Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Социально-психологический климат и конфликт).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в организации
1.1. Понятие конфликта и стили конфликтного поведения
1.2. Социально-психологический климат и конфликт
1.3. Методы управления конфликтами
Глава 2. Анализ процесса управления конфликтами в организации
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Характеристика организационно-правовой формы и анализ организационной структуры управления
2.3. Экономическая характеристика предприятия
2.4. Анализ управления конфликтами на предприятии
Глава 3. Разработка рекомендаций по управлению конфликтами в организации
Таким образом, низкая удовлетворенность сотрудниками условиями труда и межличностными отношениями в коллективе, является одной из первопричин конфликтных ситуаций.
Поэтому основные мероприятия по решению конфликтных ситуаций должны быть направлены, в том числе, и на повышение удовлетворенности сотрудниками условиями труда.
Также для выяснения сути конфликтных ситуаций и моделей поведения сотрудников предприятия в этих ситуациях было проведено подробное исследование существующей системы управления конфликтами в организации.
В первую очередь было выяснено, ведется ли фиксация конфликтов на предприятии в каких-либо документах. После того, как обнаружилось, что как таковой фиксации в документах не имеется, анализ проводился путем включенного наблюдении автора в естественные условия.
В процессе деятельности ООО «Грандкафе» ежедневно возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты. По длительности протекания возникают кратковременные, а иногда и затяжные конфликты, связанные с серьезными нравственно-психологическими травмами.
На основе анализа конфликтных ситуаций в ООО «Грандкафе» было выявлено несколько типов конфликтов, разрешение которых возможно различными способами.
Рассмотрим более подробно каждый из выявленных типов конфликта с точки зрения профилактики и разрешения конфликтной ситуации (таблица 5).
Таблица 5
Организационно-управленческие конфликты и основные направления по их предупреждению
Виды конфликтов |
Пути профилактики и разрешения конфликтов |
Конфликты ценностей, культуры, неудовлетворенных потребностей личности — межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, иррациональные |
|
Культурно-ценностные конфликты из-за различий интересов, ценностных ориентации, культуры, индивидуальных различий людей |
Управление организационной культурой. Позитивное поведение. |
Конфликты неудовлетворенных потребностей личности из-за невыплаты в срок и в полном объеме заработной платы; низкого уровня мотивации, отсутствия стимулирования груда, недостаточного использования всех организационных форм долгосрочного и краткосрочного мотивационного воздействия на работников |
Учитывать потребности людей, применять достаточно эффективные стимулы их мотивации с учетом возможностей самой организации. Комплекс организационных форм мотивационного воздействия. Планирование карьеры. Самореализация на работе, возможности для деловой карьеры, продвижения, роста, здоровья, отдыха и т. п. |
Конфликты за власть и статус, лидерство внутри самой организации. Вертикальный конфликт, связанный с иерархией |
Методы, связанные с использованием менеджерами своего положения в организации, — убеждение, коалиции, соглашение, требования, обращение к авторитетам, применение санкций. Соблюдение баланса прав и обязанностей между разными уровнями организации. Руководитель организации — лидер. |
Конфликт между формальной и неформальной организациями |
Управление корпоративной культурой, внимание к деталям реальной жизни в организации. Общие ценности, обряды и т. п. |
Функционально-управленческие внутриорганизационные конфликты — вертикальные, горизонтальные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, ролевые |
|
Конфликты дефицита ресурсов из-за дефицита ресурсов, их распределения в организации. Всегда на всех чего-то не хватает |
Увеличение ресурсов, создание задела в работе, запасов материалов и комплектующих. Гласность и обоснованность в распределении. Стратегическое планирование |
Конфликты менеджмента в организации из-за ошибок в планировании, организации, принятии не самых лучших управленческих решений, слабого контроля |
Развитие управления, организационные изменения, бенч-маркинг. Сбор и анализ нужной информации. Стратегическое и оперативное планирование. Обогащение работы. Повышение компетентности менеджеров, их квалификации. Организация действенного контроля |
Конфликты в сфере финансов из-за злоупотреблений, нарушений действующего законодательства, несвоевременной уплаты налогов государству, субъектам РФ, муниципальным образованиям и др. |
Постоянный контроль. Грамотный финансовый менеджмент. Проверки финансово-хозяйственной деятельности, ревизии, внешний аудит |
Трудовые конфликты из-за нарушений трудовой и производственной, технологической дисциплины |
Четкие правила внутреннего распорядка, удобный режим работы. Контроль. Привлечение посредников, участие профсоюзов |
Внутриорганизационные, ролевые конфликты из-за ошибок в практике работы с персоналом, в отборе, повышении квалификации кадров. |
Создание и функционирование эффективной системы поиска, отбора, найма и адаптации персонала. Постоянное повышение квалификации менеджеров, всех работников |
Коммуникационные информационные конфликты возникают из-за того, что деловое общение в организации, информационные потоки отработаны слабо; постоянно возникает дефицит нужной оперативной информации. Сбои в работе |
Использование современных информационных технологий. Подготовка и внедрение информационной управляющей системы. Обучение персонала, повышение квалификации |
Инновационные конфликты из-за нововведений по модернизации производства, проведения организационных изменений, реинжиниринга бизнес-процессов и др. |
Общение, переговоры, соглашения. Обучение, повышение квалификации. Помощь. Поддержка. Мотивация. Ответственность за качество, программа новых ценностей, новая культура. |
Структурно-функциональные конфликты — горизонтальные, вертикальные, рациональные межгрупповые |
|
Несоответствие структуры организации решаемым задачам. Различия в целях структурных подразделений и способах достижения целей |
Реструктуризация управления. Отработать функциональные связи между структурными подразделениями организации |
Конфликт между штабным и линейным персоналом |
Для улучшения коммуникаций штабным служащим использовать прием сначала внуши, а потом приказывай. Создание целевых или автономных групп. Общий заместитель или куратор, координатор и др. |
Взаимозависимость решаемых задач структурными подразделениями организации, конфликтующими группами. Горизонтальные конфликты целей |
Снижение взаимозависимости конфликтующих групп. Дифференциация и автономизация, перераспределение ответственности подразделений организации. Их «разведение» по ресурсам, целям, средствам и т д. |
Конфликты неопределенности в сфере полномочий |
Отработка нормативных процедур, должностных обязанностей. Делегирование полномочий |
Конфликты с внешней средой |
|
Конфликты с потребителями из-за низкого качества товаров и услуг, не устраивающего потребителей |
Внедрение системы качества |
Конфликты с поставщиками, нарушение договорных обязательств |
Достоверная информация. Обеспечение правовой защиты |
Корпоративные конфликты (корпоративные войны). Слияния и поглощения |
Закон. Стабильность персонала |
Таким образом, на основе таблицы 8 можно предложить следующие пути разрешения конфликтов в ООО «Грандкафе»:
1. Привлечение консалтинговой фирмы для решения организационных проблем компании.
