ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2019
Просмотров: 7794
Скачиваний: 1
91
2. ÐкÑÑÑемиÑÑÑкие ÑоÑмиÑованиÑ, имеÑÑие ÑложнÑÑ ÑÑÑÑкÑÑÑÑ (54,8 %) и
ÑпоÑобнÑе имеÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑÑаве:
- «ÑÑдовÑÑ Â» иÑполниÑелей ÑкÑÑÑемиÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÑний, коÑоÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ Ð¾Ñ Ð°-
ÑакÑеÑизоваÑÑ ÐºÐ°Ðº лиÑ, пÑеданнÑÑ ÑкÑÑÑемиÑÑÑким идеÑм и ÑазделÑÑÑим обÑие
ÑелевÑе ÑÑÑановки кÑиминалÑного Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑпного ÑоÑмиÑованиÑ, и
непоÑÑедÑÑвенно пÑинимаÑÑие ÑÑаÑÑие в ÑкÑÑÑемиÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð°ÐºÑиÑÑ ;
- лидеÑа (оÑганизаÑоÑа, главаÑÑ, идеолога) ÑкÑÑÑемиÑÑÑкого ÑоÑмиÑованиÑ
(гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑообÑеÑÑва), вÑполнÑÑÑего кÑиминалÑно-ÑпÑавленÑеÑкие,
оÑганизаÑионно-ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкие и идеологиÑеÑкие ÑÑнкÑии в ÑкÑÑÑемиÑÑÑкой
гÑÑппиÑовке и непоÑÑедÑÑвенно кооÑдиниÑÑÑÑего, а в ÑÑде ÑлÑÑаев и
ÑпонÑиÑÑÑÑего деÑÑелÑноÑÑÑ Ð¸ÑполниÑелей ÑкÑÑÑемиÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÑний. Также ÑÑоиÑ
оÑмеÑиÑÑ, ÑÑо в оÑделÑнÑÑ ÑлÑÑаÑÑ ÑÑнкÑии лидеÑа и идеолога ÑкÑÑÑемиÑÑÑкого
ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¾ÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ ÑазлиÑнÑе лиÑа, пÑиÑем Ð´Ð»Ñ ÐºÑÑпнÑÑ Ð¸
дейÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð° обÑиÑной ÑеÑÑиÑоÑии (в Ñом ÑиÑле междÑнаÑоднÑÑ ) идеолог
Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑÑ Ð² ином меÑÑе и даже за ÑÑбежом;
- коÑÑÑка или ÑдÑа ÑкÑÑÑемиÑÑÑкого пÑеÑÑÑпного ÑоÑмиÑованиÑ, как пÑави-
ло, наиболее пÑеданнÑÑ Ð¸ пÑиближеннÑÑ Ðº лидеÑÑ ÑкÑÑÑемиÑÑÑкой гÑÑппиÑовки
лиÑ, оказÑваÑÑÐ¸Ñ ÐµÐ¼Ñ ÑазлиÑное ÑодейÑÑвие в ÑеализаÑии кÑиминалÑнÑÑ Ð·Ð°-
мÑÑлов и полÑзÑÑÑиеÑÑ ÐµÐ³Ð¾ лиÑнÑм довеÑием. Ð ÑоÑÑав ÑдÑа ÑкÑÑÑемиÑÑÑкого
ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ð»Ð¸Ð´ÐµÑ (оÑганизаÑоÑ), идеолог, ÑленÑ,
оÑвеÑаÑÑие за кÑиминалÑное ÑÑководÑÑво оÑделÑнÑми напÑавлениÑми
деÑÑелÑноÑÑи или ÑÑÑÑкÑÑÑами ÑкÑÑÑемиÑÑÑкого ÑоÑмиÑованиÑ. ÐиÑа,
ÑоÑÑавлÑÑÑие ÑдÑо ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð³ÑÑпп или ÑообÑеÑÑв, могÑÑ Ð¿ÑинимаÑÑ ÑÑаÑÑие в
планиÑовании ÑкÑÑÑемиÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð°ÐºÑий, ÑаÑпÑеделении ÑинанÑовÑÑ ÑÑедÑÑв,
пÑинÑÑии ÑеÑений о вклÑÑении новÑÑ Ñленов в ÑоÑÑав ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑоÑмиÑований,
пÑопаганде ÑкÑÑÑемиÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¹ и идеологий ÑÑеди Ñленов ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑоÑмиÑований,
поÑенÑиалÑнÑÑ Ñленов, ÑиÑокого кÑÑга дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð»Ð¸Ñ Ð¸ пÑ.;
- Ð»Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑÑÑкÑÑÑÑ, оÑвеÑаÑÑие за «безопаÑноÑÑÑ» кÑиминалÑного
ÑÑнкÑиониÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð³ÑÑпп и ÑообÑеÑÑв (в Ñом ÑиÑле пÑоÑиводейÑÑвие
ÑаÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑи Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð¾Ð¾Ñ ÑаниÑелÑнÑÑ Ð¾Ñганов),
92
ÑинанÑовое и иное маÑеÑиалÑное обеÑпеÑение ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑоÑмиÑований, иÑ
вооÑÑжение, издание и ÑиÑажиÑование ÑкÑÑÑемиÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¼Ð°ÑеÑиалов и Ñ.д.
СÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо пÑиÑÑÑÑÑвие в ÑкÑÑÑемиÑÑÑÐºÐ¸Ñ ÑоÑмиÑованиÑÑ Ð»Ð¸Ñ,
вÑполнÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑнкÑии идеолога вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из пÑизнаков, оÑлиÑаÑÑиÑ
Ñакого Ñода гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¸ ÑообÑеÑÑва Ð¾Ñ Ð¸Ð½ÑÑ Ð¾ÑганизованнÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпнÑÑ
ÑоÑмиÑований, напÑимеÑ, коÑÑÑÑно-наÑилÑÑÑвенной или ÑкономиÑеÑкой
напÑавленноÑÑи. ÐиÑноÑÑнÑе каÑеÑÑва идеологов, Ñо они вÑÑажаÑÑÑÑ Ð² налиÑии
не ÑолÑко ÑазлиÑнÑÑ Ð¼Ð¾Ñивов ненавиÑÑи и вÑÐ°Ð¶Ð´Ñ Ðº инÑм ÑоÑиалÑнÑм гÑÑппам,
но и в ÑанаÑиÑной ÑбежденноÑÑи в ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑÑ , а Ñакже ÑпоÑобноÑÑи
ÑоÑмиÑоваÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½ÑÑ ÑкÑÑÑемиÑÑÑкÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¸ моÑиваÑÐ¸Ñ Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð»Ð¸Ñ,
побÑждаÑÑ Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº к вÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑÑÐ´Ñ ÑÑоÑонников ÑÐµÑ Ð¸Ð»Ð¸ инÑÑ ÑкÑÑÑемиÑÑÑкиÑ
взглÑдов и Ñбеждений, Ñак и к ÑовеÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼Ð¸ конкÑеÑнÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплений. ÐлÑ
ÑÑого идеологами ÑкÑÑÑемиÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð³ÑÑппиÑовок иÑполÑзÑÑÑÑÑ ÑазлиÑнÑе меÑодÑ
пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкого воздейÑÑвиÑ, ÑазнообÑазнÑе инÑоÑмаÑионнÑе ÑеÑÑÑÑÑ, в Ñом
ÑиÑле новейÑие коммÑникаÑионнÑе и инÑоÑмаÑионнÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸. Ðак
ÑпÑаведливо оÑмеÑил С.Ð. ФÑидинÑкий, «... болÑÑинÑÑво ÑкÑÑÑемиÑÑÑкиÑ
оÑганизаÑий ÑÑаÑаеÑÑÑ Ð²ÑпÑÑкаÑÑ Ð³Ð°Ð·ÐµÑÑ, имеÑÑ ÑобÑÑвеннÑй инÑоÑмаÑионнÑй
ÑеÑÑÑÑ Ð² ÐнÑеÑнеÑе. ÐлагодаÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð°Ð¼ ÑÐ»ÐµÐ½Ñ ÑкÑÑÑемиÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¾ÑганизаÑий
ÑплоÑенÑ, на идеологии деÑжиÑÑÑ Ð¸Ñ Ð´Ð¸ÑÑиплина и ÑÑÑемление идÑи даже на
ÑовеÑÑение пÑоÑивопÑавнÑÑ Ð´ÐµÑний»
1
. ÐÑедÑÑавлÑеÑÑÑ, ÑÑо именно поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²
болÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев идеолог одновÑеменно ÑвлÑеÑÑÑ Ð¸ лидеÑом ÑкÑÑÑемиÑÑÑкого
ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸, как пÑавило, одним из наиболее возÑаÑÑнÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ñленов.
