатерину 2. Та в начале правления чувствовала себя на престоле неуверенно, поэтому решила заручиться его поддержкой как главы московской интеллигенции. Привлекает его к торжествам в честь своей коронации, после помощи в которых он с должности асессора университета становится директором.

Теперь в журнале нет мотивов смерти. Много произведений – од – в честь Екатерины 2 и ее сына Павла. Журнал превращается в официозный, несмотря на свой частный характер.

Много переводного материала, материалов о древних авторах, отрывки из античных произведений. Заканчивается журнал в декабре 1763. Главная миссия – поддержка Екатерины 2 – выполнена.

Одновременно со «Свободными часами» в 1763 году при Московском университете выходил еще один ежемесячный журнал «Невинное упражнение». В нем Херасков не принимал столь активного участия. Главный – Ипполит Богданович, инспектор классов Московского университета, ученик Хераскова. Произведения Вольтера, но журнал не выдержал темпа, издавался с января по июль. Редакция объясняет закрытие тем, что все читатели переехали в Петербург после коронации Екатерины.

Ежемесячный журнал «Добрые намерения». Выпускал его Санковский в течение 1764 года. Тоже ученик Хераскова. Другие менее известные авторы. Овидий «Метаморфозы», переводы из английского журнала «Зритель». Подобострастно относился с Екатерине Великой, прославляя не только уже свершенное ею, но и все грядущие ее начинания.

Язык «Добрых намерений» был необычен, так как ряд писателей представлял собой третье сословие. Новые языковые особенности: канцелярские обороты, подьяческий жаргон.

Все эти журналы – литературные издания. Участие принимали самые известные литераторы. Высокий уровень.

Еще один журнал при московском университете особенный. Очень длинное название, а рабочее – «Собрание лучших сочинений». Выходил один год раз в три месяца. 1762 г. Издатель – профессор Московского университета Рейхель. Рейхель прибыл в Россию в 1757 году, преподавал немецкий, статистику, историю. Его слушал Фонвизин. Он же принимал участие в создании журнала, в основном как переводчик. После смерти Рейхеля в 1787 году Н.И. Новиков переиздает его журнал.


9. Сатирическая журналистика 1769 года. «Всякая всячина и ее последователи».

Екатерина Вторая чувствовала, что общественное настроение было взрывоопасным. Она пыталась показать всему миру, что положение дел в России может быть обсуждаемо публично. Попытка реформировать законодательство. Она подписывает Манифест от 14 декабря 1766 года, где объявляется о созыве Комиссии по составлению Нового уложения. С 1649 года Российские законы не менялись. В комиссию было избрано более 500 депутатов от государственных учреждений, городов, дворянства, казачества и т.д.


Но все же заседания комиссии проходили в стесненном положении. Эта комиссия не могла принимать никаких решений. Но споры уже обозначились. Екатерина Вторая понимает, что пора заканчивать с либерализмом.

В декабре 1768 года под предлогом турецкой войны деятельность комиссии прекращена. Чиновникам и офицерам велено возвращаться на службу.

Указ Комиссии от Екатерины – это публицистическое произведение. Она много участвовала в журналистике, но ее не любили, так как она была нерусская. Литераторы называли ее язык «лягушачьим». Этот указ сразу был переведен на все основные языки. Екатерина позже стала считать его крамольным, он изымается из обращения для русских граждан. Содержание очень напоминает мысли француза Монтескье. Комиссия не пошла по пути, предлагаемому Екатериной.

В январе 1769 года новые попытки повлиять на общественное мнение – в Петербурге выходит журнал «Всякая всячина». Официальный редактор – секретарь Екатерины Козицкий. Настоящий редактор – сама Екатерина. Журнал выходил еженедельно, поэтому потенциально мог оказывать большое влияние.

Подает пример многим другим изданиям. Екатерина называла его «бабушкой сатирических журналов». В этот год в Петербурге появляется еще семь изданий.

Журналы. 2 января – «Всякая всячина». Конец января – «И то, и се» - Михаил Дмитриевич Чулков, писатель. 20 февраля – «Ни то, ни се», рифмоплет Василий Рубан. 24 февраля – «Полезное с приятным», Румянцев и де Тейльс. 28 февраля – «Поденщина», Тузов. 1 апреля – «Смесь», издатель точно неизвестен. 1 мая – «Трутень», Н.И. Новиков. Июль – «Адская почта», Федор Эмин.

ТЕНДЕНЦИЯ: Участие в журналистике царствующих особ. Тираж «Всякой всячины» около 1700, потом 1500, 1000. В конце концов – 600 экземпляров. Отрицательная инамика.

У некоторых изданий тираж наоборот рос, например, «Трутень». 625 экземпляров, потом первые номера пришлось переиздавать как книгу. Второй тираж около 500-700. С 13 номера – 1240 экземпляров. «Трутень» - оппонент «Всякой всячины».

Тиражи других изданий около 600 экземпляров. Самый оптимальный тираж. Почти все журналы заканчиваются в конце 1769. В 70-й год перешли только «Всякая всячина» и «Трутень». «Трутень» не изменяет свое название, а «Всякая всячина» изменяется на «Барышок всякой всячины». Барышок – остаток, избыток. В 70-м выходили только те материалы, которые скопились и жалко выбрасывать.

Екатерина Вторая хотела, чтобы ее издание было направлено на осмеяние пороков. Екатерина Вторая считала, что сатира должна быть отвлеченной. Первый спор в сатирической журналистике носил теоретический характер: какой должна быть сатира – конкретной или абстрактной? «Всякая всячина» хотела, чтобы все издания следовали ее примеру. «Смесь», «Трутень», «Адская почта» - конкретная сатира. Объектов критики называли условными именами, которые кочевали из журнала в журнал. Кощей, Стозмей, Злорад.