В ООО «Грандкафе» отсутствует стратегическое планирование, особенно четко это проявляется сбоями в системе снабжения, что создает дополнительный стресс и конфликты в коллективе. Руководство компании должно разработать стратегию деятельности организации. Возможно, для этих целей будет целесообразным пригласить консалтинговую фирму, которая бы выработала предложения по повышению качества предоставляемых услуг предприятия, его рекламной деятельности и т.п.
2. Изменение организационной структуры предприятия в рамках распределения полномочий заместителя директора.
Необходимо срочно изменить структуру организации, разделив функции бухгалтера, администратора и экспедитора. На должность администратора-экспедитора принять на работу нового сотрудника. Выполнявшая ранее эти три функции Елена была по сути заместителем директора фирмы, поэтому целесообразно ее должность именно так и обозначить в штатном расписании. Заместителю директора будут подчиняться администратор и отдел снабжения, дополнительно в его обязанности может войти направление по управлению персоналом, который и будет разработать действенную систему мотивации сотрудников.
3. Разработка эффективной корпоративной культуры организации.
Нужно уделить существенное внимание корпоративной культуре. Внутренние межличностные конфликты говорят о недостаточном уровне организационной культуры в ООО «Грандкафе», несплоченности коллектива. Возможно проведение общих мероприятий, таких как, например, совместный выезд на природу, позволило сформировать общие ценности коллектива.
4. Внедрение мотивационных факторов в управлении персоналом.
Для предотвращения конфликтов, связанных с оценкой работы персонала и его денежного вознаграждения, а также снижения текучести кадров среди официантов необходима дополнительная мотивация данных сотрудников, например, в виде пусть небольшого, но регулярного повышения зарплаты тем работникам, которые долго работают в организации, либо предоставление системы скидок для пользования услугами ООО «Грандкафе».
Все указанные предложения были предоставлены руководству ООО «Грандкафе», и директор предприятия выразил намерение реализовать на практике часть предложений, высказанных в курсовой работе.
Заключение
В ходе выполнения курсового проекта была достигнута цель работы – разработаны предложения и рекомендации по управлению конфликтами и предупреждению их появления на предприятии.
Решены поставленные в работе задачи:
1. Изучены теоретические основы управления конфликтами в организации.
Дано определение конфликта в организации. Разобраны причины возникновения и способы решения конфликтов в организации.
2. Исследована деятельность ООО «Грандкафе»;
В работе приведена общая характеристика деятельности организации, представлена динамика базовых показателей технико-экономической деятельности предприятия.
3. Проведен анализ существующих конфликтов на ООО «Грандкафе»;
Основными причинами конфликтов в организации являются:
- Различия интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных различий людей.
- Неудовлетворенные потребности личности.
- Борьба за власть и статус, лидерство внутри самой организации.
- Соревнование и конкуренция.
- Психологическая несовместимость.
- Внутригрупповые предпочтения, то есть деление по принципу «свой — чужой».
- Искажение информации в процессе коммуникации.
- Ролевая разбалансированность.
- Разные цели и интересы подразделений с различными функциями.
4. Разработаны предложения по урегулированию и предупреждению конфликтов на ООО «Грандкафе»;
В рамках данных мероприятий предлагаются следующие рекомендации:
1) Привлечение консалтинговой фирмы для решения организационных проблем компании.
2) Изменение организационной структуры предприятия в рамках распределения полномочий заместителя директора.
3) Разработка эффективной корпоративной культуры организации.
4) Внедрение мотивационных факторов в управлении персоналом.
Список литературы
1. Анцупов А.Я. Конфликтология. - СПб. : Питер, 2016. - 490 с.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: практикум / Т. Ю. Базаров. - М., 2015. - 239 с.
3. Бухалков М.И Управление персоналом на предприятии. - М. : Экзамен, 2016. - 320 с.
4. Гайнутдинов Р.М. Управление персоналом. - Ярославль : Изд-во МУБиНТ, 2015. - 179 с.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта/ Н. В. Гришина. - 2-е изд., перераб. И доп. - СПб. : Питер, 2016. - 538 с.
6. Егоршин А.П .Организация труда персонала : учебник / А. П. Егоршин, А. К. Зайцев. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
7. Кибанов А.Я. Конфликтология: учебник / А. Я. Кибанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 301 с.