Ðо ÑиÑленноÑÑи
ÑкÑÑÑемиÑÑÑкие пÑеÑÑÑпнÑе ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ
подÑазделÑÑÑÑÑ Ð½Ð°:
ï
малоÑиÑленнÑе, вклÑÑаÑÑие до 5-Ñи Ñеловек (вÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾ 51%
ÑаÑÑмаÑÑиваемÑÑ Ð³ÑÑпповÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплений, изÑÑеннÑÑ Ð² Ñ Ð¾Ð´Ðµ иÑÑледованиÑ)
2
;
ï
ÑÑедней ÑиÑленноÑÑи, вклÑÑаÑÑие Ð¾Ñ 6-Ñо до 10-Ñи Ñеловек (35%);
1
ФÑидинÑкий С.Ð. ÐиÑноÑÑÑ ÑкÑÑÑемиÑÑа // ЮÑидиÑеÑкое обÑазование и наÑка. 2011, N 4. -С. 33.
2
ÐÑи ÑÑом Ñакже ÑÑÑÐµÐ½Ñ ÑлÑÑаи ÑовеÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑаÑÑмаÑÑиваемÑÑ Ð´ÐµÑний в гÑÑппе, в Ñ Ð¾Ð´Ðµ ÑаÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ
лиÑноÑÑÑ Ð²ÑÐµÑ ÑоÑÑаÑÑников пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ бÑла ÑÑÑановлена.
93
ï
многоÑиÑленнÑе, вклÑÑаÑÑие ÑвÑÑе 10-Ñи Ñеловек (13%). Ð ÑÑой же
гÑÑппе, как пÑавило, оÑноÑÑÑÑÑ ÑкÑÑÑемиÑÑÑкие пÑеÑÑÑпнÑе ÑообÑеÑÑва.
ÐÑÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· оÑобенноÑÑей ÑкÑÑÑемиÑÑÑкой Ñелевой напÑавленноÑÑи и
моÑиваÑии деÑÑелÑноÑÑи
ÑаÑÑмаÑÑиваемÑе пÑеÑÑÑпнÑе ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾
подÑазделиÑÑ Ð½Ð° неÑколÑко гÑÑпп. ÐÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ ÑиÑÑемаÑизаÑÐ¸Ñ ÐºÐ¾ÑÑеÑпондиÑÑÐµÑ Ñ
ÑаÑÑмоÑÑеннÑми нами Ñанее доминиÑÑÑÑими моÑивами ненавиÑÑи и вÑÐ°Ð¶Ð´Ñ Ð¿Ñи
ÑовеÑÑении пÑеÑÑÑплений пÑоÑив пÑав и законнÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑов Ñеловека и
гÑажданина.
Так,
наиболее
ÑаÑпÑоÑÑÑаненнÑми
вÑÑÑÑпаÑÑ
ÑкÑÑÑемиÑÑÑкие
ÑоÑмиÑованиÑ, пÑеимÑÑеÑÑвенно ÑледÑÑÑие идеÑм ÑаÑовой и наÑионалÑной
ненавиÑÑи и вÑаждÑ. Ðменно Ñакие гÑÑппиÑовки вклÑÑаÑÑ Ð² Ñвой ÑоÑÑав
ÑÑоÑонников наÑионалиÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ неоÑаÑиÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñдов и Ñбеждений,
неÑедко иÑповедÑÑÑÐ¸Ñ ÐºÑлÑÑ ÑаÑового и наÑионалÑного пÑевоÑÑ Ð¾Ð´ÑÑва и
«ÑиÑÑоÑÑ» либо дейÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ воздейÑÑвием ÑкÑÑÑемиÑÑÑкой пÑопагандÑ,
пÑизÑвов «оÑвободиÑÑ ÑоднÑÑ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ/ÑÑÑанÑ» Ð¾Ñ Ð¸Ð½Ð¾ÑÑÑанÑев, Ð»Ð¸Ñ Ð´ÑÑгой ÑаÑÑ
или наÑионалÑноÑÑи и Ñ. п. Ðак пÑавило, подобнÑе пÑеÑÑÑпнÑе ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ðµ
пÑеÑледÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкие Ñели, ÑÑо, однако, не иÑклÑÑÐ°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¸Ñ
ÑÑаÑÑÐ¸Ñ Ð² кÑÑпнÑÑ ÑкÑÑÑемиÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð°ÐºÑиÑÑ ÑовмеÑÑно Ñ Ð´ÑÑгими ÑкÑÑÑемиÑÑÑкими
гÑÑппиÑовками (погÑомÑ, маÑÑовÑе беÑпоÑÑдки, наÑионалиÑÑиÑеÑкие ÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸
миÑинги и пÑ.) либо поÑледÑÑÑÑÑ ÑÑанÑÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ Ð²Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ðµ в более
кÑÑпное пÑеÑÑÑпное ÑообÑеÑÑво, пÑеÑледÑÑÑее, помимо пÑоÑего, и
ÑкÑÑÑемиÑÑÑко-полиÑиÑеÑкие Ñели.
