ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.09.2019
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
А = А8 - А1 - А5 - А3 - А2 - А4 - А6 - А10.
Решение прямой задачи методом полной взаимозаменяемости (расчеты ведутся методом максимума-минимума)
Решение уравнения номинальных размеров
Расчет допусков составляющих звеньев размерной цепи
Определяем расчетный допуск на специальное звено:
Определение предельных отклонений
Определяем координаты середин полей допусков замыкающего и составляющих звеньев размерной цепи:
Определяем координату середины поля допуска специального звена:
Определяем предельные отклонения специального звена:
Таким образом, расчетное значение специального звена:
Проверяем правильность решения прямой задачи (обратная задача)
М ОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Кафедра технологии конструкционных материалов
Курсовая работа
«Расчет размерных цепей»
Проверил:
Выполнил:
Группа:
МОСКВА 2017
Расчет
размерной цепи (Т30)
(вариант №3)
1. Задача расчета.
Рассчитать допуски и предельные отклонения на составляющие звенья размерной цепи, обеспечив величину зазора между торцом глухой крышки и подшипником редуктора.
Расчеты произвести методом полной взаимозаменяемости (способ расчета на max – min), неполной взаимозаменяемости (теоретико-вероятностный способ расчета) и методом регулирования.
В каждом методе решить прямую и обратную задачу размерной цепи.
2. Условия расчета.
Допуск подшипников: ТB=0,150.
При расчете теоретико-вероятностным методом принять для всех составляющих звеньев размерной цепи α = -0,3; ; λ/ = 1/3; коэффициент риска t = 2.
При расчете методом регулирования средне-экономическую точность обработки деталей принять по 11 квалитету.
3. Для решения прямой задачи, используя заданные параметры замыкающего звена:
Схема редуктора, эскизы сборочных и деталировочных чертежей
4. Исходные данные для расчета размерной цепи:
Обозначение составляющего звена |
Наименование детали по спецификации |
Звено отненсено к отверстию или к валу |
Передаточное отношение |
Номинальные разм. и допуски стандартных элементов |
Номинальный размер по заданному вар. |
Номин. размер, округленный по ГОСТ6636-69 |
Единица допуска i мкм |
A |
Замыкающее звено |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
А1=В |
Подшипник |
вал |
-1 |
|
- |
- |
- |
А2 =ℓ9 |
Кольцо |
вал |
-1 |
- |
10 |
12 |
1,08 |
А3=ℓ8 |
Зубчатое колесо |
вал |
-1 |
- |
30 |
30 |
1,31 |
А4=ℓ20 |
вал |
вал |
-1 |
- |
61 |
56 |
1,86 |
А5=В |
Подшипник |
вал |
-1 |
|
- |
- |
- |
А6=ℓ2 |
Крышка |
отв. |
-1 |
- |
10 |
11 |
1,08 |
А7=ℓ |
Прокладка |
вал |
+1 |
- |
- |
- |
- |
А8=ℓ3 |
Корпус |
вал |
+1 |
- |
175 |
180 |
2,52 |
А9=ℓ |
Прокладка |
вал |
+1 |
- |
- |
- |
- |
А10=ℓ2 |
Крышка |
отв. |
-1 |
- |
10 |
11 |
1,08 |
Единица допуска постоянна для каждого из интервалов размеров и определяется из таблицы 3, прил. 1.
Составление уравнения номинальных размеров:
А = А8 - А1 - А5 - А3 - А2 - А4 - А6 - А10.
Решение
прямой задачи методом полной
взаимозаменяемости
(расчеты ведутся
методом максимума-минимума)
Решение уравнения номинальных размеров
Подставляя номинальные размеры составляющих звеньев размерной цепи по заданному варианту, получаем:
A = 175 – 25 – 25 – 30 – 10 - 61 - 10 - 10 = 4 мм.
Проверяем соответствие номинальных размеров составляющих звеньев рядам линейных размеров по ГОСТ 6636-69 (таблица 4, прил. 1). Некоторые размеры не являются стандартными. За счет этих размеров, приняв стандартные значения, можно достичь требуемого A = 10.
A = 180 – 25 – 25 – 30 – 12 - 56 - 11 – 11 = 10 мм.
Расчет допусков составляющих звеньев размерной цепи
Определим квалитет, одинаковый для всех составляющих звеньев:
По таблице 1, прил. 1 принимаем 7 квалитет, для которого к =16.
