ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.09.2019
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
⃝ ⃝ ⃝ ПОЗНАНИЕ - творческая (духовная) деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире.
⃝
Мотивы познания разнообразны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.
Цель познания - получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины.
Действия в процессе познания также многообразны. Например, в научном познании принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.
Результат познания — это собственно знания о предмете.
⃝
Субъект познания — это носитель деятельности и познания, источник познавательной активности.
В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом).
Объект познания - это то, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.
Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность).
⃝
Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Субъективность - характеристика внутреннего мира человека или то воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром.
Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, существование жизни на Земле, существование самой Земли.
⃝
Сенсуализм |
новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. |
Рационализм |
указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны. |
Скептицизм |
не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. |
Агностицизм |
Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом. |
Эмпиризм |
Решающую роль играют опыт, эксперимент |
⃝
Существуют три вида познания:
-
Ненаучное добывается с помощью интуиции, остроумия, веры, мистического озарения.
-
Лженаучное или паранаучное знание обычно трактуют, как «фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях».
-
Наука - система знаний, полученных в результате практики. У научного познания есть эмпирические и теоретические методы познания действительности.
⃝
ОснОвой эмпирических методов являются чувственное познание. Методы:
-
наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
-
эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
-
измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);
-
сравнение — выявление сходства или различия объектов, или их признаков.
Теоретические методы основываются на рациональном познании:
-
анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
-
синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
-
классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
-
абстрагирование – отвлечение от одной стороны, для более детального изучения другой;
-
формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
-
аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
-
моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
-
идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
-
дедукция - движение от общего к частному;
-
индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.
Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Например, индукция требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в неразрывной связи.
⃝
ИСТИНА - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.
⃝
Виды истины:
— По содержанию —
Объективная – существует независимо от людей
Относительная – знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность
Абсолютная – исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть
— По применению —
Конкретная – всегда относится к определенной действительности в конкретное время
— По форме —
Субъективная – носитель истины – субъект ⃝ ⃝ ⃝