РнекоÑоÑÑÑ ÑлÑÑаÑÑ , как показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¸Ð·ÑÑение ÑледÑÑвенно-ÑÑдебной
пÑакÑики, ÑаÑÑмаÑÑиваемÑе ÑкÑÑÑемиÑÑÑкие ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð¾ÑÑÑ ÐºÑайне
ÑÑÑойÑивÑй Ñ Ð°ÑакÑеÑ. ÐÑ Ð°ÐºÑивнÑе ÑÐ»ÐµÐ½Ñ ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ Ð¸Ð· дома и пÑекÑаÑаÑÑ
оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÑоднÑми и близкими, иÑполÑзÑÑÑ ÑÑемнÑе кваÑÑиÑÑ Ð¸
пеÑиодиÑеÑки Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ½ÑÑÑ, не ÑабоÑаÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑаÑÑо менÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑо ÑабоÑÑ.
Ð Ñвоей деÑÑелÑноÑÑи гÑÑппиÑовки ÑаÑÑмаÑÑиваемого вида могÑÑ Ð°ÐºÑивно
иÑполÑзоваÑÑ Ð½Ð°ÑиÑÑÑкÑÑ (ÑÑилизованнÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ наÑиÑÑÑкÑÑ) или инÑÑ
наÑионалиÑÑиÑеÑкÑÑ Ð°ÑÑибÑÑÐ¸ÐºÑ (напÑимеÑ, ÑваÑÑикÑ, ÑÑÐ½Ñ Ð¸ пÑ.) ÑазлиÑнÑе
94
пÑивеÑÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑпеÑиÑиÑеÑкими ÑÑазами или жеÑÑами (напÑимеÑ, наÑиÑÑÑкое
пÑивеÑÑÑвие в виде пÑавой ÑÑки, вÑкинÑÑой ввеÑÑ , назÑваемое на Ñленге ÑакиÑ
гÑÑппиÑовок «кинÑÑÑ Ð·Ð¸Ð³Ñ»). Ð§Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½ÑÑ ÑоÑмиÑований инÑеÑеÑÑÑÑÑÑ
изданиÑми наÑиÑÑÑкого и иного наÑионалиÑÑиÑеÑки-ÑкÑÑÑемиÑÑÑкого Ñ Ð°ÑакÑеÑа,
иÑÑоÑией ÑаÑиÑÑÑÐºÐ¸Ñ ÐеÑмании и ÐÑалии, ÑазлиÑнÑÑ Ð½Ð°ÑионалиÑÑиÑеÑкиÑ
движений и Ñ. д. РобÑÑной жизни или пÑи ÑовеÑÑении пÑеÑÑÑплений они могÑÑ
обознаÑаÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿ÑинадлежноÑÑÑ Ðº подобной ÑкÑÑÑемиÑÑÑкой идеологии или
конкÑеÑной наÑионалиÑÑиÑеÑкой гÑÑппиÑовке в виде пÑедмеÑов одеждÑ,
внеÑнего вида, ÑаÑÑиÑовок Ñ Ð½Ð°ÑиÑÑÑкой или иной наÑионалиÑÑиÑеÑкой
Ñимволикой, лозÑнгами и пÑ.
