ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2019
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
Основные принципы построения аналитического текста.
Восприятие текста во многом зависит от его структуры. Хоть к стандартным схемам построение аналитического текста свести нельзя, есть некоторые принципы. Любой текст подразумевает наличие факта (предмет отражения) и комментария (авторская оценка, прогноз и т.д.).
Выделяют следующие типы построения:
- Познавательно-ориентированные тексты. В основе восприятия лежит человеческое любопытство. Используется в случае, если аудитория предельно заинтересована в предмете. В обобщенном виде выглядит как: описание фактов – объяснение – оценка – предписание. Существует несколько методов построения познавательно-ориентированных текстов.
- как описание отдельного элемента процесса познания (плюсы: четко фиксируются познавательные действия журналиста; минусы: может входить в аналитический текст как фрагмент);
- как изложение нескольких взаимосвязанных элементов процесса познания (важно, чтобы все они отражали суть проблемы, каждый из них раскрывал ее, между элементами присутствовала логическая связь);
- как изложение завершенного, целостного акта познания (акцент на завершенность, используется, когда интерес представляет не сам процесс познания, а результат; пример – журналистское расследование);
- как описание схемы познавательного рассуждения (использование формально-логических методов познания, важно не сводить до уровня научных доказательств.).
- Коммуникативно-ориентированные тексты. Для аудитории журналистский текст зачастую служит средством коммуникации. Существует несколько групп коммуникативных потребностей.
По направленности выделяют:
- Собственно социальные (социальным группам для осуществления социальной деятельности);
- Социально-психологические (информационные потребности отдельных людей для выработки адекватной социальной ориентации, профессиональной деятельности).
По цели коммуникации выделяют:
- осведомительные (ознакомление аудитории с предметом отображения);
- регуляторные (передача информации, побуждающей к какому-либо действию);
- эмотивные (информационное воздействие на чувственно-эмоциональную систему человека или на отдельные эмоции).
В соответствии и с учетом этих групп строятся коммуникативно-ориентированные тексты.
- ориентация на содержательный момент.
- метод оптимального соотношения функционально ценных элементов текста (наиболее значимые для данной аудитории социальные и социально-психологические потребности + учет специфики предпочитаемых ей форм коммуникации);
- метод оптимального соотношения функциональной и дополнительной информации (человек лучше усваивает информацию, если она приложена к уже имеющейся базе; дополнительная информация должна вызывать эмоции, помогающие принять функциональную информацию).
- ориентация на эмотивную составляющую.
- метод оптимального сочетания чувственных и рациональных элементов в тексте (эмоциональные элементы служат для усиления логического воздействия);
- метод оптимального сочетания образного и понятийного в тексте (использование приемов художественной публицистики);
- метод оптимального соотношения монологической и диалогической форм изложения;
- метод смыслового акцентирования внимания (привлечения читателя к какому-либо фрагменту текста при помощи композиционных и языковых средств);
- метод драматизации изложения (придание тексту интриги, парадоксальности);
- метод квантификации (деление текста на отрезки, чередующиеся информационной насыщенностью).
В чистом виде познавательно – ориентированные и коммуникативно-ориентированные тексты встречаются редко, чаще синтезируясь друг с другом.