Файл: Osnovnye_printsipy_postroenia_analiticheskogo_tek.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2019

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные принципы построения аналитического текста.

Восприятие текста во многом зависит от его структуры. Хоть к стандартным схемам построение аналитического текста свести нельзя, есть некоторые принципы. Любой текст подразумевает наличие факта (предмет отражения) и комментария (авторская оценка, прогноз и т.д.).


Выделяют следующие типы построения:

- Познавательно-ориентированные тексты. В основе восприятия лежит человеческое любопытство. Используется в случае, если аудитория предельно заинтересована в предмете. В обобщенном виде выглядит как: описание фактов – объяснение – оценка – предписание. Существует несколько методов построения познавательно-ориентированных текстов.

- как описание отдельного элемента процесса познания (плюсы: четко фиксируются познавательные действия журналиста; минусы: может входить в аналитический текст как фрагмент);

- как изложение нескольких взаимосвязанных элементов процесса познания (важно, чтобы все они отражали суть проблемы, каждый из них раскрывал ее, между элементами присутствовала логическая связь);

- как изложение завершенного, целостного акта познания (акцент на завершенность, используется, когда интерес представляет не сам процесс познания, а результат; пример – журналистское расследование);

- как описание схемы познавательного рассуждения (использование формально-логических методов познания, важно не сводить до уровня научных доказательств.).


- Коммуникативно-ориентированные тексты. Для аудитории журналистский текст зачастую служит средством коммуникации. Существует несколько групп коммуникативных потребностей.

По направленности выделяют:

- Собственно социальные (социальным группам для осуществления социальной деятельности);

- Социально-психологические (информационные потребности отдельных людей для выработки адекватной социальной ориентации, профессиональной деятельности).


По цели коммуникации выделяют:

- осведомительные (ознакомление аудитории с предметом отображения);

- регуляторные (передача информации, побуждающей к какому-либо действию);

- эмотивные (информационное воздействие на чувственно-эмоциональную систему человека или на отдельные эмоции).


В соответствии и с учетом этих групп строятся коммуникативно-ориентированные тексты.

- ориентация на содержательный момент.

- метод оптимального соотношения функционально ценных элементов текста (наиболее значимые для данной аудитории социальные и социально-психологические потребности + учет специфики предпочитаемых ей форм коммуникации);

- метод оптимального соотношения функциональной и дополнительной информации (человек лучше усваивает информацию, если она приложена к уже имеющейся базе; дополнительная информация должна вызывать эмоции, помогающие принять функциональную информацию).


- ориентация на эмотивную составляющую.

- метод оптимального сочетания чувственных и рациональных элементов в тексте (эмоциональные элементы служат для усиления логического воздействия);

- метод оптимального сочетания образного и понятийного в тексте (использование приемов художественной публицистики);

- метод оптимального соотношения монологической и диалогической форм изложения;

- метод смыслового акцентирования внимания (привлечения читателя к какому-либо фрагменту текста при помощи композиционных и языковых средств);

- метод драматизации изложения (придание тексту интриги, парадоксальности);

- метод квантификации (деление текста на отрезки, чередующиеся информационной насыщенностью).

В чистом виде познавательно – ориентированные и коммуникативно-ориентированные тексты встречаются редко, чаще синтезируясь друг с другом.