ÐодобнÑе ÑкÑÑÑемиÑÑÑкие ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²ÐµÑÑма акÑÐ¸Ð²Ð½Ñ Ð¸ ÑеализÑÑÑ Ñвои
пÑеÑÑÑпнÑе замÑÑÐ»Ñ Ð¿ÑÑем ÑовеÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеÑий ÑкÑÑÑемиÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÑний, в Ñом
ÑиÑле поÑÑгаÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð° Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸ здоÑовÑе поÑеÑпевÑÐ¸Ñ , оÑнеÑеннÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпниками
к ÑÑбÑекÑам Ñвоей ненавиÑÑи и вÑÐ°Ð¶Ð´Ñ (напÑимеÑ, вÑбиÑаемÑÑ Ð² каÑеÑÑве жеÑÑв
по пÑизнакам внеÑноÑÑи). ÐÑи ÑÑом пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ ÑовеÑÑаÑÑÑÑ
обÑеопаÑнÑм ÑпоÑобом (напÑимеÑ, Ñ Ð¸ÑполÑзованием взÑÑвнÑÑ ÑÑÑÑойÑÑв,
поджога зданий) либо оÑлиÑаÑÑÑÑ ÐºÑайней агÑеÑÑивноÑÑÑÑ Ð¸ жеÑÑокоÑÑÑÑ,
ÑовеÑÑаÑÑÑÑ Ñ Ð¸ÑполÑзованием оÑÑÐ¶Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ инÑÑ Ð¾ÑÑдий. ÐеÑÑвами
поÑÑгаÑелÑÑÑв подобнÑÑ Ð³ÑÑппиÑовок Ñакже ÑÑановÑÑÑÑ Â«Ð¸Ð´ÐµÐ¹Ð½Ñе пÑоÑивники»,
напÑимеÑ, ÑÐ»ÐµÐ½Ñ Ð°Ð½ÑиÑаÑиÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¹, обÑеÑÑвеннÑе деÑÑели и
пÑавозаÑиÑники, вÑÑÑÑпаÑÑие за наÑионалÑно-ÑаÑовÑÑ ÑолеÑанÑноÑÑÑ,
ÑжеÑÑоÑение Ð¼ÐµÑ Ð¿Ð¾ боÑÑбе Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ñм ÑкÑÑÑемизмом, а Ñакже ÑоÑÑÑдники
пÑÐ°Ð²Ð¾Ð¾Ñ ÑаниÑелÑнÑÑ Ð¾Ñганов, ÑÑдÑи, пÑинимавÑие ÑÑаÑÑие в Ñголовном
пÑоизводÑÑве по делам Ñленов ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑкÑÑÑемиÑÑÑÐºÐ¸Ñ ÑоÑмиÑований, дÑÑгие лиÑа,
оказавÑие ÑодейÑÑвие пÑавоÑÑÐ´Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ Ñаким ÑголовнÑм делам (ÑкÑпеÑÑÑ,
ÑпеÑиалиÑÑÑ, ÑвидеÑели).
ÐÑеÑÑÑплениÑ, ÑовеÑÑаемÑе ÑоÑмиÑованиÑми Ñказанного вида, неÑедко
ноÑÑÑ Ð¿ÑблиÑно-демонÑÑÑаÑивнÑй Ñ Ð°ÑакÑеÑ, ÑопÑовождаÑÑÑÑ ÑкÑÑÑемиÑÑÑкими
пÑизÑвами, пÑопагандой и ÑгÑозами, ÑаÑпÑоÑÑÑанением ÑкÑÑÑемиÑÑÑкиÑ
маÑеÑиалов, ÑикÑаÑией и поÑледÑÑÑей демонÑÑÑаÑией ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑплений в
95
компÑÑÑеÑнÑÑ ÑеÑÑÑ (в Ñом ÑиÑле ÑопÑовождаемÑÑ ÑкÑÑÑемиÑÑÑкой пÑопагандой,
лозÑнгами, пеÑнÑми, пÑизнаннÑми ÑкÑÑÑемиÑÑÑкими, и пÑ.).
СÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо ÑкÑÑÑемиÑÑÑкие ÑоÑмиÑованиÑ, ÑовеÑÑаÑÑие
пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑеимÑÑеÑÑвенно по моÑивам ÑаÑовой и наÑионалÑной ненавиÑÑи и
вÑаждÑ, иногда оÑождеÑÑвлÑÑÑÑÑ Ñ Ñак назÑваемÑми гÑÑппиÑовками
«ÑÐºÐ¸Ð½Ñ ÐµÐ´Ð¾Ð²Â». ÐÑо не ÑовÑем веÑно и Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÐµÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð¾ÑделÑнÑÑ
ÑазновидноÑÑÑ
молодежнÑÑ
ÑкÑÑÑемиÑÑÑкиÑ
ÑоÑмиÑований.