Назначаем допуски по таблице 1, прил. 5 на все составляющие звенья по IT7 (кроме звеньев с заранее заданными допусками и звена А8, принимаемого в качестве специального звена):
ТА1 = 0,150 мм (задан);
ТА2 = 0,018 мм;
ТА3 = 0,021 мм;
ТА4 = 0,030 мм;
ТА5 = 0,150 мм (задан);
ТА6 = 0,018 мм;
ТА10 = 0,018 мм.
Определяем расчетный допуск на специальное звено:
Ближайший (меньший) стандартный допуск по таблице 5, прил. 1 IT8=0,063 мм, таким образом для дальнейших расчетов принимаем ТА8 сп = 0,063 мм.
Определение предельных отклонений
Назначаем предельные отклонения на все размеры составляющих звеньев размерной цепи (кроме специального звена), как на основные валы или отверстия, соответственно по h7 и H7:
А1 = (задан);
А2 = ;
А3 = ;
А5 = (задан);
А6 = ;
А10 = .
Определяем координаты середин полей допусков замыкающего и составляющих звеньев размерной цепи:
Определяем координату середины поля допуска специального звена:
Определяем предельные отклонения специального звена:
Таким образом, расчетное значение специального звена:
Подбираем ближайшее стандартное значение основного отклонения специального звена. Расчетное основное отклонение специального звена –нижнее eiА8 сп=+67 мкм. По таблице числовых значений основных отклонений ГОСТ 25346-89 (таблица 6, прил. 1) выбираем стандартное основное отклонение: r (eiА8 сп=+68 мкм).
Второе предельное отклонение рассчитываем по формуле:
esА8 сп = eiА8 сп + ТА8 сп.
Проверяем правильность решения прямой задачи (обратная задача)
Расчетное значение замыкающего звена:
Прямая задача решена правильно, если выполняются следующие соотношения между рассчитанными и заданными параметрами исходного звена:
Данный вариант отвечает требуемым соотношениям между рассчитанными и заданными параметрами исходного звена.
Вывод: требуемая точность исходного звена при расчетах методом полной взаимозаменяемости достигается при следующих размерах составляющих звеньев:
А1 = ; А2 = ; А3 = ; А4 = ; А5 = ; А6 = ; А8 = ; А10 = .
Вместе с тем метод полной взаимозаменяемости в данном случае неприемлем, так как не обеспечивается требование средней экономической точности (составляющие звенья приходится изготавливать по 7 квалитету).
Решение прямой задачи
методом неполной взаимозаменяемости
(расчеты ведутся вероятностным
методом)
Расчет допусков составляющих звеньев размерной цепи
Определим квалитет, одинаковый для всех составляющих звеньев:
Согласно таблице 1, прил. 1 принимаем 12 квалитет, для которого к=160.
Назначаем допуски по ГОСТ 25346-89 на все составляющие звенья (кроме звеньев с заранее заданными допусками и звена А8, принимаемого в качестве специального звена) по IT12:
ТА1 = 0,150 мм (задан);
ТА2 = 0,180 мм;
ТА3 = 0,210 мм;
ТА4 = 0,300 мм;
ТА5 = 0,150 мм (задан);
ТА6 = 0,180 мм;
ТА10 = 0,180 мм.
Определяем расчетный допуск на специальное звено:
Ближайший стандартный допуск по ГОСТ 25346-89 IT12=0,400 мм, его и принимаем для дальнейших расчетов: ТА8 сп=0,400 мм.
Определение предельных отклонений
Назначаем предельные отклонения на все размеры составляющих звеньев размерной цепи (кроме специального звена), как на основные валы или отверстия, соответственно по h12 и H12:
А1 = (задан);
А2 = ;
А3 = ;
А4 = ;
А5 = (задан);
А6 = ;
А10 = .
Определяем координаты середин полей допусков исходного и составляющих звеньев размерной цепи:
Определяем координату середины поля допуска специального звена:
Определяем предельные отклонения специального звена:
Таким образом, расчетное значение специального звена:
Подбираем ближайшее стандартное значение основного отклонения специального звена. Расчетное основное отклонение специального звена – верхнее esА8 сп=-92,5 мкм. По таблице числовых значений основных отклонений выбираем ближайшее стандартное основное отклонение h (esА8 сп=0 мкм).