Ðвижение
«ÑÐºÐ¸Ð½Ñ ÐµÐ´Ð¾Ð²Â» (Ð¾Ñ Ð°Ð½Ð³Ð». skinhead â бÑиÑоголовÑе) заÑодилоÑÑ Ð² ÐеликобÑиÑании в
конÑе 60-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð² ХХ ÑÑолеÑÐ¸Ñ Ð² ÑабоÑей ÑÑеде на пÑоÑеÑÑной волне пÑоÑив
пÑедоÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑабоÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑÑ Ð¸Ð¼Ð¼Ð¸Ð³ÑанÑам из ÑÑÑан ÑÑеÑÑего миÑа. РРоÑÑии ÑÑо
ÑкÑÑÑемиÑÑÑкое Ñвление наÑало акÑивно ÑаÑпÑоÑÑÑанÑÑÑÑÑ Ñ Ð½Ð°Ñала 90-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð² ХХ
ÑÑолеÑиÑ, пÑиÑем его ÑÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¸Ñповедовали неонаÑиÑÑÑкÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ. Ðо мнениÑ
иÑÑледоваÑелей, за пÑоÑедÑие Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑÑее колиÑеÑÑво подобнÑÑ
гÑÑппиÑовок «ÑÐºÐ¸Ð½Ñ ÐµÐ´Ð¾Ð²Â» бÑло в ÐоÑкве, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑге, ÐÑаÑноÑÑÑке,
ТомÑке, ÐÑкÑÑÑке, ÐладивоÑÑоке, ÐоÑонеже и ЯÑоÑлавле
1
. СÑÐ¾Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð±Ð°Ð²Ð¸ÑÑ, ÑÑо
помимо ÑаÑовой и наÑионалÑной, гÑÑппиÑовки «ÑÐºÐ¸Ð½Ñ ÐµÐ´Ð¾Ð²Â» могÑÑ ÑовеÑÑаÑÑ
пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ моÑÐ¸Ð²Ñ Ð½ÐµÐ½Ð°Ð²Ð¸ÑÑи и вÑÐ°Ð¶Ð´Ñ Ðº инÑм ÑоÑиалÑнÑм гÑÑппам â
пÑедÑÑавиÑелÑм некоÑоÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð½ÑÑ ÑÑбкÑлÑÑÑÑ, Ð»Ð¸Ñ Ð½ÐµÑÑадиÑионной
ÑекÑÑалÑной оÑиенÑаÑии.
Ðа Ð½Ð°Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд, Ñ ÐºÑиминалиÑÑиÑеÑкой ÑоÑки зÑениÑ, ÑкÑÑÑемиÑÑÑкие
ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Â«ÑÐºÐ¸Ð½Ñ ÐµÐ´Ð¾Ð²Â» имеÑÑ Ð²Ñе Ñе же пÑизнаки, ÑÑо и дÑÑгие гÑÑппиÑовки
ÑÑого вида. ÐдинÑÑвеннÑм ÑвнÑм оÑлиÑием вÑÑÑÑпаеÑ, пожалÑй, ÑвнаÑ
демонÑÑÑаÑивноÑÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑионалиÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñдов и Ñбеждений Ñленами
ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð³ÑÑппиÑовок, в Ñом ÑиÑле и в повÑедневной жизни. ÐÑо вÑÑажаеÑÑÑ Ð²
оÑобом Ñ Ð°ÑакÑеÑе поведениÑ, внеÑнего вида и обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñленов подобнÑÑ
гÑÑппиÑовок. Так, Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¸Ð· Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑнÑ, напÑимеÑ, вÑбÑиÑÑе головÑ
или коÑоÑкие ÑÑÑижки, полÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ð°, кÑÐµÐ¿ÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±ÑÐ²Ñ Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ или
Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ обÑазÑа (в Ñом ÑиÑле Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ð½ÐµÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑÑжкого вÑеда здоÑовÑÑ Ð¿Ñи
1
См.: Родионов Ð.Ð. ÐÐ¸Ð´ÐµÑ Ð² молодежной ÑÑеде - пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоÑиводейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑкÑÑÑÐµÐ¼Ð¸Ð·Ð¼Ñ // ÐбÑеÑÑво и
пÑаво. 2008, â1. -С.25.