Второе предельное отклонение рассчитываем по формуле:
eiА8 сп = esА8 сп -ТА8 сп.
Таким образом далее принимаем стандартное значение специального звена:
Проверяем правильность решения прямой задачи (обратная задача)
Таким образом, расчетное значение замыкающего звена:
Вводим второе специальное звено в качестве которого выбираем звено А4 = А4 сп. Назначаем для него (вместо h12) поле допуска с12 . Координата середины поля допуска звена также изменится:
Подставляем новое значение ЕсА4 сп в формулу расчета середины поля допуска замыкающего звена:
Таким образом, расчетное значение замыкающего звена:
Данный вариант отвечает требуемым соотношениям между рассчитанными и заданными параметрами исходного звена.
Вывод: требуемая точность исходного звена при расчетах методом неполной взаимозаменяемости достигается при следующих размерах составляющих звеньев:
А1 =; А2 =; А3 =; А4 =; А5 = ; А6 = ; А8 =; А10 =.
Вместе с тем метод неполной взаимозаменяемости в данном случае приемлем, так как обеспечивается требование средней экономической точности (составляющие звенья приходится изготавливать по 12 квалитету, а специальное звено по 12 квалитету).
Решение прямой задачи
методом регулирования
(расчеты
ведутся методом максимума-минимума)
В качестве компенсирующего звена выбираем прокладку.
Назначаем допуски TAi на размеры всех составляющих звеньев размерной цепи (кроме компенсационного звена) исходя из условий экономической целесообразности (по IT11).
ТА1 = 0,150 мм (задан);
ТА2 = 0,110 мм;
ТА3 = 0,130 мм;
ТА4 = 0,190 мм;
ТА5 = 0,150 мм (задан);
ТА6 = 0,110 мм;
ТА8 сп = 0,250 мм;
ТА10 = 0,110 мм.
Определяем допуск замыкающего звена ТА при принятых допусках TAi составляющих звеньев (для метода максимума-минимума):
Определение предельных отклонений
Назначаем предельные отклонения на все размеры составляющих звеньев размерной цепи (кроме специального звена), как на основные валы или отверстия, соответственно по h11 и H11:
А1 = (задан);
А2 = ;
А3 = ;
А4 = ;
А5 = (задан);
А6 = ;
А10 = .
Определяем координаты середин полей допусков составляющих звеньев размерной цепи:
Определяем отклонения специального звена с целью совмещения верхних отклонений (ESA=ESA) расчетного поля допуска (TA) и заданного поля допуска (TA), так как прокладка-компенсатор является увеличивающим звеном размерной цепи.
Таким образом, расчетное значение специального звена:
Подбираем стандартные значения предельных отклонений специального звена. Расчетное основное отклонение специального звена – верхнее esА8 сп=-220 мкм. По таблице числовых значений основных отклонений выбираем ближайшее стандартное основное отклонение с (esА8 сп=-230 мкм).
Второе предельное отклонение рассчитываем по формуле:
eiА8 сп = esА8 сп - ТА8 сп.
Таким образом, далее рассматриваем стандартное значение специального звена:
Уточняем расположение поля допуска ТА, так как принятие стандартных предельных отклонений специального звена приведет к несовпадению верхних отклонений (ESAESA).
Так как прокладка-компенсатор является увеличивающим звеном размерной цепи:
Определяем величину наибольшей возможной компенсации ТАк.
Так как прокладка-компенсатор, является увеличивающим звеном размерной цепи:
Определяем число ступеней компенсации, число и размер прокладок-компенсаторов
-суммарная толщина одновременно выставленных прокладок=2*0,2=0,4 мм< ТА=0,49 мм, т.к. S=0,2 мм-толщина прокладки.
Вывод: требуемая точность исходного звена при расчетах методом регулирования достигается при следующих размерах составляющих звеньев:
А1 = ; А2 = ; А3 = ; А4 = ; А5 = ; А6 =; А8 = ; А10 = .
В качестве звена-компенсатора использована прокладка толщиной S=0,2 мм. Компенсация производится следующим образом:
-
если действительное отклонение исходного звена находится в зоне 1 – прокладки не ставятся;
-
если в зоне 2 – ставятся две прокладки;
-
если в зоне 3 – ставится четыре прокладки.
Метод регулирования обеспечивает требование средней экономической точности (все составляющие звенья изготавливаются по 11 квалитету).
Схема компенсации